75 лет Львовским погромам. Начало Холокоста на Украине

На модерации Отложенный

30 июня 1941 года, то есть 75 лет назад в оккупированном немцами Львове его жители учинили расправу над евреями, которая продолжалась три дня. Погром был организован немцами совместно с бандеровской "украинской народной милицией". Не удивительно, ведь приход Третьего Рейха во Львов был воспринят как освобождение. Ещё до нападения Германии бандеровцы из ОУН планировали этнические чистки и предлагали программу «Украина для украинцев», плакаты с этим лозунгом националисты расклеивали по Львову 30 июня.

В этот день ОУН формирует отряды из националистов, которые отлавливали евреев, для последующего их расстрела. Националисты отличали друг друга по сине-желтым нарукавным повязкам. Так же националисты активно использовали детей для нападений на евреев.

Националисты ОУН объявили о создании украинского государства. По замыслу оно должно было провести обряд «самоочищения» и мести «жидо-большевикам». В результате погибли от 4 до 7 тысяч евреев.

Сейчас сложно себе это представить, но эти три дня тогда воспринимались как народные гуляния галичан по случаю освобождения от большевизма.


Это чудовищное преступление до сих пор не все считают таковым, что совсем не удивительно. Неделю назад во Львове осквернили памятник жертвам Холокоста. Неужели война с фашизмом до сих пор продолжается и еще остаются люди, которые бы повторили это преступление или оправдывают эти действия?


Источник: http://stalist.livejournal.com/237153.html

 

-------------------------------------------------------------------

===========================================================

Ответ от украинца который ориентируется о националистах

 

http://www.istpravda.com.ua/research/2012/12/20/93550/

 

Львовский погром 1941 года: Немцы, украинские националисты и карнавальная толпа


20.12.2012 _ Джон-Пол Химка, профессор Университета Альберты (Эдмонтон)

 

Один Украинец особенно врезался в память Левина.

Элегантно одетый в красивую вышиванку, он бил евреев железной палкой. С каждым ударом в воздух взлетали куски кожи, иногда - ухо или глаз.

На глазах у Левина немцы расстреляли его отца, раввина.


От редакции: Конкурс "Книга года BBC" выиграл исторический роман Юрия Винничука, в значительной мере посвящен Холокоста во Львове.

По этому случаю ИП перевела научную статью канадского историка Джона-Пола Химки, посвященную погрома июня-июля 1941 года во Львове.


Те события часто используются в политике. С форума на форум кочует мифическая цитата о причастности к погрому батальона "Нахтигаль": "Они взяли в зубы длинные кинжалы, засучилы рукава гимнастёрок, держа оружие на изготовку. Их вид был омерзителен. Словно бесноватые, громко икает, с пеной на устах, с выпученнымы глазами неслись они по улицам Львова. Каждый, кто попал им в руки, был жестоко казнён ".


Поэтому очень важно услышать о том, что было летом 1941 года, от ученого, который работал с архивами и каждое утверждение подкрепляет ссылкой на источник.

 

Некоторые вещи могут быть неприятными для тех, кто верит в непогрешимость ОУН.

Но не спешите обвинять редакцию и автора в сотрудничестве с Кремлем, Моссадом и др. Это не КГБ и не Моссад убивал людей 1 июля 1941. И этот факт не отменяет героизм националистов в поздней борьбе с нацизмом и сталинизмом. Поляки этот путь уже прошли - и ничего плохого с Польшей не произошло.


Если мы хоронить голову в песок, неприятные факты никуда не исчезнут. Если и фактами не займутся украинские историки, ими будут заниматься другие, как об этом написал еще один автор ИП из Канады Тарас Курило.


Англоязычный оригинал статьи Джона-Полка Химки опубликовано в Canadian Slavonic Papers 53.2-4 (June-December 2011). Перевод сделан и печатается с разрешения редакции.

Англомовний оригінал статті Джона-Полка Химки опубліковано в Canadian Slavonic Papers 53.2-4 (June-December 2011).
------------------------
Погром во Львове в 1941 году: Немцы, украинские националисты и карнавальная толпа


 После выхода книги Яна Гросса "Соседи", где описывается жестокое убийство еврейских жителей маленького городка в Польше их соседями-HEевреями, расследование случаи анти-еврейского насилия лета 1941-го переместилось на передний край исследований с Холокоста.

 

В этой статье рассматриваются подробно погром и убийства, которые имели место во Львове, в Восточной Польше / Западной Украины, в начале июля 1941 года.
После общего осмотра хода погрома и казней, которые длились как следствие погрома, в этой статье рассматриваются отдельные участники события:

а) украинская националистическая милиция, чья роль в разгроме была наиболее четко задокументирована;

б) народ, способствовал насилию и предоставил ему четкие черты;

в) немцы, чью роль трудно установить достоверно и точно.


ТЕЧЕНИЕ ПОГРОМА


Накануне Второй мировой войны Львов был многонациональным городом. В 1939 году поляки составляли незначительное большинство его населения (157,490 тыс. С 312,231 тыс. Всего населения, то есть чуть более 50%), за ними шли евреи (99,595 или 32%) и Украинцы (49,747 или 16%). [2]
В результате войны национальный состав города изменился радикально: евреев убивали, поляков депортировали, и к тому же состоялся приток россиян.


В начале войны Львов был в составе Польши, но с сентября 1939 и до конца июня 1941 года он управлялся советской властью и вошел в состав УССР.

30 июня 1941, когда немцы захватили город, власть во Львове снова изменилась.


Погром во Львове проходил на фоне провозглашения в городе Украинского государства, которое состоялось в первый день немецкой оккупации - к этому вопросу мы вернемся позже.
Другой важной контекстуальной обстоятельством Львовского погрома 1941 была находка тысяч полуразложившихся трупов политических заключенных, которые были убиты НКВД в предыдущие дни, когда советы осознали, что стремительный немецкое наступление не дает возможности эвакуировать тюрьмы. [3]
Когда в понедельник, 30 июня немцы входили в город, из охваченных пламенем тюрем доносился запах непохороненных трупов. Среди жертв было много украинских националистов.

Немцы заставляли евреев доставать трупы и выставляли тела для общественного обозрения. Родственники заключенных искали между трупов своих родных.

 

Расстрелы заключенных НКВД в июне 1941-го во Львове. ФОТО


Трупы были найдены в трех тюрьмах: тюрьма на ул. Замарстыновской, "Бригидки", и тюрьма на Лонцкого. Эти три тюрьмы стали главными местами погрома. Тюрьма на ул. Замарстыновской и "Бригидки" располагались вблизи еврейского квартала в Львове.
Представители немецкой армии уже во второй половине 30 июня сообщали, что население Львова обратило свой гнев на убийц с НКВД против "евреев, живущих в городе, которые всегда сотрудничали с большевиками". [4]


В тот же день еврейские мужчины были согнаны на так называемые "тюремные работы" - раскапывать и выносить тела убитых в тюрьмах. В последующие дни евреев использовали и для других задач.
Привлечение евреев для работ было общепринятым во время погромов и антиеврейских инциндентов в оккупированной нацистами Европе. [5] 30 июня во Львове около десяти евреев были вынуждены помогать украинским националистам в книгопечатании. [6]
Немецкие войска заставляли евреев приводить в порядок улицы после бомбежки. [7] Евреи, которые выжили, вспоминали, что их также заставляли убирать в домах и чистить туалеты. [8]
Иногда принуждение к работе вращался смертельным исходом. Чеслава Будинська, ее сестра, и соседская девочка были взяты немцами для работы на поле боя. Их били и толкали, пока они выполняли порученную работу. Другие так же были привлечены к работе, включая мужчинами - всего около 150 человек.
Позже немцы согнали мужчин к ближайшему водоему, заставляя их заходить в воду все глубже и глубже. Один из немцев при этом топил людей багром. Женщины были свидетелями этого, но ничего не могли сделать. [9]
Во вторник 1 июля Львов стал свидетелем полномасштабного погрома. В этой статье я использую дефиницию Рауля Гилберґа: "Что такое погромы? Это короткие вспышки насилия в обществе против еврейского населения ". [10] В тот день насилие приобрело форм ритуала: евреев - мужчин и женщин - выгоняли убирать улицы, евреек унижали в одиночку, а евреев заставляли выполнять действия, которые связывали их с коммунизмом.
Львовский погром 1941 года имеет общие черты с более ранним погромом, устроенным в ноябре 1918 года польскими солдатами и городскими жителями. В нем также применялись методы и ритуалы анти-еврейских акций, которые происходили в других местах оккупированной нацистами Европы.
Так же, как во Львове в 1918-м [тогдашний ноябрьский погром произошел после ухода из города частей ЗУНР, евреев наказывали якобы за их поддержку Украинской, хотя официально они держали нейтралитет в польско-украинском противостоянии; всего погибло 50-150 евреев и около 270 украинский - ИП], в Вене в марте 1938-го, в разных местах Польши 1939, в 1941 году во Львове евреев насильно выгоняли чистить улицы.
Целью было заставить евреев, которые были успешными в свободных профессиях и в бизнесе, выполнять унизительную физическую работу. Как заметил один из выживших: "Это было очень унизительно ощущение - когда доктора и профессора чистили улицы с лопатами в руках ..." [11].
По воспоминаниям одной девочки, немцы и Украинцы заставили ее соседку взять свою зубную щетку и чистить ею улицу. Также они заставили одного из евреев убирать конский навоз с улиц своим шляпой [12]. Судя по фотографиям, неевреев во Львове развлекало, как евреи чистят улицы. В определенной степени погром был карнавалом.

