Госдума собралась поправить ГК и поставить всех нас вне закона
Приходилось ли вам посещать электронные библиотеки? Смотреть дома фильмы на DVD или в онлайне? Слушать музыку? Думаю, неоднократно. Приходило ли вам в голову, зачем вы это делаете? В чём необходимость? Наверное, никогда. Напрасно. Теперь придётся. Госдума уже правит Гражданский кодекс.
Сначала я хотел назвать статью «Годар против Михалкова». Правда, хорошее название? Признанный мэтр французского кино, вождь «новой волны» мирового кинематографа, икона артхаусного кино Жан-Люк Годар в середине сентября высказался в том духе, что интеллектуальной собственности не существует, а у творца нет никаких прав — только обязанности перед зрителем. Немного романтическое, но вполне заслуживающее внимания мнение, которое Годар подкрепил материальным аргументом, направив чек на 1000 евро в поддержку одного французского пирата, осуждённого за скачивание из Сети нелицензионного контента — музыки и фильмов, в том числе, может быть, и тех, режиссёром которых был сам мэтр.
Красивый жест Годара смотрится особенно эффектно на фоне рассмотрения аккредитационной комиссией при Росохранкультуре кандидатов на роль сборщиков нового налога со всех компьютерных устройств и материалов для цифровой записи. Извините, я оговорился, не «налога», а «обязательных сборов», конечно. Наш закон весьма щепетилен в отношении правильного употребления слов. Налоги у нас может собирать только государство. А тут — другая история.
В соответствии с Бернской конвенцией и ст. 1245 Гражданского кодекса правообладатели имеют право получать некие деньги за то, что у вас есть компьютер и вы можете (да-да, именно можете — будете или нет, вас никто не спрашивает), например, скопировать купленный вами DVD на жёсткий диск — на всякий случай, вдруг поцарапаете. Поскольку проконтролировать, будете вы делать это или нет, нельзя, законом предусмотрен обязательный сбор с поставщиков любых устройств и материалов, который должно собирать какое-нибудь общество по коллективному управлению правами (общепринятое сокращение — ОКУП, распространённая кличка — ОКУПанты).
Это общество должно выступать от имени авторов и распределять деньги между ними. Всех авторов, конечно, в одно общество не согнать — они же люди творческие и самовлюблённые, но это и не важно: если уж государство решит кого-нибудь аккредитовать, то так тому и быть. И будет это ОКУП собирать деньги с торговцев, а те — с покупателей. То есть с нас с вами. Цена вопроса для покупателя вроде бы не слишком велика — порядка 1—5% от стоимости оборудования и 3% с носителей. Но в общем тоже деньги. В масштабах страны — около 100 млн долларов в год. Распределять такое ОКУП деньги, конечно, будет тоже не всем авторам, а только тем, с кем заключит соответствующие договоры. Если же автор будет слишком занят своим творчеством или вдруг ОКУП его найти не сможет (ну, никак! понимаете? звонили, в дверь стучали, письма писали, а он — ни в какую!), то автор ничего и не получит.
С логикой закона отчасти можно согласиться: автор, как и человек нетворческой профессии, хочет есть и хочет денег. И продать ему часто больше нечего, кроме продукта своего творческого труда. Продукт этот, правда, специфичен и часто, к несчастью (или к счастью — у авторов, как ни странно, есть разные точки зрения на этот счёт), легко копируется, будучи перенесён в цифровую форму. Так что заплатить авторам, наверное, не грех. Пусть и в такой извращённой форме. Форма, если задуматься, правда, странная: деньги же собираются не для авторов конкретных произведений, которые кто-то копирует, а вообще для всех авторов сразу. Как это самое ОКУП будет между авторами делить — отдельный вопрос.
До последнего времени, впрочем, несмотря на положение закона, денег никто никаких с продавцов не собирал, поскольку государство всё никак не назначало никакого доверенного ОКУПа и ставок соответствующих сборов. То ли государству было не до того, то ли ОКУПа подходящего не было. Но вот в прошлом году на этой финансовой сцене появился кинорежиссёр и общественный деятель Никита Михалков, который «обратился к президенту России с инициативой введения сбора с каждого чистого DVD-диска, производимого в России или импортируемого в страну, и перечисления этих средств в пользу Союза кинематографистов». И машинка закрутилась. В ноябре 2009 года Никита Михалков при участии Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности создал под замаячившие деньги Российский союз правообладателей. У РСП, правда, быстро обнаружился конкурент в лице Российского общества по смежным правам. Заявки от этих двух ОКУПов и легли на стол комиссии Росохранкультуры 20 сентября.
