Почему депутаты фракции КПРФ голосовали против «пакета Яровой»?

Валерий Рашкин о "пакете Яровой": Почему депутаты фракции КПРФ голосовали против «пакета Яровой»? «Приказано высечь море». Сотовые операторы предупредили о трехкратном росте цен из-за "пакета Яровой". "Пакет Яровой" коснётся даже детей.
 

Почему депутаты фракции КПРФ голосовали против «пакета Яровой»? 

Почему депутаты фракции КПРФ голосовали против «пакета Яровой»? Изменится ли ситуация в стране, будут ли россияне в безопасности после принятия этих поправок? Ответы на эти вопросы смотрите в нашем интервью.

 

«Приказано высечь море»: какие мессенджеры исчезнут в России после закона Яровой

http://www.mk.ru/politics/2016/07/08/prikazano-vysech-more-kakie-messend...

Президент России Владимир Путин после подписания «пакета Яровой» поручил ФСБ за две недели найти способ передачи ключей шифрования в интернете. Мы поговорили с экспертами, чтобы выяснить, насколько это реально, и могут ли отключить нам мессенджеры, которые в силу используемой технологии не смогут или не захотят «отдать ключики».

 

«Приказано высечь море»: какие мессенджеры исчезнут в России после закона Яровой
фото: Алексей Меринов
 

В четверг президент подписал «антитеррористический пакет» законов, внесенных депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озерова. Он предписывает всем «организаторам распространения информации», которые используют «дополнительное кодирование» сообщений – это в первую очередь мессенджеры - предоставлять в ФСБ информацию, позволяющую «декодировать» все, что потребуется. Подробности — в нашем материале«Путин подписал «пакет Яровой», дополнив его экстренными поручениями».

Передача ключей шифрования ФСБ - задача в некоторых аспектах технически не реализуемая, тем более в такой короткий срок. Потому что часть «организаторов распространения информации» сами не имеют доступа к таким ключам.

Яркий пример - WhatsApp, который использует технологию end2end: ключи формируются и, соответственно, находятся на устройствах самих пользователей. Чтобы получить ключ, надо в каждом конкретном случае иметь доступ к каждому конкретному девайсу.

TelegramПавла Дурова использует другую систему шифрования, однако и здесь, как мы знаем по примеру взлома телеграм-аккаунта сотрудника Фонда борьбы с коррупцией Георгия Албурова, проникновение в устройство и кража с него кода подтверждения для использования мессенджера (в этом могут быть задействованы компании сотовой связи) позволяют получить доступ к сообщениям.

В любом случае, к требованиям законопроекта «взлом» девайсов прямого отношения не имеет — технически «передать ключи», повторим, руководство части мессенджеров ФСБ не сможет.

А если может, но не захочет (последнее — как раз случай Telegram, о чем говорил Павел Дуров)? По новому закону и «не могущим», и «не хотящим» грозит штраф до миллиона рублей. Главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов пояснил «МК», что штрафы могут грозить только компаниям, у которых на территории России находятся серверы и офисы.

«Юридическое лицо в России есть у Google, его могут оштрафовать, - говорит Солдатов. – Skype? Он сейчас принадлежит Microsoft. Сразу вспоминается вся история Microsoft в России. Во-первых, у них есть юридические лица на территории страны. Во-вторых, у них долгая история сотрудничества с российскими правоохранительными органами, которая началась еще в 90-х годах, когда они вместе гонялись за контрафактным Windows. Поэтому, думаю, они каким-то образом по этому закону сотрудничать со спецслужбами будут.(Некоторые айтишники утверждают, что это происходит уже несколько лет - «МК»).

Большая проблема с Фейсбуком и Твиттером, у них нет московских офисов. Тем более невозможно «поймать и оштрафовать» Телеграм».

А могут ли в таком случае запретить в России «непослушные» мессенджеры? В «пакете Яровой» такая мера не предусмотрена. Однако всегда можно принять новые законы.

 


фото: Андрей Аракчеев
 

 

«Можно, конечно, попробовать пойти по китайскому пути, - рассуждает Андрей Солдатов. - . Например, когда вы устанавливаете Skype в Китае, вас автоматом перенаправляют на китайский аналог, который абсолютно прозрачен для местных спецслужб». В 2010 году власти Поднебесной решали запретить установку Skype, в 2011 году его приобрела компания Microsoft, после этого, как говорят эксперты, в китайскую версию встроили «лазеечку» для местных спецслужб.

