День победы ФСБ

Президент Владимир Путин ежегодно объявляет о десятках предотвращенных терактов и благодарит спецслужбы за "высокий уровень концентрации и мобилизации". Так, по официальным данным, в 2015 году было предотвращено 30 преступлений террористической направленности, а в 2014-м аж 59, из них – 8 крупных терактов. Суды штампуют приговоры, официальные СМИ рапортуют об успехах, а герои-силовики получают повышения по службе. Впрочем, на поверку многие террористические дела кишат нестыковками, которые заставляют сомневаться: а не отправляют ли в лагеря невиновных?

Радио Свобода подробно разбирало процесс о несостоявшемся подрыве кинотеатра "Киргизия", дело Саиды Халиковой, осужденной за финансирование терроризма, и Рашида Евлоева, которого судят за подготовку теракта, несмотря на подтвержденное документами алиби. Один из терактов 2014 года не состоялся 9 мая у здания администрации подмосковного Одинцово: 10 предполагаемых организаторов были задержаны за два дня до праздника. О спецоперации было доложено президенту, следствие шло почти полтора года, и 10 марта 2016 года Московский окружной военный суд назначил шестерым обвиняемым от 11 до 14 лет лишения свободы. Осужденные – братья Юсуф и Вагид Гусейхановы, братья Асред и Ильдархан Ризахановы, Азим Исмаилов и Семед Нурмагомедов – уроженцы двух соседних дагестанских сел Куштиль и Яргиль Хивского района, работали в Одинцове на строительном рынке "АКОС". Самому младшему из осужденных, Ильдархану Ризаханову, 26 лет; самому старшему, Семеду Нурмагомедову, – 34. Некоторые телеканалы, в частности "Москва 24", поспешили заявить, что осужденные признали свою вину. Вины на самом деле никто не признал.

Безопасная бомба

Согласно изначальной версии следствия, 10 уроженцев Дагестана решили устроить взрыв в центре Одинцова 9 мая 2014 года. Для этого они привезли гранату Ф-1 из схрона в Дагестане, собрали на съемной квартире на Молодежной улице в том же Одинцове самодельное взрывное устройство (СВУ), распечатали карту города, план праздничных мероприятий и даже инструкцию по сбору СВУ. Обвинение подтверждали результаты обыска и показания свидетелей. При этом все значимые для обвинения свидетели были засекречены, и ни один из незасекреченных свидетелей не дал показаний, которые свидетельствовали бы в пользу подготовки теракта.

Самодельное взрывное устройство, якобы найденное в квартире в ОдинцовеСамодельное взрывное устройство, якобы найденное в квартире в Одинцове

​Нестыковки начинаются с первых же листов 18-томного уголовного дела.

Около 5 утра 7 мая спецназ МВД ворвался в квартиру на Молодежной улице, не имея ни судебного ордера, ни согласия арендаторов или хозяина квартиры. Как рассказал Радио Свобода один из задержанных, Уллубий Абдурагимов, жильцов вывели в коридор и поставили лицом к стене, после чего оперативники вошли в квартиру – якобы чтобы проверить, что там никого не осталось. Сотрудница пресс-службы ГУЭБ и ПК МВД Ирина Макарова, в задачи которой входила видеосъемка операции, впоследствии показала на суде, что спецназовцы зашли в квартиру с большой сумкой – ни понятые, ни жильцы при этом не присутствовали. Был зато кинолог с собакой, которая, согласно материалам дела, и обнаружила взрывное устройство в коридоре под грудой обуви. По словам той же Макаровой, собака сперва прошла на кухню, затем в комнату, и только потом отреагировала на черный пакет в коридоре. Ее показания противоречат словам кинолога Алексея Локтикова, сказавшего, что собака сразу нашла СВУ. Свидетелям приходится верить на слово: съемки, которую производила Макарова, в деле нет – по ее словам, она как-то пропала с носителя. Странными кажутся и действия фотографа УМВД "Одинцово" Александра Шинникова: он спокойной открыл пакет с гранатой, переместил его в ванную, где, очевидно, было больше света, и сфотографировал. Взрывотехники ФСБ в специальных костюмах приехали несколько позже.

Найденных вещдоков оперативникам показалось недостаточно, вечером того же дня они вернулись на Молодежную и нашли в ванной незамеченные утром баллон от монтажной пены и испачканную пеной одежду. По мнению адвоката Вадима Смирнова, это позволяло доказать факт изготовления взрывного устройства – иначе версия с тем, что гранату подбросили спецназовцы, выглядела очень уж правдоподобной. Полицейских и тут подвела техника: оперуполномоченный Смирнов не разрешил эксперту УМВД "Одинцово" производить съемку на профессиональный фотоаппарат, сказав, что отснимет все на свой айфон. Но фотографий, которые бы подтверждали, что пена на самом деле располагалась в ванной, в деле тоже нет – айфон у оперуполномоченного неожиданно сломался. 

Далее тут http://www.svoboda.org/content/article/27862367.html