Текущее обострение ситуации в Донбассе: есть ли стратегия действий у Москвы?
На модерации
Отложенный
Одни сегодня утверждают, что Россия сдала Украину американцам, другие верят, что есть некий «хитрый план». Сторонники второй версии всё происходящее объясняют тем, что США якобы хотят втянуть РФ в третью мировую, а наш президент «всё понял и уклонился от войны», ведя тонкую игру, нацеленную на воссоединение со всей Украиной или с её частями.
Но на деле обе точки зрения являются лишь частью реальной картины российской политики на Украине, пережившей ряд стратегических провалов. Россия проиграла в 2004 году, когда ставка на Януковича и Партию регионов была бита американцами, осуществившими первый госпереворот и приведшими к власти марионеточное правительство Ющенко. Когда через пять лет «оранжевые» обанкротились, к власти прорвалась всё та же Партия регионов с Януковичем. Реванш был недолгим, за ним последовал 2014-й.
Дешёвый газ – в фундамент русофобии
К счастью, Вашингтон в 2014-м не выиграл всухую и помешать «крымской весне» он не смог. Но после Крыма у России в Донбассе возникли трудности. Может, виновато «неправильное» население: их хата, мол, с краю, почему Россия должна воевать? Уверен, что подобные рассуждения лишь заводят в тупик нашу политику на Украине. Самоорганизация русских на юго-востоке годами подавлялась украинской властью, Партией регионов, на которую ставила Россия в том числе. Причём в деле ликвидации пророссийских организаций она достигла даже больших успехов, нежели правительство Ющенко. Москва на всё это взирала с олимпийским спокойствием. Считалось, что экономических и политических рычагов влияния на режим Януковича достаточно. Однако дешёвые газ, кредиты и прочее ложились в фундамент уже зародившегося русофобского государственного образования. Американцы к тому времени целенаправленно работали на Украине. За четверть века они воспитали в «незалежной» целое поколение политиков, ориентированных на Вашингтон и Брюссель, поколение, для которого Россия – главный идеологический и мировоззренческий враг. Мы если и пытались заниматься тем же, чем и американцы, то делали это проще, в стиле «вот вам «бабло», крутитесь, как хотите». При этом большая часть денег исчезала, не покидая Москвы. Часть с визгом и ссорами делили украинские «вожди», а оставшиеся крохи шли на «околонародные» мероприятия.
У нас любят высмеивать лакейство Киева перед послами США. Но смешного тут мало. Американцы занимаются тем, чем следовало бы все эти годы заниматься послам России. Кто несёт ответственность за то, что Зурабов на фоне своих американских коллег почти незаметен? Итог: реальных пророссийских политиков на Украине не видно. Поэтому, когда говорят о некоем нашем «хитром плане», он, прямо скажем, совсем не вырисовывается.
Чаще кажется, что действия России диктуются не стратегией, а обстоятельствами. Сейчас Москва балансирует между подчёркнутым миролюбием и негласной помощью. Но у этой шаткой позиции есть очевидный изъян: она на виду и весьма неустойчива. Фашисты продолжают убивать людей, а американцы – цинично их поддерживать. В сложившихся условиях у России куда ни кинь – всюду клин. Вводит войска на Украину – отвратительно: США включаются в выгодную для себя войну у границ РФ. Россия продолжает выжидать – тогда она получает всё более агрессивного соседа и войска НАТО в 600 километрах от Москвы, а впридачу – снижение доверия россиян к верховной власти.
Надежды российского руководства на то, что на Украине люди выйдут на улицы против хунты, не учитывают того, что режим перешёл там к открытому террору против несогласных. По мере «зачистки» бандеровцы завершат уничтожение всех мало-мальски пророссийских и антифашистских организаций.
Зачем наступать на старые грабли?
Горсовет Киева принял решение о переименовании Московского проспекта. Сейчас он будет носить имя лидера украинских националистов Степана Бандеры. А проспект имени освободителя Киева от немецко-фашистских войск генерала Николая Ватутина переименован в честь главнокомандующего УПА Романа Шухевича. Вот ведь ирония судьбы – машина Ватутина 29 февраля 1944 года попала под обстрел диверсионной группы УПА, в результате которого он был смертельно ранен.
На Украине – информационная антироссийская истерия. Воспитательная работа с населением, в первую очередь с молодёжью, привела к тому, что выросло целое поколение, враждебно настроенное по отношению к России. YouTube буквально забит видеороликами с высказываниями украинских детей и подростков, мечтающих «резать русню». А смотреть спокойно на школьные линейки, различные слёты, напоминающие сходки гитлерюгенда, просто невозможно. Я уже не говорю о том, что творится на украинском телевидении. Там ежедневно выливаются ушаты помоев на Россию.
По последним опросам общественного мнения, 70% украинцев поддерживают идею вступления их страны в блок НАТО. Гитлеровцы оболванили население Германии за шесть лет, если считать от прихода их к власти в 1933-м до начала Второй мировой войны. Население Украины оболванивается с переменным успехом уже 25 лет. Ещё в середине 90-х мне рассказывал знакомый, приехавший из Киева, отец двух школьников. «Ты представляешь, – говорил он, – на уроке истории им рассказывают, что была прекрасная страна Украина, но пришли «москали» во главе с ханом Батыем, и с тех пор мы страдали под москальским гнётом»...
Однажды, ещё при советской власти, на одной из встреч ветеранов Великой Отечественной войны я был свидетелем разговора о том, что в те времена называли «пролетарским интернационализмом». Ветераны утверждали, что в самом начале войны в советском обществе было стойкое и массовое недоумение, почему, когда Германия напала на Советский Союз, немецкие рабочие и крестьяне, из которых состояло большинство военнослужащих вермахта, не повернули оружие против Гитлера? Это недоумение очень быстро прошло, но чего это стоило!
Сейчас же нам всё повторяют, что украинцы – это братский народ, что они нам не враги. Но тогда кто бомбит мирных жителей Донбасса и Луганска? Кто сжёг людей в Одессе? Марсиане из голливудского блокбастера?
Уже понятно, что кровавый режим Порошенко в случае очередного майдана сменится ещё более кровавым режимом: на Украине идеологией стала бандеровщина. После поражения Германии во Второй мировой войне оккупационные власти в течение 10 лет проводили денацификацию – комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного немецкого и австрийского общества, культуры, прессы, экономики, образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии. Неужто для отрезвления Украины требуется очередная война?
Сергей ГЛАДЫШЕВ
Комментарии