Огорченные крещением. Послесловие...

На модерации Отложенный

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

У читателя цикл моих статей может вызвать резонный вопрос: неужели автор считает Запад царством зла? Конечно же, нет! Запад, как и любая другая цивилизация - Китай, Россия или Исламский мир - обладает своими пороками и своими достоинствами. Мои критические рассуждения о путях западного общества родились в ответ на панегирики Широпаева и Познера, по принципу: не перегнёшь - не выпрямишь.

Было бы нелепо отрицать, что мы отстаём от Запада во многих отношениях, прежде всего в сфере производственной, бытовой, правовой, политической культуры. У нас малоэффективная экономика и никудышная демократия. Но это не повод посыпать голову пеплом, объявлять Россию неполноценным обществом и искать нашу «родовую травму». Тем более, это не повод связывать наши проблемы с принятием христианства.

Всякий, кто берётся равнять Россию с Западной Европой, должен учесть несколько важных обстоятельств, исключающих добросовестное соизмерение.

Во-первых, русские - очень молодая нация. Пожалуй, самая молодая из всех великих наций. Наша непрерывная культурная традиция берёт начало от основания Киева, то есть от семисотых годов по Рождеству Христову. А европейская - от основания Рима, то есть за семьсот с лишним лет до Пришествия. Значит,- европейцы имели вдвое больше времени для накопления культурных навыков и ценностей. Лондиний и Лютеция (Париж) были основаны ещё древними римлянами, их жители уже две тысячи лет назад получили и хорошие дороги, и римское право, и с тех пор уже двадцать веков совершенствуют нормы городского общежития; а наши предки только шесть-восемь столетий назад закончили переход от подсечного земледелия к пашенному, то есть из лесных кочевников превратились в осёдлых жителей. Получается, наш срок на благоустройство своего пространства и освоение цивильных норм - чуть ли не втрое короче европейского. Мы от рождения оказались догоняющей цивилизацией. А позднее рождение - не порок, которого надо стыдиться. Юноше нечего стыдиться материального отставания от старика. У юноши есть свои преимущества, а богатство и степенство ещё ждут его впереди.

Второй фактор - догонять «спортсменов», гораздо раньше нас «вышедших на старт», нам пришлось по весьма неудобной «дорожке». О климатических преимуществах западной Европы в сравнении с Россией очень детально и живо написал Андрей Паршев. Добавлю только, что автор этой статьи ещё на первом курсе университета интересовался климатической проблемой, и был немало удивлён тому, что урожайность (годовой прирост биомассы) в широколиственных лесах западной Германии вдвое выше, чем в дубравах на воронежских чернозёмах! Отгадка простая - наш безморозный сезон вдвое короче, а отсюда вытекает масса экономических последствий.

Отнюдь не в русскую пользу, как нетрудно догадаться.

Наконец, третий фактор - мы не использовали тот «допинг» и те «запрещённые приёмы», о которых подробно сказано выше. Мы не грабили другие народы и не превращали их в пчёл, носящих мёд в наши кладовые. Наше богатство, пусть и скромное в сравнении с роскошью современного Запада, не создано чернокожими рабами и не вывезено из заморских колоний. Оно целиком нажито мозолистыми руками, горбом и потом русского мужика. И уж если этот мужик, выйдя на старт гораздо позже главных участников исторического «забега»; двигаясь по заснеженной и обледенелой «беговой дорожке», да ещё без колониального «допинга», смог за несколько столетий не только значительно приблизиться к своим соперникам, но кое в чём дать им основательную фору - нет никаких причин этого мужика порочить, и объявлять стиль его бега изначально проигрышным.

Впрочем, Запад - в сравнении с Китаем или Индией - и сам не очень старая цивилизация. Западу в этом историческом состязании тоже есть чем гордиться. Залогом его успехов стали не только агрессия, геноцид и грабёж, но такие позитивные качества, как трудолюбие, целеустремлённость, рационализм, логика, право. Сосредоточив (правыми и неправыми методами) в своих руках огромные богатства, Запад сумел эффективно ими воспользоваться, превратившись в огромную социальную лабораторию, разработав и освоив новейшие политические, юридические, экономические механизмы. Конечно нам, как и другим народам планеты, если мы не хотим безнадёжно отстать в мировой гонке, есть чему на Западе учиться и что у западных людей перенимать.

Но освоить это гигантское социальное наследие невозможно одномоментно, повернув какой-то «исторический винт» или сменив у власти какую-то группу лиц, введя какой-то кодекс законов или издав серию декретов. Нет, для этого придётся пройти долгую и мучительную эволюцию, где медленно растущее «своё» в итоге окажется вернее и крепче готового «импортного».

И уж в любом случае для освоения чужого наследия совсем не стоит отказываться от наследия своего. Тем более от той его части, где мы Западную цивилизацию безусловно превосходим. Речь идёт о первозданно чистом Христианстве, о Православии, о религии братства и нестяжательства. О религии, которая помогла нам искупить огромное отставание от других народов в материальной культуре нашими выдающимися успехами в культуре духовной. Православное христианство сразу вывело нас из глуши лесных дебрей в ранг великих наций. Оно заповедало нам ценности (а все гуманистические советские ценности почти целиком вытекают из христианских), позволившие одержать Величайшую Победу мировой истории. Победу, изменившую ход человеческой истории, снявшую колониальное проклятие с целых континентов и рас, излечившую от нацизма саму западную цивилизацию.

Это право христианского первородства нам нельзя променять ни на какую чечевичную похлёбку протестантского комфорта.