Общественная нравственность - первые шаги
На модерации
Отложенный
Краткий итог обсуждения формирования в России общественной нравственности.
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении моей статьи. Честно говоря большинство собеседников акцентировало своё внимание не на формирование в обществе нравственных начал, а озаботились религиозной тематикой. Читая отдельные комментарии по вопросам религии и церковной жизни, понимаешь, что автор в этих вопросах очень и очень некомпетентный, но следуя старым русским традициям рьяно вступает в дискуссию. По этому случаю Ф. Достоевский в своих дневниковых записях от 1873 года в статье «Нечто о вранье» писал: «В русском человеке дерзости его учёного языка – почти нет пределов. Он только ровно ничего не понимал в тех вопросах, в которые взялся разрешить. Как же ты говорил? Как же ты учил? Ведь ты же понимаешь, что только врал, а между тем до сих пор гордишься собою; и не стыдно тебе?». Вот она русская совесть и русская добродетель. Вот г. Р. Белов пишет, что «главное не нравственность, а цель, т.е. ради чего мы живём?».
Я в своей статье привёл цитату русского писателя Н.В. Гоголя, который чётко и ясно определил эти цели – служить людям, служить твоему ближнему. Больших и грандиозных целей на Руси ставили много, это наш вид национального спорта, и единственно удручает то, что тот кто ставил эти цели и задачи как правило не успевал подводить их итоги. Очень понравились выводы г. Рывкина о русской национальной идеи. Это наш извечный вопрос, который мутит хиленькие умишки моих соотечественников, которым приписывается «русская особая» добродетель, честь, вера и т.п. Вы простите меня г. Рывкин, а сами то вы верите то, что пишете о русских? Это всё ложь и обман, который разлагает российское общество, российского человека. В заключении несколько слов и цитат о русской идее и русской православной церкви в статье русского философа В.С. Соловьёва «Русская идея».
Начнём с РПЦ, он пишет: «Официальное учреждение, представителями которого являются наше церковное управление и наша богословская школа, поддерживающее во что бы ни стало свой партикуляристический и односторонний характер, бесспорно, не являет собою часть истинной вселенской Церкви, основанной Христом». Проще говоря, каков приход, таков и поп, или наоборот. Русская православная церковь, как и всё российское общество тяжело нравственно и духовно больно. В подтверждение своих выводов В. Соловьёв приводит слова вождя «русской партии, горячего патриота и ревностного православного» И.С. Аксакова. «Вообще, у нас в России, в деле церкви, как и во всём, ревнивее всего охраняется благовидность, decorum, - и этим большею частью и удовлетворяется наша любовь к церкви, наша ленивая любовь, наша ленивая вера!
Мы охотно жмурим глаза и в своей детской боязни «скандала» стараемся завесить для своих собственных взоров и для взора мира многое, многое зло, которое, под покровом внешнего «благолепия», «благоприличия», «благообразия», как рак, как ржавчина, точит и подъедает самый основной нерв нашего духовно-общественного организма. Нигде так не боятся правды, как в области нашего церковного управления, нигде так не в ходу «ложь во спасение», как там, где ложь должна бы быть в омерзении. Нигде, под предлогом змеиной мудрости, не допускается столько сделок и компромиссов, унижающих достоинство церкви, ослабляющих уважение к её авторитету. Всё это происходит, главным образом, от недостатка веры». Что поразительно, все эти характеристики актуальны для нашего общества и РПЦ. Теперь о так называемой «русской идеи», которую не обделил своим вниманием В. Соловьёв. Он пишет: «Русская империя, отъединённая в своём абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных войн. «Не добро быть человеку одному». То же можно сказать и о всякой нации. Девятьсот лет тому назад мы были крещены Святым Владимиром во имя животворящей Троицы, а не во имя бесплодного единства. Русская идея не может заключаться в отречении от нашего крещения.
Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трёх главных органических единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы – вот в чём русская идея». Всё это может осуществить лишь духовно и нравственно здоровые общество и РПЦ. Меньше словоблудия, меньше демагогии и откровенного вранья, наше общество сыто ими по горло. В нашем обществе по-прежнему нет любви к правде, нет признания самодовлеющей и абсолютной ценности правды, которой нельзя жертвовать ни для каких утилитарных и корыстных целей. Старая русская ложь и обман по-прежнему калечит и нравственно разлагает наше общество. Каждый доложен начать с себя, говорить и полюбить ПРАВДУ. Ещё раз приношу всем искрению признательность за столь активное участие в обсуждении злободневных тем для нашего духовно и нравственно больного общества.
Комментарии
Среди атеистов гораздо больше нравственных людей, чем среди религиозных. Вообще добро и зло - это естественные категории, и к религии они не имеют никакого отношения.
PS. взгляд с позиции трансерфинга
1. Общественная нравственность не появится без нравственности каждого, и чем больше будет нравственных людей, больше будет и "процент" нравственности в обществе.
2. Ваши размышления как -то все время вращаются вокруг РПЦ. Которая не только не может быть гарантом нравственности по многим причинам. Но больше является частью государственной структуры.
3. Наверное это самое главное - без внутреннего перерождения и освобождения от рабства греха невозможно говорить ни о какой нравственности. А внутреннее перерождение невозможно без веры в Христа, настоящей веры. о которой уже не одно десятилетия проповедуют евангельские верующие (которых так не любят РПЦ).
Вот такие размышления навеяла ваша статья.
«Русская православная церковь, как и всё российское общество тяжело нравственно и духовно больно», и в то же время - достижение «грандиозных целей на Руси» «может осуществить лишь духовно и нравственно здоровые общество и РПЦ». Вы исключили из социальной троицы В. Соловьева государство и кто же по - Вашему излечит тяжело больных?
Вы утверждаете что по моим ««новым идеям» российское общество живёт вот уже более шести семи столетий и результат печальный». Несмотря на результат, мне это лестно.
А великую цель Н.В. Гоголя «служить людям, служить твоему ближнему», по которой так и не подвели итоги, следует теперь заменить на Ваше - «каждый доложен начать с себя, говорить и полюбить ПРАВДУ» и это все? А как же деяния?