 

Еврейские мужчины и женщины чистят улицу возле Оперы. Двое мужчин руководят процессом, пока зрители в толпе наслаждаются зрелищем, особенно женщина в центре фото (фотография предоставлена ​​Дэвидом Ли Престоном)


Одним из характерных особенностей погрома было плохое отношение и унижение еврейских женщин. Сцены на улице Замарстыновской были сняты немецкими фотооператоры [13]; также фильм об этом жестоком обращении [14].
Подобные прецеденты уже были во время погромов в оккупированной нацистами Польше.
В декабре 1939-го в Кракове насильно раздевали евреек [15] - и многие члены ОУН (особенно те, которые имели вскоре стать костяком бандеровского движения) были в Кракове в это время, пережидая советской оккупации Западной Украины. Нет оснований пидзрюваты оуновцев в участии в тех инцидентах, но они вполне могли быть свидетелями событий.

Так выглядит место, где сделана предыдущая фотография, сегодня. Фото: Ева Химка


Во время Пасхального погрома в Варшаве в 1940 подростки охотились за еврейками с целью ограбления [16]. Очевидно прецедентом того, что произошли во Львове в 1941-м, был погром во Львове в 1918-м. Свидетель погрома 1918 Йозеф Тененбаум, пишет: "Женщины были вынуждены раздеваться и стоять голыми на радость жестокого толпы" [17].


Во Львове в 1941 женщин толкали, пинали, били в лицо и другие части тела палками и подручными вещами, таскали за волосы, перекидувалы от одного погромщика к другому. Багаьох раздевали догола и показывали толпы. По некоторым гнались по улицам [18].
Роза Московиц имела школьную подругу, которая стала коммунистической активисткой. Толпа схватил ее, отрезал волосы, и гналa по улицам, голую, с криками. Девушка вернулась домой и покончила с собой [19].
Поляк, который спасал евреев, вспоминает о 12-летней еврейскую девочку, которую бил цепью "холоп, здоровый как Геркулес" [20]. Неудивительно, что сообщалось и об изнасиловании. [21]
Беременных женщин били и пинали в живот [22]. Участники погромов раздели двадцатилетнюю еврейскую девушку, воткнули в ее вагину дубинку и заставили маршировать мимо почту в тюрьму на Лонцкого, где в то время проводились "тюремные работы". [23]

 


Тюрьма на Лонцкого - тюрьма НКВД и Гестапо. ФОТО


Также женщин обворовывали.

[24] Роза Вагнер рассказывала даже, что видела проституток, которые вместе со своими сутенерами требовали обувь и одежду в еврейских женщин. [25] Жертв выбирали наугад, лишь бы они были евреями. [26]
Погром первого июля сопровождался антикоммунистическими представлениями и ритуалами. Лариса Крушельницкая, известная украинская интеллектуалка и мемуаристка, запомнила огромный плакат с портретом Сталина у главпочтамта. Вместе с матерью она наблюдала, как его снимают. Тогда ей было почти тринадцать и она хорошо помнит, как люди радовались, что советские ужасы наконец закончились.


Немецкая кинохроника освобождения Лемберга очевидно изображает эту самую сцену, в которой видно огромная толпа - люди действительно веселятся и аплодируют. После этого, вспоминает Крушельницкая, все начали топтаться по плакату. [27]
Десятилетняя еврейская девочка в тот день также была у почтамта, но запомнила совсем другую сцену: "Перед почте стояли люди с лопатами, а Украинцы били их и кричали" Юде! Юде! "» [28]

Каждая девочка зафиксировала в памяти ту картину, которая отражала ее собственную позицию и перспективу.
Жертвы еврейских погромов стали частью антикоммунистических ритуалов. Один поляк вспоминает, как евреев во Львове заставляли ходить строем по четыре человека, петь российских маршевых песен и выкрикивать лозунги на возвеличивание Сталина. [29]
Еврейский свидетель подтверждает: она видела, как толпа окружила группа из двух или трех сотен молодых еврейских женщин и мужчин, которых заставляли петь "русскую коммунистическую песню" Моя Москва "с поднятыми вверх руками. [30]
Еще один свидетель, Украинка, заметила у цитадели украинском, которые сопровождали где-то около сотни людей, заставляя их кричать "Мы хотим Сталина!" [31]
В то лето подобные ритуалы проводились везде. B Коломые, в 165 км к юго-западу от Львова, памятники Сталину и Ленину было уничтожено. Украинцы насильно заставляли одного из евреев вставать на один из пустых пьедесталов, тогда как другие должны были кричать: "Сталин, ты идиот!" [32]


"Киевляне начали глумиться над памятником Сталину ..." Воспоминания о 1941-OM


На погром евреев собирали украинские милиционеры. Для того, чтобы найти евреев для Замарстиновской тюрьмы и Бригидок, они дом за домом прочесывали еврейские кварталы. [33]
Чтобы набрать евреев для эксгумации и издевательств на Лонцкого, ополченцы задерживали их прямо на улице. Аресты на улице Коперника, раскинувшейся от центра города почтамта в тюрьму на Лонцкого, хорошо задокументированы на фотографиях. [34]
Во Львове - как и по всей Галичине в течение первых дней германского вторжения [35] - еврейских мужчин заставляли эксгумировать трупы жертв НКВД; во время работ их унижали, били и даже убивали. Трупы во Львове эксгумировали и выставляли на всеобщее обозрение уже 30 июня, а 1 и 2 июля процесс продолжался. [36]
Хотя очевидцы расходятся в датах, но, совершив анализ имеющихся свидетельств, я склонен считать, что тюремные работы продолжались в течение трех дней, но публичный погром происходил только в один день, 1 июля.
На евреев нападали, когда их конвоировали в тюрьмы 1 июля. Еврейская девочка стала свидетелем того, как маленькие ребята били евреев, которых сопровождали на Бригидки, метлами, трипачкамы и камнями. [37]
Тамара Браницкая рассказывала, что ей и членам ее семьи приказали держать руки вверх в течение тех 10-15 минут, когда они шли в тюрьму на Лонцкого. Когда они шли по улице, люди бежали впереди и били их палками по голове. Кроме того, толпа выламывал с тротуара мостовую, чтобы иметь возможность бросить чем у своих жертв, сопровождая свои действия оскорбительными выкриками.
"Никто не пытался помочь, - вспоминает Браницкая. - Наоборот, толпа как получал несказанное удовольствие от всего этого ". [38]
Свидетельства очевидцев [39] и фотографии [40] показывают, что некоторые евреи были вынуждены ползти в тюрьмы на четвереньках. Лешек Аллерганд рассказывал, как сотни людей проползли на коленях три километра в тюрьму на Бригидках, и все это время их копали и били. [41]
Хотя считается, что к работе в тюрьмах отбирали только еврейских мужчин, но существуют свидетельства, что там были также женщины и дети. [42]
В целом большинство сходится на том, что трудоспособных мужчин привлекали непосредственно к работам по эксгумации, тогда как женщин и пожилых людей приводили в тюрьмы исключительно для того, чтобы из них поиздеваться. Тем не менее, женщины все же вынуждены были обмывать труппы. Маленьких детей обычно (хотя и не всегда) [43] щадили.
Эту ситуацию очень хорошо показано на фотографии из коллекции Дэвида Ли Престона. Лиц не видно, но человек, одетый в костюм и уличную обувь, выкапывает тело с помощью кирки. Очевидно, что его забрали прямо с улицы. У него стоит человек в характерных сапогах и штанах; мы видим только его ноги, но можно предположить, что он был в униформе.
На обороте фото, сделанном солдатом для собственных нужд, читаем надпись: "Еврей на эксгумации кровавых жертв." [44] Есть кадры, на которых еврейские женщины очищают грязь из трупов мокрым ветвями. [45]
Многих еврейских мужчин, набирали на работу в тюрьмах, убивали сразу после того, как они выполняли свою задачу. Многочисленные фотографии изображают жертв тюремных работ, хотя их время неправильно интерпретируют как фотографии жертв НКВД. [46]
Мы можем взять в качестве примера фото внутреннего двора тюрьмы на Бригидках из коллекции Престона:

 

 

