10 НАУЧНЫХ ОБЪЯСНЕНИЙ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
На модерации
Отложенный
Есть очень хорошая причина, объясняющая, почему у всех людей есть здоровое любопытство касательно клинической смерти. Смерть — единственный опыт, который мы все в конечном итоге постигаем. Наука проделала множество попыток, пытаясь описать явление клинической смерти, о котором говорило так много не связанных между собой людей.
Височно-теменной узел может отвечать за опыт «выхода из тела»
Среди наиболее распространенных элементов клинической смерти есть отчетливое ощущение того, что индивид покидает свое бренное тело. Те, у кого был опыт «выхода из тела», часто сообщают о том, что во время клинической смерти плавали вокруг и видели свое тело и окружающих его людей. Были также сообщения о том, что во время выхода из тела люди могли идентифицировать объекты и события. Исследования показали, что за все это может отвечать височно-теменной узел мозга.
Височно-теменной узел отвечает за интеграцию данных, собранных органами чувств и телом, формируя восприятие человека. Когда эта часть мозга повреждена, вполне возможно, появляется опыт выхода из тела, о котором говорят так много людей.
Хотя этот опыт может быть невероятно ярким и реальным, в рамках научных исследований удалось воспроизвести это явление, не доводя человека до предсмертного состояния, а просто стимулируя электрически височно-теменной узел мозга.
Избыток диоксида углерода рождает «свет в конце туннеля»
Почти каждый человек, переживший опыт клинической смерти, вспоминает яркий белый свет и туннель, якобы ведущий в загробный мир. Белый свет часто связывают с потусторонним миром, упоминая при этом чувство спокойствия и умиротворенности.
Исследование 2010 года, с участием пациентов с сердечным приступом, выявило связь между этим типом клинической смерти и уровнем углекислого газа в крови. Из 52 кардиопациентов у 11 была клиническая смерть. Уровень CO2 в крови этих пациентов был значительно выше, чем у пациентов, которые не упоминали о предсмертном опыте. Ученые пришли к выводу, что избыток углекислого газа в кровотоке может существенно влиять на зрение, что приводит к появлению туннеля и яркого света.
Нехватка кислорода в мозгу приводит к галлюцинациям
Часто клиническая смерть включает появление давно почивших друзей и родственников, которые иногда даже «провожают» пациента в загробный мир. Вся жизнь проносится перед глазами в виде воспоминаний, и наступает всепоглощающее чувство комфорта. Впрочем, у науки есть мнение на счет того, почему это происходит.
В то время как избыток углекислого газа оказывает влияние на зрение во время клинической смерти, нехватка кислорода в мозгу дополняет это. Хорошо известно, что кислородное голодание может приводить к галлюцинациям и даже способствовать чувству эйфории, о которой часто сообщается. И хотя размер выборки для оценки был не так велик, исследования показали, что люди, которые сообщали о клинической смерти во время остановки сердца, также имели низкий уровень кислорода.
Ученые считают, что кислородное голодание также может приводить к тому, что люди видят, будто переносятся в место, где их окружают друзья и родственники, давно почившие. Это по-прежнему просто теория, однако другие исследования показывают, что нехватка кислорода и излишек углекислого газа, а также блокирование кровотока мозга вследствие сердечного приступа — все это факторы играют роль в появлении галлюцинаций.
При экстремальном напряжении мозг выпускает эндорфины
Долгое время существовала теория, что в предсмертном состоянии мозг может выпускать эндорфины и другие химические вещества из-за сильного стресса. Хотя идея того, что глубина опыта клинической смерти может быть связана с эндорфинами, была немного развенчана, она может легко объяснить, почему у многих людей, которые испытывали клиническую смерть, не было страха или беспокойства по поводу происходящего.
Выброс морфиноподобных химических веществ во время сильного стресса впервые предположил нейропсихолог Даниэль Карр, пытаясь объяснить опыт клинической смерти в общем, но оказалось, что он лучше объясняет спокойствие и отсутствие боли или беспокойства в ситуациях, в которых тело подвергается экстремальным воздействиям. Таким образом, хотя можно было бы ожидать, что в состоянии, близком к смерти, мы должны испытывать «невероятную боль и ужас, предсмертный опыт удивляет нас удовольствием, спокойствием и миром», и это благодаря выделению химических веществ в головном мозге.
Активность мозга зашкаливает перед смертью
Повышенное чувственное восприятие — общий момент в клинической смерти, и одно из последних исследований показывает, что своего рода сверхчувствительное восприятие может быть вызвано значительным всплеском активности головного мозга в предсмертные моменты. Исследование было проведено на крысах и не отличалось особым размахом, поэтому некоторые члены научного сообщества не принимают результаты, но ведущий автор работы Джимо Борджигин считает, что они демонстрируют биологическую основу предсмертного опыта.
В основе исследования лежит имплантация электродов в мозг крыс, так что исследователи могут изучать уровни активности мозга прямо в момент смерти. Результаты показали, что крысы испытывали так называемое «гиперсознание», которое сопровождалось повышенной чувствительностью, которую многие также связывают с клинической смертью. Сам Борджигин отмечает, что повышенная активность сознания выше, когда сердце останавливается — в первые 30 секунд.
Правдивость ощущений можно спутать с анестезией сознания
Клиническая смерть с «выходом из тела» может быть связана и с другой причиной, помимо вышеупомянутого повреждения височно-теменного узла.
