АНТИТОФЛЕР или принцип целлофанового пакета

Выходя на улицу из своих уютных квартир, последних крепостей нашего быта и личностной свободы, мы часто видим под ногами… целлофановые пакеты, носимые ветром. Целлофан сей, достижение сравнительно недавнего прошлого, как говорят, долго не гниёт и оставляет после себя нечто малоорганическое.

Миллиарды пакетов носит ветром по планете, образовывая из них целые целлофановые острова в океанах… На каждом, наверно есть лого фирмы производителя, или рекламный слоган на каком либо одном из множества языков, или ещё какая нибудь технокультурная ерунда. Допустим изображение Ди Каприо.

Когда я знакомлюсь с современными философскими идеями, пытающимися дать «позитивное» видение будущего, в чём я безусловно, религиозно нуждаюсь как любой смертный для продолжения своей непонятной жизни в городских джунглях, я невольно ловлю себя на мысли, что думаю именно о нём. О пакете. Если какая–либо современная философская или какая другая система мне не говорит, хотя бы косвенно, хотя бы иносказательно о том, куда она денет, куда «утилизирует» этот злосчастный пакет из под наших ног, кто это будет делать, негр или китаец, или славянин, или ещё кто нибудь в виде великого мирового бомжа с чипом в заднице, или умная машина, или лично я, по принуждению, под дулом глобального пистолета, я её считаю как минимум несостоятельной и бессмысленной.

Что то подобное я испытал, познакомившись с идеей Тофлера, точнее с его попыткой найти компромисс между современным апокалипсическим ожиданием будущего и вечной тягой к смыслу жизни, которой не было лишено ни одно поколение из доселе живших и ныне живущих на земле. В своём стремлении получить самую большую перспективу, (как он сам об этом говорит) бывший марксист Тофлер отошёл от предмета настолько далеко, что уже становится непонятным, что он рассматривал и для чего.

Признавая волнообразность развития цивилизации, саму её периодику он делит на три волны. Первая аграрная, вторая индустриальная и третья, та которая нынче опускается на землю – технотронная, супериндустриальная. Причем, с одной стороны он пространно бравирует знанием всех непоправимостей 20 века, говорит о приближающемся «человечество ждут резкие перемены» с другой объявляет о скором наступлении «творческой цивилизации» которая де по его мнению «опрокинет бюрократию», уменьшит роль национальных государств, поспособствует росту полуавтономных экономик постимпериалистического мира.

В принципе, если вдуматься, то ничего собственно спорного тут нет. Тенденция развития мира, вполне укладывается в сценарий будущего, описываемый Тофлером. Другой вопрос, КАК к этому сценарию относится. Тофлер, говорит что к этому нужно относится положительно и делать свой… личный цивилизационный выбор.

Интересный поворот. Но об этом позже.

Возможно «творческая цивилизация», к которой себя уже причисляет и Тофлер, и наступит. Возникает только вопрос: в чём она будет творить, в какой области? Так сказать, просом или болтами будет выписывать новую житейскую реальность? Если в электронной сфере, то процесс этот вряд ли ждал и ждёт Тофлеровских фиксаций и уж тем более отмашек. Не говоря уже о смысловом или моральном аспекте. Автор данной «волновой» идеи вообще, очень много возлагает надежд на АйТи технологии, что абсолютно оставляет в стороне, целую кучу вопросов самого человека, его непосредственного воспроизводства и существования, его чувств и самоощущений.

Человек по Тофлеру, это действительно заложник создаваемых им технологий и судьба его представляется связанной сугубо только с ними. Тофлер нам любезно об этом сообщает со всей яростью пролетария от футурологии.

Конечно, как истинный футуролог, Тофлер признаёт неизбежным процесс непосредственного и практического клонирования человека, но это как-то у него внешне, отстраненно. Он видимо уже знает, что клонировать будут не его лично (он то, уже есть на земле, такой умный и интеллектуальный футуролог), а кого-то другого. Скорее всего, того самого мирового уборщика мусора. А вот его прогноз-обещание «опрокидывания бюрократии» вообще звучит заманчиво, и даже как то по-марксистски, революционно. То есть автор всё-таки признаёт существование самой бюрократии, и её торможения прогресса, что само по себе уже прогрессивно. И вот он считает, что её надо опрокинуть эту бюрократию. С этим, уже вполне можно предположить, на смену ей придёт АйТи-бюрократия – более прогрессивная… Вот эта самая АйТи-бюрократия и будет оформлять творческие изыскания новой цивилизации!.. Каково? Ну а уж создание «полуавтономных экономик постимпериалистического мира» вообще обратная калька, с концепции «золотого миллиарда», уже набившей целую политологическую оскомину. С той лишь разницей, что калька эта имеет позитивно-психологическое отношение к описываемому по Тофлеру, процессу «деиндустриализации» кризисного мира. То есть согласно Тофлера, эти процессы и определяют рождение новой эпохи, третьей волны идущей после аграрной и индустриальной волн.

Честное слово, когда я думаю о целлофановом пакете с идеями Тофлера, даже «золотой миллиард» выглядит не таким страшным!

Социология для социологии, философия для философии, а мысль для мыслителя,  как, простите  половой акт резиновой женщины с фаллоимитатором. Такой подход позволяет через интеллектуальные конструирование идей, тиражировать их с коммерческим успехом, основанным на отмирающих (как для Тофлера) рыночных традициях «постиндустриализма».