Трупы евреев во дворе тюрьмы "Бригидки". На обороте фото есть надпись "Bluthof Lemberg", то есть "Кровавый двор Львов"
В отличие от трупов жертв убийств НКВД, которые раскладывали аккуратными рядами, на этой фотографии тела просто хаотично набросанные в кучу. На людях с фотографии Престона достаточно светлую одежду - особенно поражают белые рубашки, в то время как одежда на фотографиях жертв НКВД является грязным и серым.
На переднем плане фото Престона на одном из убитых является подтяжки - если бы это был узник НКВД, их бы не позволили носить. Также видны длинные палки и другие орудия, жертвы-евреи использовали для эксгумации тел жертв НКВД. [47]
Мужчина по фамилии Ґольд, который записывал события во Львове после прибытия немцев, слышал, что около часа тридцать-двух часов дня первого июля около тридцати человек были казнены на Бригидках. [48]
Герман Кац вспоминал, как его тогда поставили в шеренгу, чтобы застрелить. Он был сорок восьмой; сорок седьмой уже казнили; немецкий солдат уже прицелился в него, когда подошел офицер и сказал: "На сегодня достаточно". Его и других людей, которым посчастливилось выжить, заставили копать могилы для тех, кого казнили. [49]
Курт Левин оставил подробное описание своих впечатлений от "тюремных работ" в тюрьме на Бригидках. Он описал случаи жестокого избиения как со стороны немцев, так и со стороны Украинской.
Один Украинец особенно врезался в память Левина. Элегантно одетый в красивую вышиванку, он бил евреев железной палкой. С каждым ударом в воздух взлетали куски кожи, иногда - ухо или глаз. Когда палка сломалась, он нашел огромную обугленную древесину и проломил ей череп первого еврея, который попал под руку - мозги разлетелись во все стороны и попали на лицо Левина и его одежду.
Левин стал свидетелем того, как немцы расстреляли большое количество евреев. Он должен был беспомощно наблюдать за тем, как убивали его отца, раввина. Немцы постоянно фотографировали жестокие сцены, было для него особенно унизительным.
Левин видел, как генерал, застрелив девятнадцатилетний парня, провозгласил: "работы завершены". Он имел в виду, что больше на Бригидки не нужно приводить новых жертв.
Украинская милиция пошла домой, но гестаповцы продолжали издеваться над евреями, а некоторые из них пошел добивать раненых. Затем, пишет он, приехали "солдаты бандеровской легиона" (т.е. батальона «Нахтигаль» - об этом мы поговорим дальше) и начали избиение евреев с новой силой.
Около девяти часов вечера тех, кто остался, выгнали с территории тюрьмы пинками и ударами. Им приказали вернуться к работе в четыре часа утра следующего дня. "Из двух тысяч человек осталось чуть меньше восьмидесяти." Из дома Левина забрали тринадцать человек - вернулось только трое. [50]
Люся Горнштейн жила прямо возле тюрьмы на Бригидках; ее дом фактически граничил с задним двориком тюрьмы и ее семья могла слышать все, что там происходит. Первого июля Люся и ее мать видели немцев и украинский в униформе на территории тюрьмы. Они слышали, как стреляли в евреев, но не могли увидеть этого из окон своего дома. Выстрелы и крики раздавались весь день.

 

Холокост от пуль. В Украине убивали не в газовых камерах. ФОТО


Отца Люси и ее брата забрали на Бригидки для эксгумации. Вечером отец вернулся: выглядел он ужасно. Ему удалось скрыться или в ванной, то в какой-то другой маленькой комнатке. Из своего убежища он мог видеть, как они приводили все новых евреев. Сначала их заводили внутрь для того, чтобы они выносили тела, но когда больше людей было уже не нужно, лишних ставили в углу и убивали. Люся поняла, что брат был среди тех, кого застрелили. [51]
События на Лонцкого подробно описаны Тамарой Браницкой. Когда она прибыла туда, то увидела еврейских женщин, стариков и детей, стоявших в углу у стены. На другом конце двора лежали горы мертвых людей и евреев заставляли их сортировать. Они должны были переносить тела с одного места на другое.
В центре дворика были эсэсовцы и гестаповцы. Вместе с матерью и сестрами ее продержали около часа, хотя для них это время казался вечностью. В конце концов мать собрала в кулак свою отвагу, подошла к офицеру и спросила немецком, что с ними делать. Он ответил: "Мы поставим вас к стенке и расстреляем". Однако позже пришли высокопоставленные офицеры гестапо и приказали всем женщинам и детям идти домой.
На обратном пути прохожие продолжали бросать в них камнями. Мать подняла руку, чтобы защитить сестру - у нее попала камень от руки брызнула кровь. В конце концов, им удалось добраться домой. [52]
Матильда Вишницкий с семьей была на Лонцкого. Первым забрали ее отца. Через полтора или два дня его привели домой без сознания. От него несло трупным запахом. Он оставался в таком состоянии очень долго, нервные движения и крики были единственными признаками того, что он еще жив. Их с мачехой также забрали. Уже на месте их спас украинский милиционер, который был братом школьного друга [53] - те, кто имел возможность наносить вред, могли также и спасать.
Согласно еврейским источником, немецкий офицер остановил насилие толпы на Лонцкого. Немецкий сержант пытался защитить еврейских рабочих, когда толпа на крышах требовал их смерти. Толпа успокоилась только после втручення немецкого офицера, который прокричал с укором в голосе: "Мы же не большевики в конце концов!" [54]
По показаниям одного еврея, которого заставляли работать в Замарстыновской тюрьмы, туда принесли пулемет и еврейских мужчин несколько раз заставляли выстраиваться у стены. Однако каждый раз высокопоставленные функционеры гестапо предотвращали казни. [55]
Вермахт подавил погром вечером первого июля, хотя отдельные случаи насилия случались еще в течение следующих нескольких дней.
Независимо от погрома как такового в последующие дни немцы осуществляли систематические убийства - вероятно даже, по прямому приказу Гитлера. [56]
Эти убийства отличаются от погрома прежде всего тем, что в этом случае толпа не был вовлечен в процесс. Операция осуществлялась немецкой айнзатцгруппы С при содействии украинской милиции правительства Стецько.


Рождество Христово в жизни Ярослава Стецько. ФОТО


Солдат айнзатцгрупп Феликс Ландау 3 июля 1941 писал в своем дневнике, как он участвовал в казни пятисот "беззащитных мужчин - даже если они были просто евреями." [57]
Эдварда Спайсера задержали для казни во время облавы на евреев. Далее следует несколько сжатые отредактирован изложение его показания:
[Через несколько дней после погрома] неподалеку от собственного дома меня задержала группа Украинский, и отправили к месту сбора у железнодорожной станции. Сначала они били нас всеми возможными способами; дальше они сталкивали нас с лестницы, пока внизу из людей не образовывалась куча с 5-6 человек в высоту.
Так мы лежали где-то около часа, потом они сказали нам снова подняться. Они выстроили нас в ряд; потом снова били; а потом заставили маршировать к [...] какой-то большой сооружения; я думаю, это была хоккейная арена. Они заставили нас лежать на земле лицом вниз. Кто-то ударил меня по голове.
Мы должны были лежать с вытянутой руками до самого утра. Ночью, если кто-то шевельнулся, они его убивали прикладом винтовки. Там лежали только мужчины. Следующий день выдался жарким. Они не давали нам воды. Никакой пищи - забудьте об этом.
Далее они забирали людей группами - якобы для выполнения работ. Они отобрали группу где-то с сорока человек. Их всех построить, а мы завидовали этим людям за то, что они идут на работу. Между тем мы увидели ужасную картину. Немцы забивали эту группу примерами.
Гражданские Украинцы приходили туда только для того, чтобы помочь немцам нас бить. Они использовали деревянные палки, похожие на бейсбольные биты. Затем людей забирали грузовиками. Следующую ночь мы провели так же - вниз. Утром снова приехали грузовики. Некоторые Украинцы приходили с лопатами и подобными инструментами.
Я не мог поверить, что люди могут совершать такие вещи с себе подобными. Я никогда не видел подобных ужасов. На следующий день они снова забирали людей на грузовиках. Я пытался залезть на грузовик, но немецкий офицер СС взял меня за шкибаркы и не дал сесть на машину.
Когда он отвернулся, я снова попытался проскользнуть. Но он опять не дал мне этого сделать. Тогда я слабо осознавал, что всех [кого забирали грузовиками] расстреливали. А Украинцы копали траншеи. Насколько я знаю, тогда были убиты более две тысячи заложников [...].
Как мне удалось выжить? Они внезапно остановились и начали выгружать людей. Один из конвоиров сообщил, что нас отпускают. Но потом он сказал, что они хотят поиграть с нами в одну игру: Вы должны будете вставать и падать. Auf, lauf, hinlegen. Auf, lauf, hinlegen. [58]
Только тогда я увидел украинский в штатском. Они заставляли нас бегать кругами, и немцы и Украинцы били евреев - я видел, как много из них падали на землю, либо мертвы, либо без сознания.
Мне повезло, я успел заметить немца с маленькой палкой, поэтому бегал вокруг него. Он бил меня, но на самом деле я вообще не чувствовал боли. В такие моменты тебя находит какое-то оцепенение. Затем они нас отпустили, позволили покинуть это место. Тогда мне было двадцать два года. Мой путь домой был медленным и мучительным. [59]
Украинцы, которые сотрудничали с немцами во время этих казней, на самом деле могло не гражданскими, а членами милиции, просто немногие из них носил униформу.
2 июля 1941 Украинская милиция во Львове была оперативно подчинена немецком СС. По словам профессора Ганса Иоахима Бейера, который занимал высокий пост в службе безопасности (СД) города и был связан со зверствами против поляков и евреев, милиции поручили "наводить порядок внутри города". [60]
Украинский активист Константин Панькивский, много общался с Бейер, [61] также упоминает подчинения милиции во Львове СС по состоянию на 2 июля и "немцы немедленно начали использовать милицию в своих собственных целях, особенно когда это касалось антиеврейских вопросов". [62]
Подробный рассказ одного еврея, которому удалось выжить, недвусмысленно указывает на украинском, причастных к этим событиям, как на членов милиции. [63] Даже несмотря на то, что милиция была подчинена айнзатцгруппы, Стецько считал ее силой к своей работе украинского правительства. [64]
Согласно оценкам львовского Юденрата, две тысячи евреев исчезло во время погромов и казней в течение первых дней июля 1941 года, [65] но во внутренних немецких отчетах по безопасности от 16 июля говорится, что тогда "полиция задержала и расстреляла 7000 евреев". [66]
В случае массовых убийств часто бывает сложно сделать корректный подсчет количества жертв. На этот раз мы можем исходить из того, что юденрат мог недооценить количество жертв, потому что они считали только тех евреев, об исчезновении которых было известно точно; некоторых могли просто не учесть.
Однако немцы, наоборот, могли преувеличить количество жертв для того, чтобы показать, насколько преданно они выполняли свой долг. В любом случае, ясно, что в начале июля во Львове погибли тысячи евреев.

