«Братство конца» в городе Братске. Которого нет

Есть в России альтернативное СМИ типа «я сама слышала, как одна женщина рассказывала» под названием Живой Журнал (он же ЖЖ, он же Live Journal). Это такое место, где люди, которым не хватает общения в повседневной жизни, ведут дневники (блоги), предназначенные для того, чтобы их читали другие люди. Дневников там великое множество, несколько миллионов, но погоду делают всего лишь несколько десятков самых популярных. Записи из них попадают в ТОП-30 (на титульную страницу сервиса) и потом долго обсуждаются сообществом. Попасть в ТОП-30 – заветная мечта любого блоггера. Несмотря на то, что верхние места в этом самом топе-30 прочно заняты одними и теми же людьми, что, естественно, объясняется только их исключительной одаренностью в деле блоговедения, в нижние строчки иногда пробиваются люди новые, если им удается смастерить какую-нибудь сенсацию и умело ее преподнести.

Как ни странно, записям в блогах почему-то верят больше, чем настоящим СМИ. И не только сами блоггеры. Считается что это – свидетельства «очевидцев», хотя автор записи может находиться за тысячи километров от места события и скрыться за псевдонимом. Или же, наоборот, может выступать под фамилией известного человека, да еще и прицепить его фото на свои посты и комментарии (такое бывало, сам видел). В общем, ври – не хочу.

Но вернемся к первой тридцатке записей на титуле ЖЖ. Некий блоггер с ником Alzheimer (красноречивый, между прочим, ник), поведал историю о знакомом журналисте, который съездил в Восточную Сибирь (если съездил) и понаписал об этом всяческих ужасов. Свой пост блоггер назвал апокалиптически – «Братство конца» (смахивает на компьютерную игру, где бегают уроды с мечами и топорами). Подзаголовок тоже под стать: «Страна умерла».

Все самое плохое, по рассказам «одного журналиста», сконцентрировалось в городе Братске:

«Это не поддается описанию. Такое ощущение, что я оказался в начале 90-х годов. Это выражается прежде всего в невероятном количестве бандюганов и пьяных. Простые люди тут ездят на такси... даже за хлебом, потому что боятся воров и убийц. В любой конец города отвозят за 60 рублей. После полуночи город вымирает. Зимой посреди дня могут сорвать с прохожего меховую шапку или снять дубленку. Летом в порядке вещей отбирать мобильные телефоны, срывать золотые украшения, цепочки. Трезвых пока не видел...

Над городом периодически ревет сирена, как во время войны. Этим информируют, что Братский лесоперерабатывающий комбинат начинает выброс отходов. Комбинат находится практически в центре города. Граждане сразу закрывают окна, зажимают носы и все остальное. Вонь дикая. Совсем забыл! Соотношение полов здесь — на трех баб один мужик. Поэтому сплошь и рядом мамаша и дочка живут с одним мужиком. Из-за этого же много лесбиянок. Местные мужики... к 40 годам импотенты. Все дровосеки, понятное дело, без рук — без ног».

Как то сразу вспоминается старый ужастик Джона Карпентера про маленький городок, затерроризированный огромной фабрикой, производящей злобных механических кукол.

Куклы эти неотличимы от людей и творят, что захотят. Комендантский час в городке начинается с пяти вечера, о чем оповещает сирена. Запуганные жители закрываются в домах и плотно зашторивают окна, а на улицах бесчинствуют куклы-убийцы.

Запись была очень популярна в блогах на текущей неделе, ее растиражировали многие федеральные сайты. А потом пошла волна откликов, среди которых было немало от экзальтированных дамочек и их впечатлительных мужчинок: «Бежать, бежать из этой страны!», «Как страшно жить!» Даже эмигранты ликовали: «Я правильно уехал!»

Братчане удивлялись: «Читаешь — пугаешься. Только при чем здесь наш Братск?», «Сама из Братска. Ни разу не слышала сирен. Интересно, в каком районе они звучат?», «Есть районы, как и в любом другом городе, в которых жизнь — не фонтан... А как же московские гопники и Бутово, которыми всех пугают?»

Автора поправили в комментариях и насчет такси. На нем в «булочную» (помните «Бриллиантовую руку» и знаменитую фразу Мордюковой?) ездят не все. А те, которые ездят, делают это не из страха перед бандитами, а потому что такси в Братске действительно недорогое и конкурирует с общественным транспортом.

Вообще, блоггеры – странные люди. Что может заставить человека вести блог? Ведь скука же страшная, на третий день скулы сводит, проверено. Только исключительная интровертированность (погружение в себя) и неспособность нормально общаться с окружающими. Но и такое общение – ни к чему. Оно не развлекает и не разряжает, наоборот, создает дополнительную напряженность от постоянной недосказанности. Общаясь с Интернет-собеседником, представляешь его по-другому, а когда изредка приходится встретиться, чаще всего видишь человека, которого при обычных обстоятельствах не зафиксировал бы даже боковым зрением, не говоря уже о возникновении желания пообщаться с ним.

Но, тем не менее, блоги все больше закрепляют за собой роль некоего альтернативного источника информации, хотя на самом деле, нет в них, в большинстве случаев, никакой информации – одни лишь странные эмоции их хозяев. А у хозяев — и это видно со второго-третьего поста — имеются некие специфические, скажем так, особенности психики.

В общем, когда заходишь в ЖЖ, нужно все прочитанное там, как советовал мне знакомый математик, умножать не на 0,5, а на 0,005 – это и будет реальный коэффициент правды. Ведь у журналиста в любом СМИ все-таки есть фамилия, у него есть ответственность за достоверность информации, над ним имеется начальство, а еще выше – закон о СМИ. А над владельцем блога ничего такого нет, даже и фамилии у него не имеется (блог регистрируется анонимно на любой псевдоним латинскими буквами, даже матерный). Делайте выводы, стоит ли верить этому «средству массовой информации» и постам (статьям), которые пишут alzheimer’ы.