111 лет назад. «Бей их, хамов!»

111 лет назад. «Бей их, хамов!»

Опубликовано 30.06.2016 автором Майсурян Александрв разделе Общество и его культура комментариев 2

потемкин восстание

111 лет назад. «Бей их, хамов!»
 
<ins class="adsbygoogle" data-ad-client="ca-pub-4724273217417965" data-ad-slot="8158245606" data-adsbygoogle-status="done"><ins id="aswift_0_expand"><ins id="aswift_0_anchor"></ins></ins></ins>

В конце июня 1905 года вспыхнуло матросское восстание на броненосце «Потёмкин». Поводом к восстанию стал обыкновенный, бытовой факт: на камбузе борщ приготовили из плохого, несвежего мяса (по которому, согласно легенде, ползали черви). Матросы отказались его есть, один из офицеров построил «отказчиков» и потребовал выйти из строя тех, кто согласен-таки есть червивый борщ.

«Кто хочет кушать борщ — выйти к 12-дюймовой башне. А кто не хочет — для тех на корабле имеются ноки!». Матросы стали неохотно выходить, и офицер, чтобы окончательно запугать наиболее упорных «зачинщиков бунта», приказал принести брезент (его расстилали под ногами при производстве расстрела, чтобы кровь расстрелянных не проливалась на палубу). Вот это-то и сыграло роль порохового заряда, из толпы матросов прозвучал призыв: «Братцы, что они делают с нашими товарищами? Забирай винтовки и патроны! Бей их, хамов! Довольно быть рабами!».

И началось настоящее восстание, в котором были и такие яркие эпизоды, как обстрел Одессы с мятежного корабля, и казнь наиболее ненавистных офицеров, включая судового врача (который признал гнилое мясо "хорошим"). Или такой штрих, прямо-таки ужасающий своей бездуховностью :) - "Прикладами винтовок был избит корабельный священник отец Пармен. Ему удалось бежать и спрятаться от матросов в матросском гальюне".

Вообще, хроника восстания читается как захватывающий приключенческий роман.

В. И. Ленин готов был возглавить восставших и инструктировал своего посланца в Одессу: «Постарайтесь, во что бы то ни стало, попасть на броненосец, убедите матросов действовать решительно.

В крайнем случае не останавливайтесь перед бомбардировкой правительственных учреждений. Город нужно захватить в наши руки...» «Ильич явно волновался и увлекался, — писал позднее этот курьер, большевик Михаил Васильев-Южин. — В таком состоянии я раньше никогда его не видел. Особенно меня поразили и, каюсь, удивили его дальнейшие планы». «Дальше, — продолжал Ленин, — необходимо сделать всё, чтобы захватить в свои руки остальной флот. Я уверен, что большинство судов примкнут к „Потёмкину“. Нужно только действовать решительно и смело. Тогда немедленно посылайте миноносец за мной». Увы, эти планы не сбылись: курьер Ленина опоздал — когда он прибыл в Одессу, «Потёмкин» уже покинул порт. Намерение Владимира Ильича создать революционное правительство в России пришлось отложить на 12 лет...

А потрясённый происшедшим император Николай II записывал в дневнике: «Получил ошеломляющее известие из Одессы о том, что команда пришедшего туда броненосца „Князь Потёмкин-Таврический“ взбунтовалась, перебила офицеров и овладела судном, угрожая беспорядками в городе. Просто не верится!.. Лишь бы удалось удержать в повиновении остальные корабли эскадры!".

Великий князь Константин Константинович тоже писал в дневнике: «Ужасы, невероятные известия из Одессы. Это — полная революция!».

Да, опасно бывает в России (впрочем, как и в других странах мира) предлагать «быдлу» (хамско-холуйско-холопской биомассе, как её кличут либералы) кушать червивое мясо (броненосец «Потёмкин»), конские члены (Ленский расстрел) или даже пирожки с ливером вместо мяса (Новочеркасские события). Фразы типа «Кто не хочет кушать борщ — для тех на корабле имеются ноки!» или «Если нет денег на мясо и колбасу — кушайте пирожки с ливером!» — самая лучшая горючая растопка для восстания. Потому что в ответ запросто можно услышать неожиданное: «Бей их, хамов!». И не только самому головы не сносить, но и государей императоров с отцами Парменами подвести под монастырь. Тем, кого это касается, стоило бы иметь в виду на будущее... Да только разве те, кто прославляет ныне адмирала Колчака (потерпевшего разгром), маршала Маннергейма и "святого" Николая Романова (известно чем кончившего), способны учиться на чужих ошибках?