 

РОЛЬ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ


Исследования других погромов во времена немецкой оккупации, проведенных Томаш Шарот, показали, что немцы всегда прибегали к тактике взаимодействия с местными организованными группами, которые должны были возглавить каждый инцидент.
Как заметил Дитер Поль:
"Не следует недооценивать практические проблемы, с которыми столкнулись эсэсовцы, когда вошли в западноукраинских городов. Они не знали населения, топографии, и, конечно же, не понимали местного языка. Поэтому они были полностью зависимыми от переводчиков, местной администрации и отрядов милиции, которые возникли в июне 1941 ". [67]
Создавался "некий неофициальный разделение труда" (фраза Юргена Маттеуса), когда местные агенты помогали разоблачать и преследовать евреев и осуществлять погромы. [68]


Во Львове в 1941 естественным кандидатом на эту роль была Организация украинских националистов (ОУН), которая тесно сотрудничала с немцами в предыдущие годы и пыталась подражать модель национал-социализма.


2 мая 1939 проводник ОУН, Андрей Мельник, заверил министра иностранных дел Германии Иоахима фон Риббентропа, что его организация "мировоззренчески родственная с подобными движениями по всей Европе, прежде всего с национал-социализмом в Германии и фашизмом в Италии." [69]
Мельник - "лучший человек, которого Украинцы могут иметь по вождя"
Кость Панькивский, который сам сотрудничал с немцами и позже в 1941-м критиковал ОУН за разрыв с немцами, указывал на членов ОУН, как на "людей, которые имели многолетние контакты с немцами, которые были идеологически связаны с фашизмом и нацизмом, какие на словах, письменно и на деле годами проповедовали тоталитаризм и ориентацию на Берлин и Рим ". [70]
К тому времени, когда вспыхнул Львовский погром, ОУН была расколота организацией. Во Львове фракция под руководством Степана Бандеры (ОУН-Б) перехватила инициативу в националистическом движении. Именно бандеровская фракция ОУН провозгласила создание Украинского государства 30 июня 1941
Главой украинского правительства был Ярослав Стецько, известный лейтенант Бандеры и ярый антисемит. Весной 1939 года он опубликовал статью в газете "Новый путь", Украинская националистическом издании в Канаде, где выразил свою позицию в отношении евреев. Орест Мартынович подытожил Стецько мысли следующим образом:
[...] Стецько [...] настаивал, что евреи были "кочевниками и галапасамы", "шкурниками, материалистами, эгоистами", "народом без героики жизни, без величественной идеи, которая рвала бы к посвящению". Евреев интересовала только "личная нажива", они получали "удовольствие в успокоения низких инстинктов", и хотят "разложить героическую культуру народов-борцов."
Украинцы, по словам Стецько, «первыми в Европе поняли розкладову работу еврейства", и в результате отмежевались от евреев века назад, таким образом сохраняя «чистоту своей духовости и культуры."
Статья Стецько также поставила евреев в центре международного заговора, провозгласив, что еврейские капиталисты и еврейские коммунисты совместно продвигали еврейские интересы. [71]
Автобиография Стецько, написанная в течение двух недель после провозглашения Украинского государства и обращена к немцам, которые его арестовали, содержала следующий пассаж:
"Марксизм считаю произведением - правда - еврейского ума, но практическое его осуществление при помощи евреев переводилось и переводится в московской тюрьме народов московско-Азиатский народом.
Москва и жидовство - это самые большие враги Украины и носители розкладових большевистских интернациональных идей.
Считая главным и виришним врагом Москву (а не жидовствующих), которая собственно держала Украину в неволе, тем не менее доцинюю должным неоспоримо вредную и враждебную роль жидов, что помогают Москве закриповуваты Украины.
Поэтому стою на положении уничтожении евреев и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации еврейства, исключая их ассимиляцию и тп "[72].
В Стецков акте провозглашения государственности, который украинские националисты называют Актом восстановления Украинского Государства (30 июня 1941), ничего не было сказано о евреях, однако было четко провозглашено о приверженности нацистской Германии:
Волей украинского народа, Организация Украинских Националистов под руководством Степана Бандеры провозглашает восстановление Украинского Государства, за которое положили свои головы целые поколения лучших сынов Украины. [...]
Восстановленное Украинское Государство будет тесно сотрудничать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации. [...]
Да здравствует Суверенная Соборное Украинское Государство, да здравствует Организация Украинских Националистов, пусть живет Проводник Организации украинских националистов Степан Бандера [73]
Немцы не признали этого государства и позволили ее существование только в течение нескольких дней. Затем они арестовали лидеров националистов, включая Стецько и Бандерой. [74]
Акт восстановления государственности 30 июня. Как это было. ФОТО
Националисты надеялись, что немцы пересмотрят свое решение, и ОУН-Б организовала ряд встреч по всей Галичине, обращаясь к немцам с просьбой признать Украинскую государственность и освободить украинское руководство. Во время этих встреч отмечали, что возрожденная Украина займет свое место между фашистскими государствами новой Европы. [75]
Бандеровская Фрации ОУН имела четко определенную программу "Украина для Украинской", что стало заголовком для плаката, который члены ОУН развешивали на стенах по всему Львову 30 июня. [76]
ОУН начала планировать этнические чистки, как только узнала о высокой вероятности нападения немцев на Советский Союз.
Уже в мае 1941-го, когда организация разрабатывала план действий после немецкого вторжения, ОУН-Б дала наставления своим отрядам очистить местность от враждебных элементов: "Во времена хаоса и смятения разрешается ликвидация нежелательных польских, российских и еврейских активистов, особенно сторонников большевистского российского империализма ". [77]
Отдельный раздел в инструкциях было посвящено "политике в отношении меньшинств". Национальные меньшинства "которые являются враждебными к нам - русские, поляки, евреи" должны были быть "уничтожены в боях". [78]
Перед началом Великой Отечественной войны председатель оуновского подполья Иван Клымив (Легенда) подготовил листовки, распространяли или развешивали в публичных местах Львова в день погрома. В одной из них сообщалось о создании революционных трибуналов, которые должны были наказывать врагов украинского движения, применяя принцип "сборной ответственности (родовой и национальной) за все проступки против Укр. Государства, Укр. Войска и ОУН." [79]
Другая листовка содержала следующий призыв: "Знай! Москва, Польша, Мадьяры, Жидова - это Твои враги! Нищ их!" [80]
В дополнение бандеровцы были убеждены, что евреи были основной поддержкой коммунистов и в значительной мере несли ответственность за репрессивные действия против украинского народа.
    
