Киеву придется говорить с Донбассом
На модерации
Отложенный
Политолог Денис Денисов — о том, как ООН фактически признала конфликт в Донбассе гражданской войной
В недавно опубликованном докладе Верховного комиссара ООН по правам человека об ответственности за убийства на Украине с января 2014 года по май 2016-го сторонами конфликта названы две группы: силы, выступающей за единство Украины, с одной стороны, и группы, отстаивающие необходимость переустройства государства на федеративных началах, — с другой. Таким образом, специалисты ООН фактически признали конфликт в Донбассе гражданской войной.
Следует признать, что в рамках международного права понятие гражданской войны не имеет единой дефиниции. Однако есть ряд определений, способных претендовать на адекватную оценку этого явления. Так, Дополнительные протоколы Женевских соглашений 1977 года относят к гражданской войне («вооруженному конфликту немеждународного характера») все вооруженные конфликты на территории какой-либо страны между ее вооруженными силами и другими «организованными вооруженными группами», которые осуществляют контроль над частью территории и ведут непрерывные и согласованные военные действия.
Емкую характеристику гражданской войны дал в 1944 году социолог Питирим Сорокин в своей работе «Причины войны и условия мира». Он пишет: «Гражданские войны возникали от быстрого и коренного изменения высших ценностей в одной части данного общества, тогда как другая либо не принимала перемены, либо двигалась в противоположном направлении».
В среде правоведов-международников распространено определение, рассматривающее гражданскую войну как вооруженный конфликт в обществе, сопровождающийся разделением страны на две и более внутренне организованные части, открыто борющиеся друг с другом за политическое или какое-либо иное верховенство в стране.
Как видно, все вышеупомянутые определения соотносятся с конфликтом на Донбассе и опровергают точку зрения руководителей Украины, полагающих, что всё происходящее в стране должно рассматриваться в качестве внешней агрессии и не может быть квалифицировано как гражданская война.
Но вернемся к докладу Верховного комиссара ООН. В нем приведены конкретные цифры: за время конфликта было убито 9404 человек, из которых до 2 тыс. — это гражданские лица. В документе особо подчеркивается, что подавляющее большинство жертв среди гражданского населения, на территориях контролируемых правительством Украины, и на территориях, которые контролируются вооруженными группами ДНР и ЛНР, стали результатом неизбирательных обстрелов жилых районов.
В этом контексте крайне циничным выглядит комментарий МИД Украины относительно этого документа: «К сожалению, большинство жертв среди гражданского населения было зафиксировано от артиллерийских обстрелов жилых районов со стороны незаконных вооруженных формирований.
Украинским вооруженным силам запрещено вести огонь по позициям боевиков, которые расположены в районах, где проживают мирные жители». То есть обстрелов Донецка, Горловки, Докучаевска и других населенных пунктов, находящихся вблизи линии разграничения, по мнению украинских дипломатов, просто нет! И это несмотря на сотни доказательств, задокументированных представителями ОБСЕ, ДНР и ЛНР и представленных мировому сообществу.
В докладе также отмечено, что ответственность за гибель людей в Донбассе несут обе стороны, и тем удивительнее официальная позиция Украины, отрицающая причастность представителей СБУ, ВСУ и так называемых добровольческих батальонов к убийствам граждан в Донбассе. Ведь по мнению составителей доклада, в убийствах в Донбассе замешаны следующие подразделения: «Айдар», «Азов», «Днепр-1», «ДУК», «Гарпун», «Киев-2», «Шахтерск» («Торнадо»), 25-я отдельная аэромобильная бригада и Служба безопасности Украины (СБУ).
Составители документа также предполагают, что все описанные в докладе убийства в ходе вооруженного конфликта в восточной части Украины были осуществлены по воле или с молчаливого согласия членов вооруженных групп, украинских военных или представителей правоохранительных структур.
Также в докладе указывается, что приостановление Украиной соблюдения некоторых обязательств в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод привело к тому, что украинские граждане фактически лишились права на юридическую защиту и справедливые судебные разбирательства. Авторы доклада напоминают Киеву, что подобные действия недопустимы. Важно подчеркнуть, что в опубликованном документе прямо говорится и о саботаже Украиной расследований, связанных с убийствами в ходе государственного переворота 2014 года и трагедии в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года
Конечно, данные, опубликованные в докладе Верховного комиссара ООН по правам человека не стали откровением или сенсацией, так как описанные ужасы войны постоянно появляются на страницах газет и в информационных ресурсах в интернете.
Здесь важно другое.
Впервые в своих официальных документах ООН подтверждает, что конфликт на юго-востоке Украины имеет все признаки гражданской войны. Поэтому можно сделать однозначный вывод, что его невозможно разрешить и прийти к мирному урегулированию без прямых переговоров между представителями ДНР и ЛНР и Украиной. Как известно, руководители ДНР и ЛНР к этому готовы. Но готов ли к этому Киев?
Автор — директор Украинского филиала Института стран СНГ
Мнение автора
Комментарии
Но, наверное, здесь логика бессильна.
Такое впечатление, что наивный автор доклада пытается аргументированно что-то доказать слепоглухонемым, да ещё мастерам базарного стиля.
"Не столь важно зашить свои штаны, сколь важно повернуться так, чтобы дыра не была видна".
Вот они и вертятся...