Тем не менее, используя некоторые технологии (например, VPN или Tor), пользователи смогут мессенджерами пользоваться. «Противоядия» от таких средств у спецслужб пока нет.

В таком случае еще один возможный путь блокировки, по мнению Солдатова - блокировка всей сотовой связи на устройствах, на которых установлен, например, VPN. Такой эксперимент уже был проведен в Китае. “Но даже они не внедрили его на территории всей страны, - поясняет он. – У нас это еще более тяжело реализуемо”.

По легенде, 2,5 тысячи лет назад персидский владыка Ксеркс велел палачам высечь море за то, что в бурю была разметана сложнейшая переправа на пути его войск. Стихия никак не отреагировала на наказание и уж тем более не вернула разрушенную переправу. Похоже, что попытки контролировать весь Интернет сродни попыткам высечь море.

 

"Пакет Яровой" коснётся даже детей

Анастасия Тихомирнова

https://life.ru/t/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8/426163/pakiet_iarovoi_kosniot...

29 июня Совет Федерации одобрил пакет антитеррористических законопроектов Ирины Яровой. Все говорят о сложностях для операторов связи, проблемах для миссионерской деятельности, а один важный пункт упускают. Касается он детей.

Антитеррористический пакет законопроектов Ирины Яровой и Виктора Озерова расширяет список преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет. В нынешней редакции Уголовного кодекса РФ таковых 22, нововведения добавят ещё 10: 

  • за международный терроризм; 
  • за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооружённых формированиях; 
  • за прохождение обучения терроризму; 
  • за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;
  • за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой; 
  • за угон самолёта, поезда или водного транспорта; 
  • за участие в массовых беспорядках; 
  • за несообщение о преступлении. 

Адвокат Грант Казарян обращает внимание на пункт про массовые беспорядки: 

— Законодатель не учитывает тот факт, что массовые беспорядки не всегда сопряжены с терроризмом, а просто являются формой нарушения общественного порядка при проведении массовых спортивных мероприятий.

В качестве примера он привёл действия футбольных болельщиков в Москве летом 2002 года.

— Тогда разочарованные игрой нашей сборной фанаты начали громить витрины магазинов и поджигать автомобили рядовых москвичей. При этом подобные случаи всегда сопровождаются неповиновением законным требованиям сотрудников полиции. Да, это правонарушение, но к терроризму не имеет никакого отношения.

По мнению юриста, данные поправки слишком радикальны и могут привести к осуждению (лишению свободы) большого количества подростков, никак не связанных с террористической деятельностью.

— Нужно быть очень аккуратными при изменении Уголовного кодекса РФ, так как качество работы нашей правоохранительной и судебной системы оставляет желать лучшего, — добавляет специалист. 

Адвокат Тимур Чанышев считает, что такие поправки необходимо принимать только после глубокой и детальной проработки с профессиональными психологами, педагогами. Ведь стоит задуматься о том, сколько несовершеннолетних детей попадут под действие обновлённого законодательства. 

— Не совсем понятно, насколько будет эффективна и правомерна предполагаемая изоляция несовершеннолетних в местах лишения свободы.

И какими они выйдут оттуда, а какой процент снова вернётся обратно, — комментирует Тимур Чанышев. — Ужесточение наказания — это сложный процесс, который нужно очень хорошо продумывать. Так как не хочется, чтобы вместо мест исправления и воспитания получалась начальная школа уголовного мира для подростка. 

 

 

МЫ ПРИДУМАЛИ ПРОБЛЕМУ, А ВЫ ВЕРТИТЕСЬ, КАК ХОТИТЕ
http://svobodnye-novosti.ru/new/my_pridumali_problemu__a_vy_vertites__ka...

Президент России Владимир Путин подписал крайне резонансный закон о тотальной слежке, вызвавший в Сети настоящее цунами, поскольку на него отреагировали как социальные сети, так и рынок. Несмотря на почти апокалиптичные прогнозы экспертов в области интернета, а также операторов связи о технической невыполнимости требований по записи и хранению метаданных и звонков с перепиской, Государственная Дума приняла «антиэкстремистский» законопроект Яровой и Озерова, который к борьбе с экстремизмом, в общем-то, отношения никакого не имеет.