Майские инструкции 1941 приказывали пропагандистам ОУН, которые должны были работать с солдатами Красной армии, акцент на еврейской сущности коммунизма: "" Марксизм - еврейская выдумка "и" сталинские и еврейские комиссары являются главными врагами народа »[81]
Отождествление евреев с большевиками стало особенно взрывным летом 1941-го из-за массовые убийства политических заключенных силами НКВД.
Кроме мотивации для развертывания насилия против евреев, ОУН также имела средства для того, того воплотить свои планы в жизнь.
Подразделением ОУН-Б, ответственным за организацию погрома, когда считали украинский националистический легион на службе у немцев, батальон «Нахтигаль». Однако эта версия событий была советской фальсификацией, призванной ослабить правительство Конрада Аденауэра в Федеративной республике Германии.
В 1959-1960 гг. Одного из министров Аденауэра, Теодора Оберлендера, заочно судили в суде Восточной Германии за то, что он был посредником Германии в связях с «Нахтигаль»; его признали виновным за соучастие в погроме.
Суд Западной Германии, исследовав доказательства, оправдал Оберлендера и «Нахтигаль» (по крайней мере как военное подразделение) он указал на то, что доказательства Восточной Германии содержали советские подделки. Иван Патриляк, специалист по истории ОУН и человек, благосклонно относится к организации, предоставил хороший обзор базовых вопросов. [82]

 

Обзор "сенсаций" о Оберлендерe и Шухевичe


Важным аргументом в пользу того, что «Нахтигаль» не играл значительной роли в Львовском погроме аргумент за молчание.

Если бы это было правдой, то этот факт был бы упомянут в сообщениях о преследовании и истреблении еврейского населения во Львове, выданных до 1959 гг. - В частности в работах Филиппа Фридмена [83], Елаяху Йонес [84] и Тадеуша Задерецького.
В начале 2008 г.. Служба безопасности Украины открыла доступ к документам КГБ, содержащих детали фабрикации этого дела. [85] Это правда, что "Нахтигаль" казнил евреев во время своего следующего похода на Винницу [86], но кажется, что он как подразделение не участвовал в львовских погромах или казнях.
Существуют, однако, несколько свидетельств, взятых до 1959 года, когда начались систематические фальсификации, в которых утверждается, что члены "Нахтигаль" участвовали в погроме [87]. Возможно, что в этих редких случаях солдаты действительно были с "Нахтигаль", однако так же возможно, что они были неправильно идентифицированы.
"Нахтигаль" не имел знаков различия, которые отличали бы его от других немецких подразделений, поэтому идентификация могла происходить только на основании языка, на котором говорили солдаты в немецких мундирах.
Немцы докладывали, что их украинские переводчики были большими антисемитами и верили, что всех евреев следует убить [88], поэтому возможно, что эти солдаты были переводчиками, которые получали «вознаграждение» за свои услуги, а не членами "Нахтигаля".
На сегодня исследователи склоняются к мнению, что милиция, созданная правительством ОУН 30 июня 1941, была передовым отрядом погрома, который произошел на следующий день [89]. И действительно, ветеран "Нахтигаль" Мирослав Кальба, отстаивая непричастности своего батальона к погрому, цитировал приказ, приписываемый командиру батальона Роману Шухевичу: "Не допускайтеся никаких преступлений или мести на наших врагах поляках или жидах, потому что это не наше дело заниматься этим".
По мнению ПАТРИЛЯК, если такой приказ действительно существовал, тогда слов Шухевича состояла в том, что «Нахтигаль» должен служить одним из ядер украинской армии, главной задачей которого была бы борьба на фронте, в то время как уничтожение врагов из числа гражданского населения было ответственностью других, а именно "немецких спецгрупп, бандеровской Службы безопасности, милиции и т.п.". [90]
Украинская Народная Милиция была частью долгосрочного плана ОУН милитаризировать националистическое движение и подготовиться к национальному восстанию под руководством своих собственных вышколенных кадров.
В марте 1940 года ОУН (б) отдала приказ о формировании "военной секции" во всех ячейках ОУН в каждом селе. Отдельные подробные инструкции для подразделений, определенных как "милиции", были разработаны в мае 1941 года как часть подготовки ОУН к войне. Хотя, согласно плану, милиция должна быть централизованной, на практике централизация оказалась невозможной [91].
Первое упоминание о формировании украинской милиции - в селе Мельницы (теперь территория Польши) - датировано 25 июня 1941.
Экспедиционная группа ОУН из Кракова направлялась за немцами во время их продвижения в Галичину. В окрестностях Млинов, согласно телеграмме, отправленной Стецько Бандере, "жид" застрелил немецкого солдата и его коня, однако немцы убили "двух националистов сознательных" в отместку. В тот же день "жиды" убили еще одного немецкого солдата.
"Жиды нарочно провоцируют", - написал Стецько. - "Говорят, что им нет жизни, следовательно, хотят уничтожать наших людей и наше население". Он заявил Бандере: "Делаем милицию, что поможет жидов устранять и предохранит населения" [92]. Похоже, что это была чисто местная милиция.
Мероприятия по созданию милиции во Львове начались утром 30 июня 1941 года. Стецько в своих воспоминаниях писал, что он доверил формирование милиции Ивану улитки, [93] который сопровождал его во Львов в составе экспедиционной группы ОУН из Кракова.
С другой мемуарной литературы, однако, видно, что Роман Шухевич, командир «Нахтигаля», также сыграл определенную роль в назначении руководства милиции [94]. Милиция проводила набор рекрутов на холме Святого Георгия, там же, где стоял лагерь "Нахтигаль". [95]


"Нахтигаль" во Львове утром 30 июня 1941 года. ФОТО


Воспоминания украинского активиста Дмитрия Гонты с 1947 года показывают, что милиция во Львове была основана бандеровским движением в напивконспиративний образом. Гонта писал, что большинство добровольцев в ней составляли студенты. Им выдавали нарукавную повязку национальных цветов для ношения на левой руке.
Гонта, который примерно двадцатый лет назад служил в армии, также пытался вступить в ряды милиции, считая, что его военный опыт мог быть полезным, однако его отговорили от этого.
Сначала молодой человек из села сказал, что "мы здесь хозяйничают", однако не объяснил, кто такие "мы". Впоследствии мужчины, действительно возглавляли процесс, посоветовали ему заняться чем-то другим - мол, милиционерами могут стать моложе. Гонта снял свою повязку и позже в тот же день послужил украинскому движению, печатая националистические листовки [96].
Два человека, которые играли важную роль в львовской милиции, едва пережили массовые убийства в тюрьмах НКВД. Один из них - Богдан Казанивський, которому Шухевич доверил назначения командира милиции во Львове; второй - Емельян Матла, которого и назначил Казанивський. [97]
Мы можем понять их настроения и чувства с помощью показаний, данных ими в начале июля немецкой комиссии по расследованию убийств НКВД во Львове.
Матла был заключен в тюрьме на улице Замарстыновской и в Бригидках. В Бригидках с ним обращались особенно жестоко. Ударом кулаком в лицо ему выбили четыре зуба. Его били по всему телу резиновой дубинкой. Из-за частых избиения в его моче даже после освобождения оставалась кровь.
Обычно во время допросов над ним "работало" два человека. Они выясняли, что было для него болезненным, и повторяли это снова и снова. Нередко они наносили одновременных ударов кулаком в подбородок и ногой в пах. После начала войны между Германией и СССР НКВД особенно свирепствовало. По его словам, большинство палачей были евреями. [98]
Другой заключенный, выживший Казанивський, утверждал, что пять энкаведистов одновременно били его до потери сознания тупым концом кавалерийской сабли, потом кулаками и рукоятками пистолетов, оставляли его на несколько дней без еды и воды.
Он рассказал об ужасных санитарных условиях во временном отряде - обычной конюшни, в которой заключенных заставляли испражняться, не снимая брюк. В тюрьме НКВД в Сокале его забрали в подземелье, положили на стол и подвергли пыткам. Пытки включали симуляцию утопления. Ему удалось бежать из Бригидок до начала убийств. [99]
Однако Казанивський ничего не сказал об участии евреев в этих надругательствах. Хотя его описание страшных условий в советских тюрьмах и допросов может показаться преувеличенным, он не слишком расходится с тем, что мы знаем о сталинистские практики допросов. [100] Разумеется, что тюремный опыт этих людей стал причиной гнева.


