Бандера, Пилсудский, Бегин: террористы или национальные герои?

На модерации Отложенный

Юзеф Пилсудский, который создал современную Польшу, является иконой польской истории. А вместе с тем этот человек создал польское национально-освободительное движение на основе банды грабителей и захватил власть в республике в результате кровавого военного переворота.

Да, Пилсудский финансировал подпольные боевые группы Польской социалистической партии в 1900-х годах 20-го века, организовав серию ограблений государственных учреждений, коммерческих банков и частных лиц в Российской империи. Пилсудский работал против России всеми средствами, включая терроризм, и воевал на стороне Германии, развязавшей Первую мировую войну. Для Пилсудского не было таких средств, которые бы он не применил ради свободы и независимости Польши.

В мае 1926 года Пилсудский решил, что польское правительство, избранное демократическим путем, не эффективно. И он организовал военный переворот - известный как "Майский переворот" - и в трехдневных боях мятежники под его командованием захватили Варшаву. Более 400 поляков погибло, свыше 1000 было ранено. Разве это не терроризм? Пилсудский пролил кровь сотен соотечественников, совершил государственное преступление, нарушил законы. Он захватил власть и правил затем как диктатор Польши. Дискриминация украинцев и украинского языка стала носить системный характер, и называлась политикой "пацификации". Как можно было действовать в отсутствии демократических свобод против режима, захватившего власть путем переворота? Бандера действовал по законам своего жесткого времени - он тоже создавал подпольные боевые группы. Он тоже, как и Пилсудский в свое время, пошел на сотрудничество с Германией, но это был всего лишь временный тактический ход в борьбе за украинское национальное государство.

Все ли методы борьбы Бандеры были моральны? Конечно, нет. Все ли методы Пилсудского были моральны? Конечно, нет. Но в Польше его чтят как великого национального лидера.

Площадь маршала Юзефа Пилсудского, Варшава 

Памятник Пилсудскому

 А в Украине в честь Бандеры назвали проспект.

Израильский лидер Менахем Бегин стал известен как глава террористической организации "Иргун".

По приказу Бегина были убиты сотни людей - "Игрун" вел настоящую террористическую войну против властей Палестины, Великобритании, против арабов. В 1947 взорвали целую гостиницу. И у этого терроризма были также серьезные причины - Бегин хотел создать государство для своего народа. Еврейские террористы убивали британских солдат и чиновников даже во время Второй мировой войны, когда Великобритания сражалась, чтобы спасти мир от нацизма и Холокоста. На каждый акт террора, на каждую гибель евреев, "Игрун"отвечал новой волной убийств. Под репрессии попадали и евреи, несогласные с методами Бегина. Это ведь было военное время, не до дискуссий. После показательной казни еврейскими террористами Бегина захваченных в плен двух британских военных, в Британии даже проходили антиеврейские выступления.

И что в результате? Менахема Бегин стал седьмым премьер-министром Израиля, лауреатом Нобелевской премии мира, потому что после создания независимого Израиля он первым договорился о мире с Египтом, с которым евреи вели войну десятки лет, и которые были для Бегина непримиримым врагом. Эпоха изменилась. И создав государство, Бегин стал готов пожимать руки англичанам и арабам - потому что террор был для него всего лишь средством достижения политических целей, а эти цели меняются.

https://www.youtube.com/watch?v=1-qujVGVNOo

 

Памятник Менахему Бегину в Бресте.

 

Чтобы создать нацию нужны историки и духовные лидеры. А чтобы создать национальное государство нужны те, кто будет за это государство умирать и убивать.

А там где решает пуля и кулак нормы морали не всегда удается соблюсти.
Оценить поступки лидеров можно только со временем. Прав ли был Бандера? Его ошибки надо признать. Но его идеи победили, и без его борьбы независимая Украина была бы невозможна. И кто бы что ни говорил, это наша история, и мы обязаны ее чтить. Наши друзья должны это понять и принять - также как мы должны понять и принять все то в прошлом, что нас когда-то разделяло. Чтобы вместе строить будущее, надо согласиться с тем, что у каждого из нас было свое прошлое.