Решения своего комиссия не обнародовала и взяла тайм-аут. Вопрос и вправду серьёзный: кто и как будет делить непостный пирог. По слухам, члены комиссии склоняются в пользу РСП Михалкова. У него, правда, самое смешное предложение по части распределения денег: 25% собранных средств должно пойти на нужды РСП, 60% — на развитие кинематографии. Оставшиеся 15% РСП планирует раздавать — вы правильно догадались — авторам. Как именно Никита Михалков развивает последние годы российский кинематограф, вы, как кинозрители, видимо, можете судить самостоятельно.
Есть на этот счёт, впрочем, и точка зрения Киносоюза.
«Ввиду общеизвестной сложившейся ситуации с принципиальными стратегическими и организационными расхождениями между существующими в Российской Федерации творческими профессиональными союзами кинематографистов подобная монополия одного из союзов на принятие решений в сфере «культурного налога» может привести к несправедливому и непрозрачному распределению средств в рамках нашей отрасли в пользу бенефициаров, наиболее соответствующих представлениям его руководства о надлежащих приоритетах и лицах». Это фрагмент письма зампредседателя Киносоюза Виталия Манского в адрес Росохранкультуры. Коротко говоря, далеко не все (и далеко не самые последние) авторы кино готовы доверить Михалкову и его союзам право распределять деньги, которые государство поручит собирать и распределять от имени всех авторов сразу.
Своё решение комиссия Росохранкультуры пообещала объявить 24 сентября.
Так вот. Последний абзац статьи о Годаре и Михалкове, наверное, выглядел бы примерно так:
В идее собирать деньги со всех граждан сразу и сразу для всех авторов в общем нет ничего плохого. Но только при том условии, что и граждане получают от этих сборов какую-то выгоду. Например, освобождение от уголовного преследования за любое копирование в личных целях. Какими, интересно, ещё целями руководствуются пользователи торрент-трекеров? Общественной пользой распространения контента? Увольте. Обычному пользователю (зрителю и слушателю) подобные соображения по барабану, а то обстоятельство, что, скачивая фильм, пользователь его ещё и распространяет (такова технология), — для него скорее неизбежная нагрузка на Сеть, не более того. Думаю, что пользователи в массе своей были бы не против не слишком обременительной, хоть и обязательной дополнительной платы за такую «очистку» прав. В конце концов и Жану-Люку Годару с этих денег что-нибудь да досталось. Проблема только в том, что интересы баланса интересов потребителей и производителей контента нынешним законом, к сожалению, практически не принимаются во внимание, а законодатели готовы прислушиваться только к правообладателям.
Когда этот текст был почти готов, в «Ведомостях» появилась информация о том, что на то же число, что и обнародование решения Росохранкультуры, на 24 сентября 2010 года, в Госдуме назначены слушания, причём уже в третьем, то есть последнем, чтении закона № 63587-5 «О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации». Этот закон предполагает внести в ГК несколько, на первый взгляд, мелких поправок. Среди них, например, дополнительное указание на то, что свободное воспроизведение в личных целях музыки и фильмов правообладателям полагается вознаграждение — со ссылкой на ст. 1245, в которой речь как раз и идёт о сборе с устройств для записи и носителей (привет, так сказать, Никите Сергеевичу). Зачем повторять это ещё раз, видимо, понятно только юристам. Есть в этих поправках и некоторое послабление: например, теперь можно будет зарегистрировать торговую марку, даже идентичную чужому доменному имени. Есть и новая норма, защищающая «бордо», «граппу», «пармезан» и пр. названия от неправомерного использования.
И, в общем, мимо этих поправок можно было и пройти, если бы не новая трактовка положения о свободном воспроизведении произведений, которая уже касается всех нас. Наслаждайтесь: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». Говоря не юридическим, а русским языком: вы можете слушать имеющуюся у вас музыку, неважно, как именно полученную: записанную вами со старого винила на CD, купленную на лотке, скачанную в iTunes или с какого-нибудь файлообменника — только при необходимости. Вы можете читать скачанную из электронной библиотеки книгу только при необходимости. Вы можете смотреть фильм в интернете (или, о! как интересно, скачанный откуда-то?) только при необходимости.
О том, что же может считаться необходимостью, в проекте закона не сказано ни слова. Видимо, обосновывать необходимость чтения книг, наслаждения музыкой и просмотра фильмов нам всем придётся самостоятельно. Вы уже придумали, зачем вам понадобилось смотреть «Доктора Хауса»? А последний фильм Годара? Зачем, то есть какого рожна вы решили посмотреть «Утомлённых солнцем»? Не знаете? А ведь следователю будет очень интересно. Поскольку за нарушение авторского права Уголовным кодексом предусмотрен приличный штраф (до 5 млн рублей) и тюремное заключение (до двух лет).
