ГОРОД НЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Когда-то пробок в Москве не было совсем,  и в ту далекую пору  я осваивал вождение на разболтанной 21-ой Волге прямо на Пироговке и других свободных лужниковских улицах. Теперь такое  представить невозможно, теперь главная часть московского пейзажа – это километровые пробки, причем  ситуация  ухудшается с  каждым днем. Месяц назад заторы в центр начинались в трех кварталах от моего дома, теперь  прямо  под окнами.  Это конец, подумал бы Штирлиц и был бы прав, это конец, город стал неуправляем. Боюсь, что и в остальных смыслах тоже.

Причины вроде бы очевидны – машин много, дорог и мостов мало, движение радиальное, развязки примитивные и т.п. Но это не причины, это следствия. Даже в громадном Каире, забитом чадящими «японками» 60-70-х годов вперемешку с ослами и ручными тележками, движение много комфортней. О европейских городах и говорить нечего.  Просто  такой уродливой конструкции как наша столица в мире, наверное, больше нет.

Лет десять назад мой приятель делал передачу о Москве и москвичах  «Город для людей». Потом ее  закрыли, очевидно, сообразили, что такое название звучит издевательски.   Город для застройщиков,  для нуворишей,  бандитов, чиновников, для кого угодно, но не для людей.  

В цивилизованных городах главное – это его жители, горожане. А где сегодня наши арбатские, сретенские, замоскворецкие старушки, эта куда более важная часть  городской среды, чем любые высокохудожественные особняки позапрошлого века? Их нет, их вытрясли из своих квартир и смели в мусорную корзину.  А там где раньше жили люди, устроили никому не нужные банки, офисы и поддельные японские харчевни.  

Что такого выдающегося происходит в нашей экономике, для чего Москве нужны тысячи и тысячи квадратных километров жилых и офисных площадей? Заводы, электростанции, ЛЭП, газопроводы, вообще  промышленность  – все это было построено, когда  большинство министерств – и союзных, и республиканских, -  помещались в нескольких зданиях на площади Ногина.  Зачем нужны все эти кошмарные Сити?  Трудоустраивать родственников и  тех, кто нахапал  где-то денег и теперь  желает иметь жилье с видом на Кремль?  

Сегодня чуть не половина строительства в стране приходится на Москву.

 Что, полстраны будет сидеть в московских офисах, а потом в московских пробках?  Ради чего? Чтобы сделать еще богаче тех, кто и так забогател на московской недвижимости сверх всякого приличия?  Или тут  другая  сверхзадача?

Когда-то я жил у Минаевского рынка, рядом со стрелкой. Это был тихий и уютный район, там было приятно гулять по улицам. Теперь гулять там негде, это просто обочина 3-его кольца.  Рынок и все что можно сломали, зато построили  заправку, автосервис, шиномонтаж и  офисы. Московские дворики превратились в придорожные заведения. Мы куда-то едем?  В светлое завтра или еще дальше?

Нельзя жить в городе, не уважающем своих жителей, когда в цене только бизнес-класс сомнительного свойства. Город,  не уважающий горожан, перестает уважать и сам себя и начинает походить на вокзальную  проститутку, без разбора принимающую  всех  у кого водятся бабки. 

Лондон, к примеру, да и многие другие столицы не прогибаются перед нуворишами и не строят для них первичного жилья.  Покупай вторичное  -  или катись. Купил и хочешь сделать ремонт – согласуй не только с властями, но и с  соседями.  И еще докажи, что твои деньги - не ворованные,  что ты вообще нужен этому городу… Да просто  что живущие на этой улице люди  не против твоего тут постоянного присутствия.  Таких механизмов в мире множество  и они  охраняют  главное в городе – его жителей.

А у нас все просто. Ты готов вложиться  в московский строительный комплекс? Милости просим. А потом из криминальных сводок жители узнают, что сосед справа – главарь преступной группировки, а кто слева  - лучше  вообще не спрашивать.

Это не может продолжаться вечно, эта коррумпированная  вавилонская конструкция противоречит законам природы и когда-то с треском рухнет нам на голову. А вечные пробки – это не первый, а, боюсь,  уже третий звонок.

У центральной власти есть хороший повод начать московскую перестройку. В конце концов, по одним же улицам  ездим. И скоро тут вам никакие  мигалки уже не помогут.