К тому же это станет настоящим наказанием для силовиков, которым придётся расшифровывать и протоколировать терабайты голосовых сообщений. Об этом накануне подписания Путиным законопроекта написал бывший сотрудник ФСБ, а ныне — правозащитник и топ-блогер Владислав Юсупов: «В прошлом году, во время ознакомления с материалами дела в отношении сотрудника МВД, подделавшего мою подпись, я изучал целый том, содержавший сведения о местонахождении моего мобильника в течении трёх, кажется, дней. Ну, то есть, целый том — лишь метаданные (соединения, звонки, локация…).

200 страниц ненужной информации, где требующиеся данные занимали строчек пять. Следователь месяц все это переваривал и в текст переводил. И это при том, что делалось это по моей инициативе и с предоставлением всей интересующей следствие информации. А вот мой клиент, которого «вели» в течение двух месяцев и взяли с амфетамином, никакого разрешения на подобные действия, разумеется, не давал. В итоге, имелось 20 с лишним томов текстовой распечатки прослушки его телефона (там же СМС) из которых 7 отдельно были переведены на русский с татарского. Переводчики, лингвисты, технари, плюс — кто-то переписывал прослушанные разговоры на бумагу — десятки людей было задействовано…год шло следствие, год с лишним — суд.

Самое удивительное, что никакого толку от всей этой колоссальной работы не было — ни в одном из разговоров ни разу не говорилось о наркотиках. Поэтому, я вполне себе представляю какую подлянку подложили операм и следакам новым законом».

Поэтому когда работники силовых структур начнут постепенно сходить с ума от работы над хронометрированием и отекстовкой оперативного материала, им будет кого «благодарить».

Никакие предостережения профессионалов в итоге не подействовали ни на сознание сенаторов в Совете Федераций, ни, как видим, на настроение Владимира Владимировича. Ответственность за выполнение сомнительного законопроекта Президент предусмотрительно переложил на плечи правительства, Минпромторга и ФСБ. От ведомства уже привыкшего говорить непопулярные вещи Дмитрия Медведева Президент потребовал обратить внимание на

«применение норм Федерального закона об ответственности за использование на сетях связи и (или) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет несертифицированных средств кодирования (шифрования)»;
«разработку и ведение уполномоченным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации реестра организаторов распространения информации в сети Интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования»;
«применение норм Федерального закона о прекращении оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах».

Минпромторгу России совместно с Минкомсвязи России Путин поручил «провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и объёмов финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в Российской Федерации».

ФСБ России поручено

«утвердить порядок сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования в адрес уполномоченного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации».

Всё это можно охарактеризовать в одном предложении: «Мы придумали проблему, а вы вертитесь, как хотите», поскольку уже неоднократно писалось: никто из заграничных ИТ-компаний никаких шифров или кодов предоставлять не будет; создание требующихся для хранения почти двух тысяч эксабайт информации потребует колоссальных финансовых затрат; таких мощностей на данный момент ещё даже не произведено не просто в России, но и во всём мире.

Не нужно быть Вангой, чтобы понимать, как «непросто» станет сразу всем. Тем более, опыт создания заведомо странных и невыполнимых инициатив у России уже есть, плачевным итогом которого было чистосердечное признание ведомства в своём полном бессилии с последующей просьбой переложить почётную инициативу в совершении заведомых глупостей по штрафованию кафе за анонимные Wi-fi на кого-то другого. В случае с законом о тотальной слежке всё будет гораздо масштабнее. Так что готовьтесь, товарищи из взявших под козырёк ведомств.

Накануне одобрения Путиным закона о слежке сразу стали с разных сторон возникать голоса, в которых явно обнаруживаются отзвуки пилы, об особой обработке записываемых данных и перевода их в более сжатый вид. Можно только пожелать удачи будущим следователям, которым придётся прослушивать часы хрипяще-шипящих разговоров, а также копаться в какой-нибудь заархивированной абракадабре под названием «ЪычВампыАИаПфсыукчпипк.rar», не поддающейся без полного прочтения никакому анализу. Если господа стартаперы видят в этом возможность некоего быстрого поиска, оптимизированной обработки массива по ключевым словам, то окей — вперёд и с песней, только желательно сразу организовать трансляцию всего процесса по телевидению и подавать это как ежевечернее юмористическое шоу.

