Общества не существует
Формат увольнения Лужкова, если оставить в стороне его психоаналитические аспекты, является симптомом глубочайшего кризиса публичной демократии в России и вообще российской модели власти. Комментируя сегодняшние события, такие разные персонажи как Альбац и Кобзон сказали по сути одно и то же: если Медведеву выражает недоверие мэру крупнейшего российского города, то мы все, жители этого города, пожалуй имеем если не законное, то моральное право узнать, с чем именно связано такое недоверие. Почему Лужкову доверяли все эти годы и вдруг 28 сентября 2010 года перестали доверять? Медведев на этот вопрос не отвечает. Он считает, что можно сначала дать людям градоначальника, а потом также и взять его обратно, и никто этого не заметит, никто не задаст неудобных вопросов. Публичное измерение решений отсутствует в этой логике начисто.
И наиболее явным апологетом такого стиля в политике выступи сегодня Путин, который заявил, что если подчиненный не нравится начальнику, то последний может его уволить, а Лужков был именно что подчиненным Медведева. Какие же могут быть вопросы?
Что получается в результате? Очень неприятная конфигурация политического поля, по крайней мере, в том виде, как это проговаривается в явном виде. Есть один начальник. Источник его власти - это выборы. И если вас не устраивают его решения, выбирайте другого начальника. Все остальные являются подчиненными, промежуточными звеньями - вплоть до самого низа, где существуют свободные граждане Российской Федерации, которым Медведев не начальник уже, а всенародно избранный президент.
Но ведь большинство граждан работает в России на государство. Означает ли это, что в промежутках между выборами меня, например, могут уволить, потому что я, старший преподаватель государственного университета, не сработаюсь с Медведевым? А вас? Как у гражданина у меня нет начальников, а как у наемного работника на службе государства?
И что самое печальное - такая конфигурация поля власти предполагает, что в случае любого произвола апеллировать можно только к Медведеву, ибо все остальные люди во власти лишь его подчиненные, они не могут принимать по-настоящему самостоятельных решений. Непубличные, немотивированные политические решения заставляют граждан не ходить на местные выборы, не обращаться для разрешения конфликтов в суды, но записывать бесконечные обращения к президенту. А к кому как ни к нему? Я и сам вижу вполне конкретную ситуацию, в которой я никуда не денусь - и тоже запишу. Что еще остается?
Общества не существует, есть начальник, череда подчиненных, играющих по правилам, и споры индивидов, большинство из которых совершенно не хотят замечать, что с ними происходит. И это тупик, конечно. Страна медленно перевалится через 2012 год, а дальше при этом векторе развития или, лучше сказать, топтания на месте, нас ждет медленное затухание всей этой "модернизации", серое болото, на ткани которого расстелятся взрывы.
Комментарии