Мне интересно другое: зачем законодателям понадобилось принимать закон, применение которого в реальности возможно только избирательно? Реализовать его по-настоящему ведь не получится. Ладно бы речь шла только о пользователях Сети. Их всё же всего около 40 миллионов в России. Но на всё население уж точно не хватит ни следователей, ни судей. Которые, кстати, и интернетом пользуются, и музыку слушают, и даже смотрят фильмы, причём без всякой необходимости
Комментарии
Михалков вообще МОЛОДЕЦ...НАРОД в лице ГОСУДАРСТВА ему бабло на всякую хуйню типа "солнцем" или "цирюльню" даёт, он потом этому НАРОДУ свою хцйню в кинопрокате и на ДВД впаривает, и теперь ещё мы ему за компьютеры должны, мол невзначай посмотреть сиськи его дочери сможем...За просмотр деньги платят (ТРИ РАЗА ПЛАТИ, один раз блевани)
Народ!!! Давай разорим Михалкова!
Пусть выплачивает НАМ вознаграждение за нашу интеллектуальную собственность.
Раз уж взял на себя априори представлять права ВСЕХ владельцев авторских прав и адекватно осуществлять передачу материальной прибыли от "интеллектуальной" собственности!!!
Даёшь вознаграждение за интелектуальную собственность ч/з Михалкова ))))
Бумажные деньги давно заменили законотужцам мозги.
Всё для блага человека!
Я видел того человека...
А если некоторые хотят получать деньги за свои , якобы гениТальное творчество - пускай как в СССР выпустят это творчество в в млн. тиражах - а народ будет за ним -этим творчеством, ночами в очередях стоять.
Не будет, потому что ГОВНО .
А настоящие авторы в Самиздате - свободны, а когда интерес есть - по честному говорят - книжка в печати -им хватает Удовлетворения , что их признали - а этим УС -ам только бабло давай -нет творчества - но бабло - дай - любым коррупционным способом - жить без бабла не могут- при чем здесь художник и творчество
Здесь ситуация такая же. любой музывкальный файл может оказаться или быить объявлен пиратским, в не зависимости от его действительного положения - скачал десять лет назад с легального лиска, а диск давно потерял, сломал, подарил - значит теперь ты пират и получай за это срок. Т.е. эти законы ОТМЕНЯЮТ презупцию невиновности в области своего действия. алкотестер показал уровень эндогенного алкоголя - значит ты лишаешься прав , хотя до этого год не пил.
Если у тебя в компе среджи миллионов файлов, нашелся какой-то файл, происхождение которого ты не можешь документально подтвердить - значит ты пират и твое место в тюрьме.
НАРОД!!!
ХРАНИТЕ ВСЮ ЖИЗНЬ ВСЕ ЧЕКИ О ПОКУПКЕ ЛЮБЫХ ТОВАРОВ!
ЕСЛИ ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ПОДТВЕРДИТЬ ЛЕГАЛЬНОСТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ, ТО ВАС ПОСАДЯТ!!!!!
Апокалипсис, блин!!!
Пока ещё царство маразма.
Апокалипсис будет, когда в роддомах начнут на лоб штрихкоды с номерами татуировками набивать.
В царство маразма дорогу
грудью проложим себе.
Надувной
Лучше бы они этого не делали. Как известно - жадность фраера губит.
В СССР все слушали музыку, в том числе и зарубежную.
Получается что наш Президент вырос на ворованной (по их мнению) музыке? :-))))
А вот наши дети уже такого права не имеют.
1) Вот находите Вы в поисковике инфу на нужное фото (к примеру), заходите на страничку и видите картинку и надпись "просмотр платный". Всё! Уже приехали. Либо плати либо УЖЕ нарушил закон.
2) С софтом совершенно согласен с Вами. Деньги имеют право требовать только за НОВЫЕ релизы. Прошел год...два...три и всё. Софт в свободном распространении. То же касается и книг, и фильмов, и музыки.
как говорят - население готовсь!,всегда будешь виноват.
Комментарий удален модератором
А вообще, та бредятина, что пришла в голову М.Н.С. - это очередной новый кнут надсмотрщикам - крайне мало, думаю, народа, у кого ТОЛЬКО лицензии дома (а если вспомнить про VHS, то вряд ли таковые вообще найдутся)!..