Миф о последнем разделе Польши
Повсеместно распространяется такая информация:
В результате «пакта между Гитлером и Сталиным» был проведён «раздел Польши». С 1939 г. «Восточная Польша» оккупирована и аннексирована Советским Союзом. «Оставшуюся часть», мол, получили нацисты. Когда после 2-й Мировой войны договоры, заключённые с гитлеровской Германией, потеряли юридическую силу, СССР не возвращает недавно «отторгнутые» восточно-польские области, а «использует германские земли», чтобы компенсировать Польше «потерю территорий на Востоке». Следствием этого якобы стало расширение Польши в западном направлении. Реальным же фактом является здесь только то, что США и Великобритании в Ялте полностью согласились с границей Польши по р.Одер.
Спросите любого гражданина Германии, да даже сторонника Левой партии, по данному событию, –и он в той или иной форме повторит мифы.
Попытаемся на секунду представить себе общее положение после Октябрьской революции и Гражданской войны: Советская Россия лежала полумёртвой после 1-й Мировой войны, двух революций и Гражданской войны. Страна чудовищно ослаблена. С точки зрения нынешнего времени невозможно себе даже представить, как она вообще поднялась, став к тому же супердержавой.
И такое прискорбное положение было понятным не только нам, влиятельные империалистические круги также это полностью осознавали. Они приступили к мародёрству гигантского масштаба: японцы высадили силы флота во Владивостоке; американцы «завоевали» Новосибирские острова в Северном Ледовитом океане; немного позднее контрреволюционные китайские войска приступили к мобилизации, чтобы прибрать к рукам русско-китайскую железную дорогу, идущую до Порт-Артура и, тем самым, закрепляя за собой де-факто русский город Харбин; британские части оккупировали Мурманск; французские соединения – Одессу, а англо-французские – Архангельск. Когда об этом задумываешься, то рисуется образ по-настоящему алчных интервентов всех мастей, нацеленных на грабёж. В тот момент Роза Люксембург выступила против ленинского принципа самоопределения народов, потому что она (особенно в отношении Польши) боялась победы белых из-за отрыва русского революционного рабочего движения (что впоследствии подтвердилось в Польше и Финляндии). Прибалтийские республики, созданные как «буфер против красной заразы», были оторваны от Советской России: на земле – германскими «Добровольческими корпусами», на море – при поддержке британского флота. Здесь упрочились полуфашистские правительства типа латышского режима Улманиса, которые жёстоко преследовали всё, что напоминало рабочее движение, – не только коммунистов, но даже социал-демократов и деятелей профсоюзов. Державам Антанты было по душе любое «решение», которое не позволяло встать у кормила «большевистским» правительствам. В границах полуфеодального «Туркестана» (ещё не было среднеазиатских советских республик: Таджикистана, Киргизии Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, возникших только по «Сталинской» конституции 1936 г.) подняли голову халифы и помещики. Их цель была отторжение от Советской России. Возникло вооружённое движение басмачей, которое только в 1928 г. под натиском Красной Армии было вытеснено за границу, в Афганистан. Многими годами позднее Красная Армия столкнётся в Афганистане уже с их потомками и «духовным ядром» – Талибаном, изначально выпестованным и вооружённым ЦРУ.
С юго-запада действовали турки, они захватили Карс, Эрдехан и Батуми, кроме того, символ Армении – гору Арарат, стоящую прямо у ворот столицы Еревана.
Немцы попытались закрепиться в Закавказье вблизи богатых нефтью месторождений при взаимодействии с сепаратистскими «освободительными движениями». Особенно им сыграло на руку меньшевистское правительство Тбилиси.
Восточная Европа превратилась тогда в один сплошной магазин самообслуживания. Румыния аннексировала Бессарабию, Польша тянулась к осколкам распавшейся Габсбургской монархии, оккупировала Львов. В этом месте нужно было поставить действенный заслон ослабленной советской власти. Были выработаны идеи, как можно остановить красных – по принципу родного языка, на котором говорит бо´льшая часть населения соответствующей спорной территории. Так, в 1919 г. в Париже была определена международно-признанная польско-российская демаркационная линия, так называемая «Линия Керзона» (названная по фамилии английского дипломата Джорджа Керзона). Польша Пилсудского не только проигнорировала эти договорённости, а просто ввела войска в Киев, чтобы присоединить себе полосу шириной примерно 200 км, протянувшуюся от старой русской крепости Брест-Литовск возле р. Буг (впоследствии - Брест) вплоть до литовской Вильны. Эта «новая граница» пролегала теперь на полпути между Брестом и Минском. Свой захват Польша закрепила в 1920 г. Рижским договором.
Следует, однако, отметить, что робкие попытки «расширения на Запад» со стороны Польши уже были предприняты подписанием Версальского договора, – то есть без всякого участия «русских». По Версальскому договору немецкие, а изначально – прусские провинции, прорезались «Польским коридором», Верхняя Силезия, после «опроса населения», – передавалась Польше, отторгался от германской империи и Данциг. Население, среди которого опрос проведён не был – действительно говорило преимущественно на польском языке, и появление «Польского коридора» «обосновывалось» тем, что Польше «необходимо» получить доступ к Балтийскому морю.
После краткого исторического экскурса вернёмся к 1939 году. Красная Армия, завершив своё наступление на глубину 200 км, остановилась тогда возле Буга у города Брест, на старой границе царской империи – Линии Керзона, выработанной британцами. Скорее всего, это было определено соглашениями Риббентропа и Молотова. И в зону российского влияния возвратились исключительно только те районы, которые ранее никогда не являлись частью Польши. Иными словами: те территории, которые были отторгнуты от России по Рижскому договору. Вильна вернулась как новая столица к Литве, вскоре ставшей Литовской Советской Социалистической Республикой. Вот так с действительной точки зрения обстоят дела с якобы обменом территориями. Никакой компенсации, таким образом, не происходило. А граница по Одеру и Нейсе стала результатом 2-й Мировой войны, развязанной фашистами.
_____________
* «Линия Керзона» – условное название демаркационной линии, определившей в период между двумя мировыми войнами восточную границу Польши. Все стороны по Ялтинскому соглашению февраля 1945 официально признали, что «линия Керзона» должна стать восточной границей Польши, (прим. перев.).
Комментарии