Литва лучше разорится и замерзнет, чем будет покупать дешёвый газ из России

На модерации Отложенный

Президент Литвы Даля Грибаускайте назвала проект газопровода «Северный поток – 2» угрозой энергетической безопасности Европы. Одновременно с этим Литва просит компанию Statoil снизить объемы газа, поставляемого на СПГ терминал в Клайпеде — норвежский газ для Литвы слишком дорог. К тому же, в нынешних объемах его просто некуда девать (Литве нужно 2,5 млрд/год). Зачем было строить СПГ такой мощности (5 млрд куб/м в год), экономисты объяснить не могут. Зато политики считают, что самое лучшее - завозить дорогущий газ из-за океана - из США.

Литовские официальные лица так до сих публично и не огласили цену одного кубометра норвежского газа с СПГ терминала. Есть лишь многочисленные неофициальные подсчеты, в которых желающие докопаться до истины выясняют стоимость продукции норвежской компании Statoil на международном газовом рынке, прибавляют стоимость транспортировки газа до Литвы, затем стоимость регазификации, затем плату за аренду СПГ терминала… По всем подсчетам выходит, что конечная стоимость «энергетически независимого газа» колеблется в районе 560–570 долларов за кубометр. Что на 200 долларов дороже нынешней цены российского газа и на 120 долларов дороже предыдущей цены «Газпрома», из-за которой и был затеян сыр-бор с СПГ терминалом. А будет еще дороже...

(В теории СПГ должен быть выгоден для Литвы. Но оказалось, что "распаковать" топливо, сделав его возможным для дальнейшей транспортировки, очень дорого. Кроме того, Норвегия требует $60 за сжижение газа. В цену газа для потребителей приходится включать все расходы, включая амортизацию, а также хоть какую-то маржу. И тогда получается, что реальная стоимость газа составляет не менее $575 за тыс. куб. м.  Аренда СПГ-терминала Independence стоит еще $68,9 млн в год, и почти 90 млн евро Литва уже вложила в создание инфраструктуры в порту Клайпеды.  В результате покупать газ по такой цене никто не хочет, учитывая, что "Газпром" поставляет его по окончательной цене в $370 и цена будет снижена)

Но все равно норвежский газ очень дешевый. Он такой дешевый, что у Литвы даже нет денег его покупать.

В июле этого года премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс заявил, что владеющая СПГ терминалом компания Klaipedos nafta должна в течение месяца проработать варианты удешевления содержания объекта. В дальнейшем стало понятно, что единственный путь к удешевлению содержания — изменение контракта со Statoil. Либо снижение цены кубометра газа, либо уменьшение объема поставляемой продукции.

При заключении контракта Литва обязалась закупать у норвежцев по 540 миллионов кубометров газа в течение пяти лет. Когда контракт начал выполняться, сразу выяснилось, что такого количества газа Литве не нужно — экономика и население Литвы тают на глазах, потребность в энергетических мощностях от этого сокращается, в результате в следующем году избыток норвежского газа в Литве, как ожидается, составит 280 миллионов кубометров. Изначально литовское руководство планировало продавать избыточный газ с СПГ терминала соседям, но этот газ оказался таким дешевым, таким дешевым, что Латвия с Эстонией по предложенной цене его вовсе покупать не хотят. Вот и получается, что приходится Литве втридорога закупать газ, который потом все равно некуда девать. Хоть захлебнись им, газом этим сжиженным!

Поэтому в конце ноября литовская сторона была вынуждена все-таки инициировать переговоры с норвежцами и предложить Statoil изменения в контракте, существенно снижающие объемы газа, который Литва обязана закупать с СПГ терминала.


После подписания нового, выгодного Литве контракта с «Газпромом» представители Statoil заявляли, что ничего в подписанном в феврале 2014 года контракте менять не собираются: литовцы будут получать газ по той цене и в тех объемах, под которыми подписались. В нынешней ситуации норвежская сторона никакого понимания литовским горе-правителям, не сумевшим сосчитать, сколько газа им нужно и при какой цене этот газ смог бы заинтересовать соседей, тоже не высказала. Однако вступить в дискуссию о возможном изменении контракта согласилась.

Так что эпопея с обретением Литвой «энергетической независимости» не закончилась. Может быть, она еще только начинается. Теперь и от Норвегии…