Июнь 1941-го. Как НКВД превратило шахту в братскую могилу. ФОТО


Итак, двумя источниками добровольцев для милиции, созданной 30 июня 1941, были активисты ОУН, пришедшие во Львов из Кракова, и члены ОУН из Львова, расквартированные на холме Святого Георгия. Третьим источником были бывшие советские украинские милиционеры.
Незначительная часть милиционеров Украинской Национальной милиции носила темно-синие мундиры - вероятно, полученные во время службы в советской милиции. [101]
Леопольд Иваньер, который пережил погром, узнал некоторых милиционеров: "Это были те же Украинцы, служившие в советской милиции. Они заменили звезды на своих фуражках трезубцами. Мы знали, потому что они патрулировали в нашем районе" [102].
Бывшие советские милиционеры могли стать на сторону ОУН, ибо, как указывает Тимоти Снайдер, "кое люди участвовали в немецких антисемитских мероприятиях, чтобы дистанцироваться в глазах новых руководителей от своих предыдущих связей с советской администрацией". [103]
Другим возможным объяснением было то, что некоторые из этих людей уже были членами ОУН и вступили в советской милиции, чтобы получить опыт полицейской службы [104]. В любом случае ОУН ценила профессионализм и должна приветствовать участие вышколенного полицейского персонала.
В воспоминаниях, опубликованных двадцать шесть лет спустя, Стецько категорически отрицал, что милиция, основанная его правительством, участвовала в каких-либо антиеврейских действиях. [105] Однако доказательств противного очень много.
Десятки свидетельств очевидцев признают милиционеров главными участниками погромов. Например, Рышард Ринднер писал, что "украинская милиция хватала евреев на улицах [и] забирала их к различным точек сбора, где их безжалостно били". [106]
Фелиция Геллер вспоминала, что когда пришли немцы, "Украинские националисты организовали" Украинской полиции ", которая хватала евреев в квартирах и забирала их на уборку улиц и работу в тюрьмах. [107] Лусия Горнштейн гласит:" Украинцы, полиция или милиция или кем там они были ", проводили облаву на евреев и пришли также в квартиру его семьи. [108]
Матильду Вышинский, которую забрали на Лонцкого во время "тюремных работ", освободил знакомый украинский милиционер, который был на месте событий. [109]
Иногда очевидцы ни говорили о милиции как таковой, однако упоминали сине-желтые нарукавные повязки, носились на левой руке и служили признаком милиции (за исключением уже упомянутых милиционеров, которые имели униформу).
Янислав Корчинский, например, видел "группу Украинская с желтыми и голубыми повязками", которые забрали около семидесяти евреев в тюрьму на улице Замарстинив. [110]
Профессор Мавриций Аллерганд записал в своем дневнике в день погрома, что он видел около двадцати украинском, которые били евреев палками и плетьми: "То, что они были украинском, видно не только с сине-желтых повязок на левой руках, но и с проклятий евреям украинском языке ". [111]
Тамара Браницкая, тогда девятнадцатилетняя, видела украинских охранников, вооруженных ружьями, с голубовато-желтыми повязками на левом плече, которые силой врывались в квартиры, среди которых было и ее помещения; Украинские охранники дали пощечину ее матери и забрали ее и ее сестер на избиения и унижения в тюрьму на Лонцкого. [112]
Некий Ґольд записал, что "человек с лентой украинских цветов" требовал показать ему паспорт, будучи уверенным, что Ґольд является евреем, а затем отправил его на эксгумацию тел в Бригидки. [113] Есть также много других подобных свидетельств. [114]
Свидетели по делам с денатурализация против подозреваемых украинских полицейских, иммигрировавших в США, вспоминали об украинских милиционеров, принимавших активное участие в насилии во Львове в 1941 году.
Один из них, Хаим Шломи, вспоминал, как евреев забирали из квартир: «[...] с самого начала уже начала организовывать украинская полиция - это были все еще гражданские без мундиров, они имели только сине-желтые повязки, - они также начали выгонять евреев из домов и ловить их на улицах ". [115]
Когда Абрахама Гольдберга спросили, откуда он знал, что его арестовали именно украинская полиция, он ответил: "Они [...] носили желто-голубые повязки, которые были украинскими символами. Они имели ружье и говорили на украинском". [116]
Эти показания трудно опровергнуть не только из-за их большого количества. Эти свидетельства были собраны во многих местах и ​​в разное время на протяжении более шестидесяти лет. Свидетельства очевидцев включают отчеты евреев, переживших погромы, записанные Еврейской исторической комиссией в Польше сразу после войны [117], так же как видеоинтервью, собранные по всему миру Фондом Шоа в 1990-х и 2000-х годах. [118]
В дополнение к показаний в этих двух больших коллекциях, другие еврейские воспоминания и свидетельства, записанные на бумаге или на пленке в разное время, в разных местах и ​​при разных обстоятельствах, подтверждающих, что украинские милиционеры играли ведущую роль в львовском погроме. [119]
Есть также поляки-свидетели роли украинской милиции. [120] Разумеется, что мемуары украинский молчат об участии милиции в погроме во Львове.
То, о чем говорится в показаниях, подтверждается фотодоказательств. Фильм одной из эксгумаций и тюремных акций показывает милиционера с повязкой, который бьет еврея. [121]
На стоп-кадре из фильма, который теперь значительно поврежден, видно, как милиционер в униформе таскает полураздетую женщину за волосы в тюрьме на улице Замарстинив:

 

 

Другое фото изображает милиционера в униформе с повязкой на левой руке, участвует в аресте евреев на львовской улице. [122]
В дополнение к фотографиям милиционеров в униформе и / или с повязками, милиционеры в штатском были идентифицированы на улице Замарстыновской Джефри Бурдс. [123]

 

Одна из фотографий, с которыми работал при идентификации милиционеров Джефри Бурдс. Во время лекции о «фашиста» Бандеру Гжегож Россолинський-Либе демонстрировал эти фото по сравнению с милицейскими удостоверениями каждого из идентифицированных. Однако сам Бурдс еще НЕ публиковал свои сравнительные снимки


Во время издевательств над женщинами 1 июля воспоминания и фотографии изображают обидчиков как части зрелых мужчин, но среди них попадаются подростки и даже дети:

 

Женщина, раздетая до нижнего белья, бежит, преследуемая парнем в форме и с палкой и подростком. Действие происходит возле тюрьмы на Замарстыновской, на улице Помперський. Сейчас эта улица называется Веселая. (Фото предоставлено Библиотекой Винера)

 


Десятилетняя еврейская девочка видела, как шестилетние ребята у тюрьмы в Бригидках вырывали волосы женщинам и бороды старикам. [124]
Мария Гесиола вспоминает, во время того, как она и ее тетя пытались договориться с Украинской, пришедшие к их квартиры, чтобы те оставили в покое ее дяди, мальчик девяти лет вышел вперед и решил дело, сказав дяде: "Пойдем, старый жид ". [125]
Конечно, некоторые из этих детей присоединился к погрому в поисках приключений, а все остальные были детьми-солдатами национальной революции.



 

Снимок с того же ракурса в 2009 году. Фото: Ева Химках
Сравнительный анализ погромов в Европе по нацистской оккупации, проведенный Шарот, доказывает, что молодежь и даже дети участвовали в погромах и в других местах, например, в Варшаве и Париже, и обычно их набирали из праворадикальных молодежных групп. [126]
В Западной Украине, скорее всего, детьми и подростками-обидчиками была молодежь, связанная с бандеровским движением.
На Галичине лучше организованной и многочисленной молодежной организацией из тех, что действовали сразу после отступления советских войск, была молодежная группа ОУН (б) (юношество), в которую входили семь тысяч подпольных членов в апреле 1941 года. [127]


Почему ОУН использовала свою милицию для организации погромов и облавы на евреев, которых немцы убивали? Частично это вытекало из антисемитизма украинского националистического движения и его лидеров. Однако антисемитизм необязательно прямо переходит в такое насилие.


На самом деле ОУН, кажется, считала поляков гораздо важнее врагами, чем евреев. В сентябре 1939 года, когда ОУН выступила открыто и воспользовалась из состояния гражданской войны, созданного советским вторжением в Восточную Польшу / Западной Украины, подразделения ОУН убили тысячи поляков.


Летом 1941 года со вторжением немцев, милиция ОУН и связанные организации принимали участие в убийстве десятков тысяч евреев, но сравнительно немногих поляков. [128] Когда Украинская повстанческая армия (УПА) под руководством ОУН решительно разорвала связи с немцами в конце зимы - начале осени 1943 года, она сфокусировала свое внимание на поляках, уничтожая их десятками тысяч.
Волынская трагедия - поиск между "двумя правдами"


В своих официальных заявлениях ОУН всегда ставили россиян на начало свой список врагов. Поэтому сосредоточение внимания на насилии против евреев в первые дни немецкой оккупации кажется несколько аномальным.
Эта аномалия вероятнее объясняется попыткой ОУН продемонстрировать немцам, что она разделяет их антиеврейские настроения и что она была достойна того, чтобы ей доверили формирование Украинского государства.


