Укрощение строптивого: Россия решила нефтью наказать Беларусь

Россия в рамках сокращения поставок нефти в Беларусь перенаправит 1,2 млн тонн через порты и 1 млн тонн транзитом по «Дружбе», сообщил официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.
«На третий квартал поставки в Беларусь снижаются на 2,25 млн тонн, через порты будет перенаправлено 1,2 млн тонн, транзитом через Беларусь по нефтепроводу «Дружба» — 1,05 млн тонн», — приводит ТАСС слова Демина.
Он отметил, что через порт «Приморск» будет перенаправлено 500 тыс. тонн, порт в Усть-Луге — 700 тыс. тонн. Поставки по северной ветке нефтепровода «Дружба» будут дополнительно увеличены на 750 тыс. тонн, по южной ветке — на 300 тыс. тонн. Демин добавил, что поставки на белорусские НПЗ — Мозырский и «Нафтан» сокращены на 1,125 млн тонн на каждый.

Министр энергетики РФ Александр Новак сообщал, что Россия перенаправит высвободившиеся объемы нефти вместо Беларуси на экспорт в третьи страны, в III квартале объем составит 2 млн т, в целом по году будет не меньше 18 млн т.
По его словам, это связано с неоплатой за газ и недопоставками нефтепродуктов с белорусских заводов. РФ существенно теряет доходы бюджета, так как график поставок нефтепродуктов в течение полугода не исполняется.
Новак отмечал, что к четвертому кварталу ситуация может измениться. Он напомнил, что поставки нефти в Беларусь осуществляются на беспошлинной основе.

В свою очередь российский вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял журналистам, что сокращение поставок нефти в Беларусь вызвано недоплатой за поставки российского газа.

В начале июня замглавы «Газпрома» Александр Медведев сообщал, что долг белорусских потребителей за газ перед «Газпром трансгаз Беларусь» превысил 200 млн долларов.
«Газпром трансгаз Беларусь» обратилась в международный арбитражный суд белорусской торгово-промышленной палаты в связи с недоплатой белорусскими субъектами хозяйствования поставок за российский газ.
В Минске же заявляют, что никакого долга у Беларуси перед «Газпромом» нет. Такое мнение не раз высказывал министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик.
По мнению гендиректора российского Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, причина сокращения нефтепотока комплексная.

«Думаю, тут дело не только в долгах Беларуси за газ. Хотя, конечно, это довольно раздражающий фактор. Беларусь в очередной раз, на мой взгляд, поступила достаточно некрасиво. Есть действующий контракт, и в нем прописана формула цены. К тому же Беларусь и без того получает газ по самым дешевым ценам из всех зарубежных стран. Но, тем не менее, она просто взяла и посчитала цену за российский газ по своей формуле, которой в контракте нет, то есть, по большому счету, так, как ей хочется. И начала платить столько, сколько ей кажется правильным», сказал Симонов в интервью EADaily.
Он убежден, что недоплаты за газ — далеко не единственная причина решения о сокращении поставок нефти.
«Мы знаем, что у нас традиционно возникают сложности с нефтью, поставляемой на белорусский рынок.
Это история достаточно давняя. Мы поставляем нефть, у нас единое таможенное пространство. И Беларусь хотела бы, чтобы нефть шла без пошлин, перерабатывалась на белорусских заводах и затем поставлялась в виде нефтепродуктов за рубеж, а все пошлины оставались бы в белорусском бюджете», — напомнил эксперт.
Симонов отметил и другие противоречия в области экономического сотрудничества. Так, во время проведения белорусскими заводами модернизации российские компании, которые хотели бы принять в этом участие, традиционно проигрывают.
«Когда Беларуси что-то нужно получить, тогда в дело вступают политические факторы, а когда речь идет о тендерах или контрактах, то здесь сразу никаких особых отношений с Россией нет», — сказал директор фонда.
По его мнению, у России накопилось уже много причин для того, чтобы попытаться напомнить Беларуси о спорности ее позиции в отношениях с Москвой по многим вопросам. Однако, несмотря ни на что, Россия, по его словам, продолжает реализовывать достаточно амбициозные инвестиционные проекты на территории Беларуси — например, строительство атомной станции
Оценивая правильность решения о сокращении поставок нефти, эксперт отметил, что есть две крайние точки зрения, касающиеся взаимоотношений России и Беларуси.
«Одна — Беларусь наш политический партнер, и мы должны закрывать глаза на ее фокусы. Другая точка зрения — давайте исходить из коммерческих отношений и интересов. Сложно сказать, как правильно выстраивать отношения с Беларусью. Сторонникам концепции дружеских, политических отношений, может быть, и неприятно смотреть на столь жесткую линию в отношении Беларуси. Но, с другой стороны, постоянно наблюдать за ее циничным поведением довольно сложно. Может быть, мы пока и сами не знаем, как вести себя с партнерами, которые в реальности показывают, что никакими партнерами они не являются. Пока что какой-то методологии нет. Но я лично не являюсь сторонником того, чтобы закрывать глаза на ее выкрутасы», — резюмировал он.
Так чего же в «энергетическом вопросе» больше — экономики или политики?

Экономист Лев Марголин отметил в разговоре с «Товарищ.online», что между Россией и Беларусью «идет тихая подковерная война: кто кого больнее ущипнет».
По его мнению, с точки зрения экономики, стороны сейчас не в том положении, чтобы бросаться деньгами.
«Ясно, что нефть, проданная на сторону с пошлиной, выгоднее, чем нефть в братскую Беларусь беспошлинно. Тем более и повод есть: братья не доплачивают за газ. С точки зрения политики — не время затевать громкие войны внутри ЕврАзЭС. И так упреки со всех сторон», — подчеркнул он.
Марголин считает, что сложности в белорусско-российских отношениях мы будем наблюдать и дальше — с периодическими обострениями, с появлением новых очагов, пока не удастся выйти на какой-то компромисс по газу.
«Скорее всего, будет найдена какая-то взаимоприемлемая средняя цена. Я бы не исключал и ассиметричных решений: одна из сторон уступает по газу, но получает что-то взамен. Беларусь — кредит или Россия что-нибудь по военно-политической линии», — предположил Марголин.
По его мнению, возможность торговых войн между Беларусью и Россией заложена в самой наспех сляпанной структуре Союзного государства, где решение многих спорных вопросов отнесено на достаточно далекое будущее. А жить нужно здесь и сейчас…
Федор Костров
Комментарии
Не сразу обратил внимание.
Путин сидит расслабленно. Руки не сжимает.
А наш волнуется. Руки и напряженная поза выдают