Оппозиция в рамках дозволенного

На модерации Отложенный

Демократами в нашей стране всегда называли борцов с властью. За исключением того периода, когда они сами были у власти и назывались демократическим правительством Ельцина – например, как тот же Немцов. Но в этом скрывается большое недоразумение, ведь демократия сама по себе не означает просто власть людей, которые называют себя демократами. Демократия – это правление закона, ответственность избранных перед избирателями и многое другое, но не совсем то, о чем говорят Немцов с Касьяновым. Общее представление о демократии у них есть, но как именно создавать демократическое государство, честно говоря, я от них не слышал. Например, в западном мире демократия развилась после нескольких веков существования правового государства, чего у нас и в помине нет.

Поэтому я не стал бы по отношению к коалиции «За Россию без произвола и коррупции» применять слово демократическая, так как многие другие люди имеют больше оснований считать себя демократами. Демократия – как известно, власть народа. Эти люди, конечно, тоже отстаивают принципы демократии, но не они одни. Я бы назвал ее, скажем, радикально-либеральной оппозицией.

Коалиция достаточно любопытная по составу – Касьянов, Милов, Рыжков и Немцов. Очень разные люди, и я почти уверен, что такая коалиция не доживет до выборов. Это те самые либералы, которые всегда оказывались в оппозиции к чему-либо, в том числе и к своим самым близким братьям по разуму. У меня на этот счет не самые радужные предсказания. Тем более, с таким неудобоваримым и претенциозным именно для этой группы названием – «против произвола и коррупции». Несмотря на то, что во главе Касьянов, известный в народе под прозвищем «Миша 2%». Также много коррупционных скандалов числится за Немцовым. Рыжков и Милов, впочем, в этом незапятнанны.

Все они выглядят сейчас не слишком серьезно. Многие из них уже побывали у власти в самых разных качествах – один был премьер-министром, другой вице-премьером, третий главой правящей партии, четвертый замминистром экономики. Наиболее тяжеловесной политическая фигурой в этом альянсе мне представляется Касьянов – все-таки был премьером.

Но это не свежие лица, а люди, которых власть выкинула и которые за это на нее обижены. Что, кстати, не делает их автоматически демократами.

Любые политики в определенный момент ищут свою политическую игру, и эти тоже ищут. Но заявка, на мой взгляд, слабенькая. Для участия в избирательной компании еще требуется, чтобы тебя зарегистрировали, определенное количество членов партии, которых пока судя по всему не хватает. Я уверен, что если это будет партией Касьянова, то ее точно не зарегистрируют – на Касьянова в Кремле стойкая аллергия. И у Путина, и у Медведева.

Массовость коалиция обеспечить не сможет. Недавно состоявшийся на Болотной площади митинг – еще не показатель. Несмотря на заявления, он был не слишком большой. Мы еще помним, что такое массовые митинги, когда Ельцин выводил на Манежную площадь в 90м году сто тысяч. В данном случае митинг даже крошечный. Массовость как раз и обеспечивал Лимонов, у него сторонников больше. Но ему играть в легальные игры неинтересно, его больше интересуют запрещенные акции с мордобоем, арестами и прочими радостями. Привлекать его на свою сторону коалиция не собирается, что, конечно, правильно, но без него она не сможет обеспечивать массовость.

Митинг на Болотной площади был маленьким, и необычного в нем было только то, что оппозиция впервые за долгое время согласилась провести митинг в том формате и на том месте, которое предложила власть. Конечно, для оппозиции в какой-то мере это не очень интересно, так как никто не разгонял, никакого мордобоя и соответствующей картинки не было. Не участвовал Лимонов, что всегда являлось раздражающим фактором для властей. Его партия запрещена, поэтому ее участие в той или иной акции вызывает повышенную активность правоохранительных органах.

Однако, чтобы обеспечить хотя бы пятьсот человек или три тысячи человек – в данном случае неважно – придется проводить разрешенные митинги. Чтобы иметь шансы на хоть какое-то место в политическом процессе, коалиции придется вести деятельность в легальных рамках. Если ее не зарегистрируют, можно сколько угодно жаловаться на несправедливость, но участие в выборах принять они уже не смогут.