КАРНАВАЛЬНАЯ толпа


В дополнение к украинской милиции, которая руководствовалась политическими целями, многие жители Львова также участвовали в насилии.
Некоторые еврейские свидетельство игнорировали или не знали о политическом измерении и просто определяли погромщиков как украинский-бандитов или толпа украинский. [129] Конечно, присоединение люмпенизированных элементов к насилию было нормой для погромов в других местах Европы.
Идентификация нарушителей как отбросов общества (термин, который обычно используют в украинской литературе - "шум"), встречается еще чаще в украинских мемуарах и интерпретациях. [130]
То, что Украинцы, которые принимали участие в погроме, были всего лишь бандитами, маргинальными социальными элементами, - объяснение, к которому благосклонны те, кто стремится защитить репутацию ОУН: жестокости, совершенные советским НКВД, подстрекательство со стороны немцев и присутствие криминальных элементов вылились в вспышка насилия без участия одной организации. [131]
Однако теории спонтанного возгорания есть серьезные проблемы.
Координация действий между тремя тюрьмами и в городе предполагает общее планирование. Пол Р. Брасс, политолог, изучал мятежи и погромы в широкой сравнительной перспективе, считает, что "типа насилия, совершаемые в этнических, общинного и расовых" мятежах "", является в большой степени результатом работы "специалистов", включая "местных воинственных вождей ".
Он в большой степени отвергает то, что называет "теорией" отребья "", показывая, что эти насильственные действия часто включают гетерогенные общественные элементы.
"На практике, - пишет он, - почти всегда имеются какие-то элементы организации и планирования перед мятежами и погромами. Более того, большая часть организации и планирования, которые получают свое продолжение, рассчитанная на то, чтобы как создать видимость спонтанности, так и побудить население к активным действиям ". [132]
Сама ОУН была враждебно настроена к действительно спонтанных вспышек и верила, что ее задачей было "овладеть революционной стихии масс". [133]


"Кто такие бандеровцы и за что они борются". Взгляд 1948


Два фильма об арестах евреев во Львове 30 июня создают устойчивое представление, что определенные лидеры, которые действуют согласованно и точно знают, что они делают. [134] Трудно представить, что милиция ОУН, которая точно была на месте событий во Львове, допустила бы эти проявления насилия, если бы она по крайней мере не одобряла их.
Украинский мемуаристы отмечают, что значительное участие в насилии принимали поляки. По словам Костя Панькивского, поскольку поляки составляли большинство люмпенизированного населения Львова, естественно, что они были теми, кто бил евреев на улицах. [135]
Панькивский и Евгений Наконечный оба писали, что польские погромщики часто носили желто-голубые повязки, но их можно было отличить по тому, как неуверенно они говорили на украинском. [136] Вполне возможно, что польские преступники использовали погром как возможность для ограбления квартир евреев, [137] однако случайно они решили надеть именно как украинские милиционеры.
Наличие польских погромщиков во Львове в 1941 году отражена в других документах. Когда Тамара Браницкая вспоминала народ, издевался над ней, она сказала, что для нее и ее семьи они выглядели как Украинцы, однако возможно, что там были и поляки. [138]
Роза Московиц идентифицировала толпу, которая напала на евреев во Львове, как поляков. После того, как немцы взяли Львов в июле, они, по ее словам, позволили полякам делать, что те пожелают; "И вы можете представить, что они любили делать" - они били евреев на улицах. [139]
Член мельниковского крыла ОУН направил руководству ситуационный отчет, который характеризовал львовский погром как демонстрацию польской силы: "Между уходом большевиков и приходом немцев поляки по своему усмотрению организовали еврейский погром, пожалуй, с целью засвидетельствовать польскость Львова". [140]
Итак, толпа горожан, который участвовал в погроме, был национально смешанным.
Толпа издевался над евреями во время того, как милиционеры вели их по улицам и держали их во внутренних дворах тюрем. По описаниям евреев, которым удалось выжить, людьми из толпы руководили жажда крови и примитивные инстинкты. Погром был похож на оргию. Он также имел важные элементы карнавала.


Петлюра k украинцам: "Антисемит - это паршивая овца. Гоните его!"


Многое из того, что Уильям В. Гаген писал о мотивации и поведение погромщиков толпы во Львове в 1918 году, также касается и 1941-го. Его наблюдения, погром 1918 был социальным ритуалом, постановкой "публичных представлений, задуманных для приведения в порядок общества, отклонилось от правильного порядка» [141], могут быть точно применены и до 1941 года.
Значение ритуала состояла в идентификации евреев с коммунизмом. Ощущение, что евреи поднялись с едва ли не самой низкой ступени социальной иерархии, на которой они находились до войны, в едва ли не самую высокую в большевиками, это ощущение объясняет такое решительное стремление снова поставить евреев на место [142].
Социальные достижения евреев во советской властью нарушили "глубоко укоренившиеся представления" внутри польской и украинской массовой культуры, евреи должны оставаться "покорными, бесправными и беззащитными» [143].
Как и в 1918-м, "карнавальные элементы были центральными" для "характера и цели" погрома 1941 года. Это подтверждалось насильственной мобилизации еврейской интеллигенции к уборке улиц и туалетов во время обеих погромов [145].
Более того, "карнавальная традиция оправдывает сексуальную вседозволенность" - и проявления сексуального насилия были характерны для обоих погромов.
Толпа не был инициатором погрома 1941 года, но он повлиял на ход событий. Во время Холокоста ритуалы сексуального унижения и насилия иногда сопровождали скрытые от человеческих глаз систематические казни евреев, но масштабам этих явлений во Львове 1-го июля 1941 надо благодарить присутствии толпы.
Организаторы погрома играли с толпой, позволяя ему выполнять свои ритуалы и переживать своего рода мятежный карнавал, в промежутках между более систематическими арестами и казнями евреев.
Толпа взрастил в себе собственную ярость и сладострастие, расширив территорию и время погрома для удовлетворения своих отдельных интересов. Это ясно из многих свидетельств, которые уже цитировались.


НЕМЦЫ


Маттеус отмечал, что преступления, подобные Львовского погрома "не произошли бы, если бы не операция" Барбаросса "- и, соответственно," немецкая политика является ключом к пониманию того, почему к преступлениям присоединились не немцы ". [148] В таком общем смысле, ответственность немцев есть очевидная.
Также очевидно, что немецкие войска контролировали ситуацию во Львове - и если бы они захотели остановить погром, они должны и могли это сделать. Собственно, они потом и сделали, прекращая насилие, что воду из крана.
Немецкие солдаты часто присутствовали на месте событий. Вольф Лихтер вспоминал, что евреи, которых мучили Украинцы, надеялись, что немцы вмешаются и наведут порядок, но большинство немцев, наоборот, присоединялась к процессу или просто шла дальше по делам. [149]
Когда издевались над женщинами, Роза Вагнер и другие еврейки просили немецких солдат, которые шли мимо двора тюрьмы на Замарстыновской улице, вмешаться. "Это месть украинский", - ответили те, с очевидным одобрением насилия.
Немецкая операторская команда фотографировала обнаженных женщин - они говорили, что эти снимки должны появиться в журнале "Штюрмер" (но этого так и не произошло). [150]


Иллюстрированный журнал о жизни в оккупированном нацистами Киеве. ФОТО


Фото из коллекции Дэвида Престона показывает избитого еврея, который лежит на улице, в то время как мимо проходит немецкий солдат:

Еврей лежит на улице. На переднем плане мимо идет немецкий солдат. На заднем плане - присутствуют закрывают носы и рты носовыми платками, чтобы защититься от запаха трупов заключенных, уничтоженных НКВД в тюрьме "Бригидки". Фото предоставлено Дэвидом Ли Престоном
Александр Реднер, которому тогда было 12 лет, вспоминает, что немецкие солдаты подстрекали Украинский принять участие в львовском погроме. [151] Из показаний также следует, что немцы казнили евреев, расстреливая их в день погрома в трех тюрьмах. В последующие дни, после того, как евреев собрали на хоккейном стадионе, расстрелы продолжались.
Расстрелы, которые состоялись 2 июля и позже, очевидно были осуществлены айнзацгруппы С. Однако непонятно, кто стрелял в евреев в день публичного погрома - это может быть и первый Альпийский дивизион Вермахта (главная сила оккупационных войск во Львове), или передовое подразделение айнзацгруппы С - "айнзацкоманды 4b", который прибыл в город в полдень 30 июня. [152]
Я склонен считать, что у евреев стреляли члены айнзацкоманды. К тому времени айнзацгруппы не имели четких инструкций и уничтожали евреев на свое усмотрение. Тогда они сосредоточились на убийстве мужчин призывного возраста и интеллигенции [153] и именно таких евреев и расстреливали во львовских тюрьмах.
Также непонятно, ОУН, организуя погром во Львове, непосредственно действовали в ответ приказа Ричарда Гайдриха - руководителя Главного управления имперской безопасности.
За несколько месяцев до погрома и за месяц до предоставления инструкций для милиционеров, ОУН (б) заявила о себе как о противнике погромов.
Ниже - текст резолюции, принятой организацией на Большом сборе в Кракове в апреле 1941 года:
"Жиды в СССР являются самой верной опорой господствующего большевистского режима и авангардом московского империализма в Украине. Протижидивськи настроения украинских масс использует московско-большевистский правительство, чтобы отвлечь их внимание от действительного действующих лиц бедствия и чтобы в любое время срыва направить их на погромы евреев.
Организация Украинских Националистов борет жидов как опору московско-большевистского режима, просвещая одновременно народные массы, что Москва - это главный враг ". [154]
Эта резолюция, отвергает погромы как средство революционной борьбы, хорошо согласуется с оуновской недоверием к спонтанным действиям. Однако, возможно, она была пересмотрена в результате развития событий в канун нападения Германии на СССР.
17 июня 1941 десятки функционеров полиции и СС собрались по приглашению Гайдриха на специальную встречу в Берлине, где получили распоряжение о поощрении так называемых "самоочищающихся" акций. [155]


