Почему национальные стереотипы настолько живучи?

На модерации Отложенный

Если коротко, то национальные стереотипы – это упрощенное, эмоционально окрашенное представление одного народа о другом или о самом себе. Несмотря на то, что национальные стереотипы могут содержать зерно истины, они часто основаны на дискриминации и предрассудках и имеют, прямо скажем, негативную природу. Укоренению стереотипов способствует тот факт, что их разделяет большинство людей.

Таким образом, национальный стереотип можно определить как предвзятое отношение к представителю той или иной нации.

Ученые-психологи считают, что национальные стереотипы возникают и живут в нашем сознании из-за слабости нашего критического мышления. Чтобы жить в этом мире, полном самых разнообразных явлений и людей, человеку требуются определенные упрощения-категории. Поэтому он, вместо того чтобы всесторонне рассмотреть каждого, с кем общается, навешивает на него известный ярлык. Так нам легче и проще.

Кто из нас не улыбался, увидев на экране ТВ в программе «Наша Раша» гастарбайтеров Равшана и Джамшуда? Действительно, когда эти горе-строители заклеивают окна обоями, варят суп из хозяйской кошки и коверкают русский язык, это может быть кому-то даже смешно. Такой вот обидный, по сути, образ строителей-таджиков, да и в целом всех гастарбайтеров, создан на нашем телевидении.

Задолго до Равшана с Джамшудом, еще при советской власти, эталоном недалекого человека у нас был чукча. Кто не слышал анекдотов про этого представителя народов Крайнего Севера?

Да что там чукчи. Давайте вспомним хохлов с их «прижимистостью, хитростью и любовью к салу».

Или грузин, которые «все ходят в кепках-аэродромах, продают зимой мимозу и гвоздики и дают взятку машиной «Волгой» или бараном за поступление сына в столичный вуз».

Прибалты у нас якобы заторможены, белорусы питаются одной бульбой, все цыгане воры, попрошайки и, вообще, детей крадут.

Все молдаване недалекие, потому что с раннего детства пьют виноградное вино.

Больше всего обидных ярлыков досталось, пожалуй, евреям. «Хитрые, жадные, с большими носами, каждый день едят фаршированную рыбу, презирают всех остальных и так и норовят обмануть каждого русского».

Вспомним здесь также представителя закавказских народов – армянина, который, «где прошел, там двум евреям делать нечего».

Ну а титульная нация России – русский народ, что говорят о нем другие. Лень, пьянство и неопрятность – одни из самых обидных и болезненных стереотипов для русских.

Особенно много прозвищ по национальному признаку бытует в армейской среде. Раньше призывников из среднеазиатских республик дразнили «чурками». Сейчас выходцев с Кавказа называют «зверьми, черными, азерами» не только в армии. Это не мешает им приезжать в российские города, оккупировать там продовольственные рынки и открывать свой бизнес, легальный или нелегальный. Как видите, среди бесправных мигрантов-строителей – белорусов, украинцев, молдаван и таджиков, их нет. Теперь давайте представим себе русского, который приехал, к примеру, в Баку и открыл там свое дело.

Это не напоминает вам самый короткий анекдот: «Еврей – дворник»?

Почему же всем так неприятно, когда кто-то грубо касается национальных образов?

Здесь надо отметить, что стереотипы и основанные на них фольклор и анекдоты в межнациональных отношениях – фактор весьма распространенный. Они упрощают представление о том, как выглядят другие народы и кто такие мы сами на их фоне.

С одной стороны, подобные байки и шутки оживляют нашу повседневную жизнь, придают «перчинку» в общении. Критический взгляд со стороны иногда бывает даже полезен.

С другой стороны, национальные стереотипы не могут детально и точно описать тот или иной народ. Ведь среда обитания у народов, населявших не так давно Советский Союз, была очень разной. Вспомним тех же чукчей, в языке которых насчитывают около двухсот синонимов определения состояния снега, сванов, населяющих горные районы Грузии или степных кочевников киргизов.

У каждой нации в ее культурном, историческом и религиозном багаже есть также масса различий и вещей, присущих только ей и которым она придает особое значение.

Так, у народов, исповедующих ислам, есть четко прописанное понятие «харам», т.е. нечистое, неприятное, запретное, греховное. Поэтому, когда с экрана телевизора показывают, как Равшан с Джамшудом готовят себе еду в унитазе, это не может не оскорбить чувств мусульман. В Турции в любом общественном туалете, даже деревенском, есть водопроводный краник. И надо отметить, все им пользуются. Тут к месту напомнить байку о том, как узнать русского в Париже: хмурый, чем-то всегда озабоченный и вечно куда-то спешащий, а когда выходит из туалета, на ходу застегивает ширинку.

Есть одна тонкость в межэтнических отношениях, которую стоит здесь упомянуть. Ее можно отнести к двум соседним народам, например, русским и украинцам, и даже разным группам внутри одной национальности. Разница в культурном развитии у них совсем мала. Но, тем не менее, у каждого имеются свои стереотипы восприятия друг друга и свой фольклор. Поэтому выпячиваются порой совсем незначительные на первый взгляд мелочи. Взять, к примеру, любовь украинцев к салу. Оказывается, половина населения этой соседней страны терпеть его не может, а сало больше едят в Беларуси, где свиней выкармливают картошкой.

В анекдотах «москали» обычно больше пьют, а «хохлы» изворотливы и прижимисты. Но, как известно, большой разницы между водкой и горилкой нет. Вообще, бытовые перешучивания между Россией и Украиной напоминают больше разборки много лет проживших под одной крышей и недавно разошедшихся супругов.

В том, что мы сочиняем друг о друге анекдоты и смешные байки, плохого ничего нет. Куда страшнее, когда культурно близкие народы начинают видеть в соседе настоящего врага, как это было в распавшейся Югославии между говорящими на одном языке сербами и хорватами.

И не дай нам Бог, если нечто подобное случиться с нами. Тогда станет уже не до анекдотов.