Из данного ведомствам поручения также вытекает, что Владимир Владимирович поручил выполнять «антитеррористический» закон с помощью отечественного ПО и «железа». 

К тому же Владимир Владимирович, наверное, не знает — даже считающееся российским оборудование, используемое отечественными госкомпаниями, зачастую собирается из китайских комплектующих. Да, они друзья, но всё же…

Поразительное единодушие в поддержке закона после подписи Президента вдруг обнаружилось в рядах российских чиновников. Ещё недавно заявлявший о росте тарифов на связь до 300% министр связи Николай Никифоров, сегодня призывает «узбагоиться», не ждать роста тарифов на сотовую связь из-за касающихся хранения данных поправок «антитеррористического пакета» в 2016 году. 

Что ж, спасибо вам за «мужество», господа чиновники!

Рынок на подписание скандального законопроекта отреагировал моментально. Упали акции операторов мобильной связи МТС и «МегаФона»:

По состоянию на 13:00 мск цена акции МТС составляла 236,35 руб. Но после появления новостей о подписании документа цена падала до 227,45 руб. Таким образом, падение составило 3,8%;
Акции «МегаФона» также снизились. В 13:00 мск стоимость акции составляла 713,5 руб. К 13:12 мск она снизилась до 696 руб. Падение акций составило 2,3%.
.

Ранее критически отнесшийся к одобрению закона о слежке СовФедом политэмигрант Эдвард Сноуден назвал принятие закона Яровой черным днем для России:

«Путин подписал репрессивный закон, который не только нарушает права человека, но и противоречит здравому смыслу»

«Меня спрашивают, не опасаюсь ли я расплаты за свою критику. Опасаюсь. Но это не мешало мне критиковать Белый дом, и я не прекращу свою критику и здесь».

Практически сразу после подписания наиболее весомо принятие скандального закона прокомментировал один из создателей Общества Защиты Интернета (ОЗИ) Леонид Волков:

«Путин не просто подписал пакет Яровой, он еще и поручил (цитирую) «ФСБ РФ утвердить порядок сертификации средств шифрования при передаче сообщений в сети Интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования в адрес уполномоченного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации» (то есть ФСБ).

Это вот прямо ШТОААААА!?

1. Еще раз показывает, насколько они (старички из Совбеза) вообще не понимают в технологиях. То есть с одной стороны прямым текстом они говорят, что «мы хотим, чтобы ФСБ умело все расшифровывать и читать», с другой стороны просто не понимают, что ключи — у пользователей, а не у операторов. И им, кажется, так никто и не рассказал.
Много раз уже писал — им бы пиво пить на лавочке у себя в Питере в подворотне и в домино играть, вот ровно их уровень доморощенных конспирологов, воспитанных на Холодной войне.

2. Еще раз показывает, насколько они не знают свою собственную нормативную базу и вообще ничего не знают. Поручение ФСБ утвердить порядок сертификации средств шифрования — невероятно! Ничего, что система сертификации средств шифрования РОСС.RU.0001.030001 в России существует с ноября 1993 года (!), а известный Указ Президента РФ №334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» был подписан 3 апреля 1995 года?
Нет, конечно, с тех пор вся эта нормативная база развивалась, появилась куча новых документов, но в целом порядок сертификации средств шифрования существует уже более 20 лет.

3. Ну и совершенно открытым текстом они признаются — в чем цель пакета Яровой. Это в первую очередь поход за мессенджерами. Попытка создать полноценную систему перлюстрации переписки в мессенджерах и соцсетях. Для этого надо вдруг создать некую «новую» систему сертификации шифрсредств и организовать сбор ключей (невозможный технически, но кого волнует!).

В связи с этим напомню, конечно.

Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

О невозможности исполнения закона уже только из-за технической безграмотности писали сегодня многие владеющие вопросом современных технологий блогеры и IT-специалисты. Если провести даже беглый анализ того, что говорят эксперты, возникает ощущение, что этот закон — диверсия, которую нам подкинули неведомые враги для обвала экономики, организации паралича права и полной дезориентации силовых ведомств.

На сайте госуслуг создана петиция об отмене безграмотного и антиконституционного закона о тотальной слежке — подписывайте и передайте другому!

https://rublacklist.net/18720/