Взгляд Тофлера, настолько отстранён, настолько бессмысленен и одновременно показателен, как… целлофановый пакет под ногами. Нужная полезная вещь, но однодневная… и впоследствии, при большом скоплении, приводящая к экологическим проблемам. И к моральным проблемам массового сознания, так как говорит о пустоте наших знаний, об отсутствии в них нравственного содержания, то есть об отсутствии хоть какой либо причастности к реальному человеку.

Отсутствие причастности к реальному человеку – отсутствие цели вообще.

Взгляд Тофлера, взгляд опустошенного офисного менеджера по продаже идей, с его тетрисом из идеологий и представлений, взгляд интеллектуальной машины, с её безжалостным фашиствующим оптимизмом западного цивилизатора.

О каком личностном выборе говорит в этом смысле Тофлер? Скорее всего, речь идёт о типичнейшем призыве к конформизму массы в рамках буржуазно-классовых теорий. То есть как только бывший марксист Тофлер смог наконец «продать» свой отстранённый масс-медийный интеллектуализм, как он смог в рамках уже своей причастности к «творческой цивилизации» назвать полуавтономные экономики постимпериалистического мира чуть ли не вынужденным благом. И это при том, что мы ещё с мировой империалистической экономикой не разобрались, с её нынешними кризисными общемировыми проблемами! А речь идет уже ведется о полуавтономном феодализме, который теперь смогут обеспечить АйТи технологии!!!

Перврдим на нормальный человеческий язык: если сейчас уже невозможно шагать по земле не наткнувшись на забор частной собственности, за которыми реки, моря, курорты, леса то  следующий этап - система бетонных коридоров, соединяющая периферию из спальных районов с промышленным районом. И все это управляется АйТи бюрократией.

Воистину, по взглядам Тофлера можно судить о дальнейших направлениях развития псевдофилософской футурологической лжи будущего. Мир меняется, меняется и модернизируется и ложь и заблуждения. Меняются и попытки ввести интеллектуальный мир в заблуждение.

Мыслитель, если он раскрывая сущности, в конце концов не приходит к необходимости раскрытия самого себя, самого мыслящего, своей ответственности и причастности к судьбе мира и людей, не имеет права считать себя таковым. Это ответственно, и по меньшей мере последовательно. Видимо Тофлер, ради перспективы быть актуальным и универсальным во всём, а потому оптимально проданным, отошёл так далеко от рассматриваемой проблемы, что потерял не только смысл своих воззрений и выводов, но и себя самого, своей меры ответсвтеннсти, за проводимые им «идейные разработки» по дальнейшему тотальному «расчеловечиванию» знаний.

Складывается, такое впечатление, что огромная армия интеллектуалов, типа Тофлера, вступила в некую политический тандем во главе с неким техногенным компьютерным монстром и теперь напуганная им, философски упражняется в равнодушии и цинизме к реальному живому человеку, заискивая перед своим невидимым, но всемогущим боссом. Выписывает новые идеологические программы современного буржуазного комфорта его власти. Простите, философия, основанная на страхе – уже не философия. Духовное плебейство, только уже на новый технотронный лад.

Я с грустью смотрю на целлофановый пакет Тофлера. Я его использовал по назначению и выбросил. Ничего кроме пустоты он своим отстраненным филоглобализмом, во мне не оставил, ничего кроме ощущения морально-информационной пустыни, в которой мы продолжаем существовать, он не отразил. И я знаю, и без Тофлера, что она, пустыня, есть, она существует. Но для этого я могу думать вполне самостоятельно. А вот, как изменять мир, как разворачивать человека к лучшему, как выбирать оптимальный путь развития, а не катится по инерции под уклон АйТи деградации, и не пророчествовать о «резких переменах в жизни человека» причём в сторону, (надо же!) якобы «творческой цивилизации», вот настоящая проблема!

Истинное творчество – процесс в высшей степени осмысленный, интуитивный, синтетический. Его нельзя сконструрировать машиной, его нельзя скопировать, его нельзя «наконец дождаться» с наступлением цивизационной тофлеровской «волны».

Никогда машина не заменит человека. Он как был так и есть, этот процесс творчества в истории человечества и снимать с себя нравственную ответственность за плоды его в любой исторической точке, пусть даже кризисной, безнравственно и преступно. Безнравственно множить книги и идеи, (а значит и людей) глобалистского отстраненного содержания и убеждений, филоглобов, не решающих ни одной гуманистической, человеческой, а не механической проблемы, и создавать культивировать по сути, интеллектуальные религии промышленного фашизма.

Техницизм философии, надо рассматривать как психическую болезнь современных корпоративных мыслителей, преследующих шизофрению выгоды и конформизма. А больные люди не имеют право управлять духом и культурой эпох, править ими в нужное только для их «ценностных» убеждений, безопасное для их шизофренического интеллекта русло. Это, не дословно, рекомендации покойного Бехтерева.

Точно так же, преступно загрязнять целлофановыми пакетами океаны. И если к этому, наше, цивилизованное по-тофлеровски, большинство активных постиндутриальных обществ не начнет относится с должным, я бы даже сказал с религиозным страхом (только здесь этот страх оправдан) третья волна будет как раз такой, которая сметёт весь наш наркотический техногенный оптимизм вместе с Тофлером и с его клонированными детьми вместе взятыми.