Многие случаи могут быть не чем иным, как сознанием под анестезией. Хотя сознание под анестезией сохраняется довольно редко (один из тысячи людей сохраняет его), вполне возможно, что те, кто считают, что имели опыт клинической смерти, на самом деле построили ложные воспоминания на этом сознании.
Это может быть основной причиной того, что Пэм Рейнольдс, на клиническую смерть которой часто ссылаются, могла вспомнить так много деталей операции. Рейнольдс была в состоянии описать форму пилы, которую использовали, чтобы разрезать ее череп, и даже вспомнила, что врачи слушали песню «Hotel California» во время операции.
Клиническая смерть Рейнольдс выглядит мощным свидетельством предсмертных переживаний, которые включают достоверное восприятие, но все, что она помнила, происходило, когда она была жива, но под анестезией. Таким образом, хотя Рейнольдс, возможно, думала, что находится при смерти, скептики считают, что это был скорее один из тех редких случаев, в которых пациент оставался в сознании при анестезии.
Измененное или искаженное чувство времени играет важную роль
Доктор Эбен Александр, нейрохирург, написал книгу с подробным описанием его личного опыта клинической смерти, которая произошла, когда он был в коме из-за менингита. По мнению Александра, предсмертный опыт продлился несколько дней и должен был происходить тогда, когда кора его головного мозга была в коме, что парадоксально, учитывая то, как много чувственных деталей он испытал — обычно за это отвечает кора. Это привело его к выводу, что материальных причин у его переживаний не было вовсе.
В то время как личное мнение нейрохирурга о клинической смерти привело к появлению сенсационных заголовков, доктор Оливер Сакс, тоже профессор неврологии в Медицинской школе Нью-Йоркского университета, предложил довольно простое объяснение переживаний доктора Александра.
По мнению Сакса, «галлюциногенное путешествие к яркому свету и за его пределы, полномасштабная клиническая смерть, может длиться 20—30 секунд, хотя кажется, что проходит больше времени. Субъективно, во время такого кризиса, само понятие времени может показаться переменным или бессмысленным. Одной из наиболее правдоподобных гипотез в случае доктора Александра будет то, что его предсмертные переживания прошли не во время комы, а когда он выходил из комы и его кора возвращалась к своему полноценному функционированию. Любопытно, что он не принял это простое и естественное объяснение, а предпочел сверхъестественное».
Галлюцинации и восприятие используют одни и те же системы мозга
Пережившие опыт клинической смерти довольно часто вспоминают, что все казалось очень реальным — в некоторых случаях даже более реальным, чем все, что они когда-либо испытывали прежде. Хотя многие из них твердо уверены, что то, что они воспринимали, было не просто галлюцинацией, есть очень веская причина, почему отличить реальность от галлюцинации невероятно сложно.
По словам Оливера Сакса, человека, пережившего клиническую смерть, все можно считать реальным и оно будет казаться таковым, и не без оснований: «Основная причина того, что галлюцинации — независимо от их причины и характера — кажутся реальными, заключается в том, что они задействуют те же системы мозга, что и обычное восприятие. Когда галлюцинации говорят, активизируются слуховые пути; когда кто-то видит лицо, активизируются области, которые в обычных условиях отвечают за идентификацию лиц».
Предсмертные переживания могут вызываться эпилептической активностью в височных долях
В то время как экстатические судороги довольно редки и встречаются у небольшой части населения, пострадавшего от височной эпилепсии, всплеск эпилептической активности в височной доле приводит к тому, что во время клинической смерти люди начинают видеть Бога или небеса. Исследование, проведенное Оррином Девинским, позволило ему и другим ученым «провести клинический и видеомониторинг ЭЭГ пациентов, когда они пребывают в восторженных или экстатических чувствах, и таким образом наблюдать точное схождение их теофаний с судорожной активностью в височных очагах (почти всегда правосторонних)».
Исторические личности, среди которых Федор Достоевский и Жанна д’Арк, как полагают, во время височной эпилепсии входили в чувство экстаза и ощущали присутствие чего-то потустороннего. Вполне возможно, что и те, кто испытывал предсмертные переживания, имел похожую эпилептическую активность в височных долях.
К слову, описания экстатических чувств Достоевским очень похожи на описания переживаний клинической смерти.
Неврология и религия не противоречат одна другой
Хотя были проведены многочисленные исследования предсмертных переживаний во время клинической смерти, ученые вовсе не отвергают совокупность всего опыта как простой результат нормальных неврологических функций. Есть известный случай Марии, работницы-мигрантки, пережившей клиническую смерть. Она якобы покинула свое тело и отправилась в окно за пределы своей палаты, когда увидела теннисную туфлю на ступеньке через окно третьего этажа. Соцработник не только нашел туфлю, но и признал, что не было никакого способа узнать о ее местонахождении.
Другой известный опыт клинической смерти описал доктор Тони Цикориа, в которого ударила молния в 1994 году. Спустя несколько недель после удара доктор Цикориа, который обладал докторской степенью в неврологии, внезапно ощутил желание играть и писать музыку. Он изменился благодаря пережитому и, по его собственным словам, не видел «никакого различия между религией и неврологией — если Бог работает над человеком или в человеке, Он может делать это через нервную систему, через отдельные части мозга или через духовное чувство и веру».
Впрочем, пока точного ответа на вопрос о клинической смерти нет, вы вправе выбирать любой из возможных вариантов.
Комментарии
Каждый в своё время получит ответ на вопрос: А что там, за Краем?
В свое время наука объяснит все, жалко, что мы с вами это не узнаем.