Как немцы уничтожили ОУН в Киеве в 1942 году


Выступление Гайдриха позже был суммированный в телеграмме, которую он отправил руководителям этих групп 29 июня:
"Ни в коем случае не нужно препятствовать попыткам самоочищающихся беспорядков антикоммунистических и антиеврейских кругов на только захваченных территориях. Наоборот, надо провоцировать их, не оставляя следов, усиливать их в случае необходимости и направлять в правильное русло, но таким образом, что местные "группы самообороны" не смогли позже перевести предоставленные им приказы или политические обещания. [156]
Прямого подтверждения того, что ОУН была проинформирована о намерениях Гайдриха, нету. С другой стороны, не надо исключать и такой возможности. Исследование ПАТРИЛЯК ясно, что во второй половине июня 1941 ОУН могла координировать с немцами свои военные действия [157], поэтому в принципе она также могла координироваться и по еврейских погромов и казней.
Проблемой такого сценарий, как мне в разговоре отметил Кай Штруве, является то, что ОУН более близко работала с немецкой военной разведкой Абвером, а не с ЕС.
Однако, возможно, ОУН позаимствовала опыт литовских националистов, которые были в контакте и с ОУН, и с ЕС, и они сами устроили кровавый погром в Каунасе 25-29 июня 1941 года. Или, возможно, существовал какой-то немецкий посредник, действовал между несколькими лагерями, как уже упоминавшийся профессор Байер.
Главная проблема в выяснении, в какой степени СД была причастна к организации погрома во Львове - конкретная ситуация препятствовала удокументуванню.
Гейдрих отдал специфические приказы о том, что не должно следов, которые связывают службу имперской безопасности с местными националистами, которые организуют погромы. ОУН сама по себе была висококонспированою организацией, которая смогла не только осуществить многочисленные политические теракты в межвоенной Польше, но и выжить в подполье во время советского правления.
Во время погрома оуновцы даже позаботились, как показывают фотографии, поставить переодетых милиционеров в центре событий.
Хотя этот момент может никогда не получить документального подтверждения, мне кажется, что гипотеза о том, что ОУН отреагировала на высказанные Гайдрихом пожелания, следует из логики или психологии ситуации.
С ОУНОВСКИХ внутренних документов - включая резолюции против погромов апреля 1941-го и инструкциями для военного времени с мая 1941 - понятно, что ОУН предпочитала контролируемом организацией систематическом насилию, чем спонтанном насилию широких слоев общественности.


СБ ОУН на Волыни: казнено 889 с 938 человек, которые попали на проверку


Исследования, которые я проводил по ОУНОВСКИХ действий в маленьких галицких городах, подтверждают эту точку зрения: нормальным способом действий милиции было собрать евреев и вывезти их за город для дальнейшего уничтожения.
Более того, толпа во Львове в значительной степени состоял из поляков, но ОУН (б) не хотело бы допускать участия поляков в каких насильственных мероприятиях.
И действительно, представитель ОУН (м), не будучи посвященным во внутренние расклады ОУН (б), принял погром как демонстрацию польского национализма. В конце концов, погром, Львов пережил 23 года до того, был именно таким.
Поэтому трудно представить, что ОУН решила бы организовать погром исключительно по собственной воле. Мотивировать организацию к таким действиям должно было что-то более влиятельное, и скорее всего это была политика Гайдриха.
Последний вопрос, который требует рассмотрения - почему немцы вообще или Служба безопасности Рейха в частности были заинтересованы в организации погромов. Гильберґ, который считал, что немецкая деятельность была ключом ко всем погромов, предполагал следующие причины:
"С административной точки зрения все выглядело просто: каждый убитый в погроме еврей облегчал дальнейшую работу этих групп. [...] Психологический аспект был более интересным. Айнзацгруппы хотели, чтобы население приняло часть - и то значительную часть - ответственности за убийства [... ]. Погромы должны были стать элементом защиты для оправдания [своих антиеврейских поступков] или элементом шантажа местного населения ". [158]
Хотя это все логические предположения, для них нет конкретных доказательств. Шарот также предполагает, что немцы были заинтересованы возложить ответственность за антиеврейское насилие на местных погромщиков - и именно поэтому, по его мнению, немцы так стремились задокументировать эти события на фото- и кинопленку. [159]

 

https://www.youtube.com/watch?v=9dDONW2EU3Y

 

Но если немцы и имели планы сбросить вину за истребление восточноевропейских евреев на местные населения, они никогда не осуществили их.
Шарот еще выдвигал гипотезу, что немцы использовали погромы, чтобы поощрить евреев переселяться в гетто. Они представили гетто для лидеров еврейской общины как меры по защите евреев от гнева местного населения. [160]
Действительно, евреи иногда вздыхали с облегчением, когда погромы заканчивались и немцы брали власть.
Роза Московиц вспоминает о относительное спокойствие, который установился после того, как немцы остановили насилие во Львове. Но, добавляет она, после этого они выпустили свои запрещающие законы по отношению к евреям. [161]
В пользу гипотезы Шарот свидетельствует тот факт, что основные директивы по обустройству гетто были выданы нацистами в августе, когда волна погромов спала. Однако эти директивы "вряд ли можно назвать четкими". [162]
Гетто было устроено во Львове уже осенью. Цель устроенных летом 1941 погромов так и остается неясной. Эта неясность хорошо согласуется с точкой зрения большинства современных историков Холокоста, которые считают, что на первом этапе войны против СССР немцы в своем отношении к евреям еще импровизировали.


ВЫВОДЫ


В этом исследовании мы рассмотрели трех действующих лиц Львовского погрома 1 июля 1941. И хотя сейчас - а, может, и в будущем - невозможно с точностью установить все факты, общие очертания действующих лиц вырисовываются довольно четко.


Немцы создали условия для взрыва погрома. В любом случае они толерантно поддерживали погром, но скорее кажется, что они прежде всего поощряли его. Хотя евреев арестовывали другие, хотя другие превращали евреев на объекты жесткого карнавала, именно немцы выстраивали и стреляли евреев - и во время, и после погрома.
Возможно, что наибольшая ответственность за организацию погрома и казни еврейских мужчин лежит не на вермахте, а на СС, включая самого Гайдрихa.


Организация Украинских националистов под руководством Степана Бандеры обеспечила механизм погрома. Она установила кратковременный правительство во Львове 30 июня 1941 года, и правительство этот возглавлял убежден антисемит.


Оуновская власть обклеила город листовками, которые поощряли к этническим чисткам. Милиционеры ходили еврейскими кварталами от двери к двери, чтобы арестовывать евреев для дальнейших погромщиков действий в двух тюрьмах. Они также арестовывали евреев на улицах для погрома в третьей тюрьме, которая была дальше от мест массового проживания львовских евреев.
Милиционеры конвоировали евреев в тюрьмы и были там присутствовать при издевательств и казней. На следующий день после погрома дня они начали работать непосредственно в интересах этих групп, снова арестовывая евреев для последующего их уничтожения немцами.
ОУН сотрудничала с немцами в этих антиеврейских мероприятиях, потому что сначала надеялась, что такая коллаборация облегчит признание немцами провозглашенной 30 июня Украинского государства.
Оуновский антисемитизм сделал такое сотрудничество возможной, но не похоже, что он был независимым фактором в решении устроить погром.
Что касается толпы, которая, собственно, и сделала погром погромом, ее интерес заключался в карнавальных ритуалах.
Толпа переворачивала социальные роли вниз головой, ставя социальную иерархию с ног на голову - еврейские специалисты ползают на коленях, убирая улицы.
Те, кто был успешным в время советской оккупации, теперь унижался и был вынужден искупить свою вину в ритуальной спектакле.

Полуразложившиеся тела замученных НКВД политзаключенных имели узаконить апокалиптическую месть над теми, кто воспринимался как преступник - то есть над еврейским населением.
Временная конъюнктура высокой политики позволила толпы горожан реализовать неписаный сценарий грабежей, сексуальных атак, избиений и убийств. Они требовали таких действий и наслаждались ими.

 


ПРИМЕЧАНИЯ

 

1---162 примечания--смотрите в укр источнике 

http://www.istpravda.com.ua/research/2012/12/20/93550/

 

 

Джон-Пол ХИМКА - професор історії Східної Європи Альбертського університету (Канада)

Переклали з англійської: Ольга ШЕВЧЕНКО, Остап КУЧМА, Максим КУРЧИНСЬКИЙ, Павло СОЛОДЬКО, Захар ПОПОВИЧ

Читайте також:

Корюківка. Як німці знищили 7-тисячне українське місто

Джон-Пол Химка: "Розуміння минулого - важливіше за бандер і шухевичів"

Праведники Світу - українці, які рятували євреїв

"Убивство польських учених у Львові: факти, міфи..." РЕЦЕНЗІЯ

Лекція про "фашиста" Бандеру. Конспект і хронологія скандалу

Російські козаки на службі у німецьких нацистів

Тимоті Снайдер: "Українці убили більше українців, ніж євреїв"

Єврей Мандик Хасман - боєць УПА. ВІДЕО