На голых матрасах

На модерации Отложенный

Обозреватель Виктор Литовкин — о причинах отставки командования Балтфлотом

Родному ВМФ не везет. Вслед за трагедией АПЛ 949А проекта «Курск» К-141, в которой в августе 2000 года погибло 118 членов экипажа, в августе 2003 года в штормовом Баренцевом море утонула АПЛ 627А проекта «Кит» К-159, которую тянули на буксире на утилизацию. В ней навечно остались 9 офицеров и мичманов, которых на вышедшем из строя корабле не должно было быть в принципе. За это поплатился командующий Северным флотом вице-адмирал Геннадий Сучков, который с командного пункта флота руководил переходом субмарины. Его отдали под суд.

В декабре 2011 года загорелся атомный подводный ракетный крейсер проекта 667БДРМ «Екатеринбург» с бортовым номером К-84, поставленный на кратковременный ремонт в Росляково под Мурманском. Тот пожар едва не привел к страшной катастрофе — с лодки, перед тем как поставить ее в док, не выгрузили стратегические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками. За это ЧП, повлекшее за собой ремонт почти на миллиард рублей, поплатился должностью главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий.

И вот новое ЧП. Правда, на этот раз, слава богу, без гибели людей и особо серьезных материальных утрат: от должности командующего Балтийским флотом отстранен вице-адмирал Виктор Кравчук, а вместе с ним его начальник штаба контр-адмирал Сергей Попов и еще почти пять десятков адмиралов, капитанов 1 ранга, полковников и подполковников. В отношении некоторых из них возбуждено уголовное расследование. По сообщениям из Министерства обороны, должностные лица флота наказаны «за серьезные упущения в организации боевой подготовки, повседневной деятельности войск, непринятие всех необходимых мер по улучшению условий размещения личного состава, отсутствие заботы о подчиненных, а также искажения в докладах реального состояния дел». Формулировка очень жесткая. Обычно, как это бывало с некоторыми другими высокопоставленными адмиралами, говорят об увольнении «по состоянию здоровья», а тут вот «за серьезные упущения... и искажения».

Что это за упущения и искажения?

Первая реакция отечественных СМИ, которые мгновенно откликнулись на скандал на Балтийском флоте, была на редкость противоречивой. Поскольку официальных детальных разъяснений не последовало, то различные издания и опрошенные ими эксперты гадали, что называется, как бог на душу положит. Говорили даже о том, что руководство флота оказалось не готово к противостоянию натовской агрессивной политике на рубежах, прилегающих к балтийским берегам.

Это не совсем так. Вернее, совсем не так.

Адмиралы наказаны министром обороны за невнимание к насущным нуждам подчиненных и грубое очковтирательство, которым пытались в докладах Москве прикрыть неблагоприятное положение дел в подведомственных им частях, соединениях и на кораблях. И вскрылось это не по докладам, что называется, с мест, а только после работы на флоте в течение месяца инспекции Министерства обороны.

Легко представить себе возмущение московских генералов и полковников, когда они обнаружили, что в одной из частей флота призывники спят на голых, видавших виды матрасах, а постельное белье им не выдавали на протяжении нескольких месяцев. И это происходит во втором десятилетии XXI века, когда в каждой армейской казарме, точнее, в общежитии, уже есть душ с горячей и холодной водой, стиральные машины, пылесосы для уборки помещений, а в солдатских туалетах, извините за подробность, фабричная туалетная бумага.

Как могло случиться, что в некоторых столовых флота нормы питания личного состава урезаны чуть ли не в два раза по сравнению с официально установленными приказами министра обороны?! Кто посмел это сделать? На каком основании? Куда уходят «излишки» с солдатского стола? Назвать это головотяпством или халатностью язык не поворачивается. И уж вообще не приходится вспоминать про честь офицера, на глазах которого воруют солдатский паек, а он делает вид, что ничего не происходит.

Такое же преступно безразличное отношение наблюдается на флоте и к разваливающимся общежитиям, построенным в Калининградской области еще до Второй мировой войны и ни разу не ремонтировавшимся, где ютятся офицерские семьи; к строительству жилья и другой инфраструктуры для создающегося 11-го армейского корпуса, к ремонту боевых кораблей. Вопиющим случаем выглядит авария на дизельной подводной лодке «Краснодар», предназначенной для Черноморского флота, где из-за непрофессиональных действий экипажа погнули командирскую рубку и выдвижные устройства. Эту аварию командование флота тоже старалось скрыть от руководства Минобороны.

В Москву командующий докладывает, что на флоте все хорошо и здорово. Крепнет боеготовность, выполняются упражнения боевых стрельб, боевая техника и корабли исправны, люди подготовлены и готовы к выполнению любого задания Родины. В Министерстве обороны на всю страну сообщают, что дважды Краснознаменный Балтийский флот — один из лидеров в укреплении боеготовности ВМФ, а люди, которые служат на нем и спят на голых матрасах, смеются: «Вранье, вокруг одно вранье...» Самое печальное при этом, что они переносят ситуацию в своей части и на флоте на всю страну и на всю армию.

И попробуйте убедить их в обратном.

Некоторые из руководителей военного ведомства говорят об адмирале Кравчуке с сожалением. «Специалист он неплохой, — утверждает один из генералов. — Детдомовец, своим трудом, не чьим-то покровительством поднялся на высокую должность. Но она оказалась выше его компетенции». Адмирал упустил важнейший рычаг управления — контроль и проверку исполнения поручений как министра обороны, начальника Генерального штаба и главкома ВМФ, так и своих собственных. И что особенно горько — как военачальник высокого ранга он оказался не готов отвечать за собственные промахи и ошибки. 

Он даже не прилетел на коллегию, где обсуждались результаты работы инспекции на Балтийском флоте. Не высказал свою точку зрения по вскрытым фактам, не попытался отстоять свою позицию, если она была, защитить своих подчиненных, пообещать исправить выявленные недочеты. Повел себя неприлично — сообщил, что болен и прибыть в Москву не может. Вот из-за этой-то «страусиной» позиции, не украшающей офицера, в приказе министра и возникла та формулировка, которую обнародовала пресс-служба военного ведомства. Хотя сначала вице-адмирала Кравчука хотели отстранить от должности «по состоянию здоровья».

Кстати, важно отметить, что в отставку уйдет только командующий. Его проштрафившихся подчиненных с понижением в должности отправят на Северный и Тихоокеанский флоты. С других флотов на вышестоящие должности придут те, кто должен будет исправить ситуацию на Балтике. Исполняющим обязанности командующего Сергей Шойгу уже назначил вице-адмирала Александра Носатова, он перед этим был начальником Военно-морской академии. И.о. начальника штаба будет тихоокеанец вице-адмирал Игорь Мухаметшин.

Им, а также другим вновь назначенным офицерам придется долго разгребать авгиевы конюшни, оставленные их предшественниками.