Очарование Смоленска Большая Советская ведет к Храму

На модерации Отложенный

 

Повезло. Побывал в Смоленске на международном фестивале документального кино ЕВРАЗИЯ.DOC. Блокнот, диктофон, фотик — битком. Начинаю разбирать и рассказывать.

Для начала — просто экскурсия.

 



В Смоленске не был 20 лет. 20 лет назад он был ужасен. Перестройка и ельцинский капитализм особенно жестко прошлись по городам России средней полосы. Дома, дороги, люди Смоленска выглядели тогда, пожалуй, немногим лучше, чем после гитлеровского нашествия. Короче, ехал туда, волнуясь.

Стартую в Смоленск из Москвы и сразу же приятно удивляюсь. В Смоленск меня везет фирменная электричка РЖД под названием «Ласточка». Ничего себе так везет — 130-150 км/час. Колеса не стучат, не трясет, не мотает. Комфорт на уровне электрички Шербур — Париж, свидетельствую:




По дороге — пейзажи. Россия-матушка, правда, ведь, хороша:




И город воинской славы — Вязьма. Кстати, что увидел из окна поезда — не огорчило. Вполне себе ухоженный:




И через четыре часа — вот он, Смоленск, долетели ласточкой.

Старинный вокзал. На западные «терминалы» не похож, но чист и благороден. И чертовски красив, сейчас таких уже не выделывают:




В Смоленске улица Большая Советская ведет к Храму (а почему бы и нет?):




Там почти все улицы ведут к Храму (это — вид из окна моей гостиницы):




А это — просто прогулка по парку, через листву:




А в парке встречаю спикера нашего ИМХОклуба — историка Владимира Симиндея. Он — тоже участник фестиваля документального кино (за нашими спинами — Смоленская крепость):




Склонили вместе головы перед памятником защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года, когда русские войска дали первый серьезный бой армии наполеоновского Евросоюза. Нашествие не остановили, но по зубам борзым европейцам дали крепко. Клаузевиц (ему я верю) подсчитал, что с нашей стороны погибло 6 тысяч воинов, а со стороны «эуропейцев» — почти 20 тысяч. На месте Наполеона я бы уже тогда повернул обратно:




Поглядели с моста на великую русскую реку — Днепр. А какие там чудесные набережные! Наши европейско-ушаковские велодорожки явно проигрывают (хотя и за велодорожки Нилу Валерьевичу от меня лично — низкий поклон).




Как работник прессы, трепетно осмотрел здание, где в 1905 году находилась революционная типография Подземского (понятия не имею, кто это такой). Понравилась мемориальная доска, где в мраморе высечено, что «ежли какой гад попытается испоганить строение — ждет его кара лютая и неминучая»:




Осмотрели бронзового оленя, которого привезли в Смоленск из Восточной Пруссии, из охотничьей усадьбы самого Германа Геринга. Говорят, он был отлит с трофея (охотничьего), застреленного лично Герингом. А в Смоленск он попал уже как наш трофей (военный). И сам Геринг, кстати, оказался трофеем русского солдата.




А еще в Смоленске есть потрясающая художественная галерея. Составлена она на основе коллекции прекрасной женщины — княгини Марии Тенишевой, которая много лет собирала картины и строила здание для свой коллекции вместе с художником Васнецовым (она с ним дружила). А собрав и построив галерею, подарила ее Смоленску. Вот ее портрет, который написал сам Илья Репин (она и с ним дружила):




А это ее портрет кисти Валентина Серова (она и с ним дружила):




Есть там еще ее портрет от Константина Коровина (она и с ним дружила)...






В кадрах из музея — милая смоленская девушка — хозяйка музея. Чертовски стыдно, я забыл ее имя.

Про коллекцию можно рассказывать и показывать долго, никакого интернета не хватит. Потому покажу слегка — штрихами.

Там есть прекрасная коллекция древних икон. Спас Нерукотворный (псковская школа),
XV век:




И еще:




И архангелы Михаил и Гавррил, 16 век:




Есть коллекция наивной крепостной живописи:






Есть великий Айвазовский:




Есть великий Куинджи:




Есть великий Репин:




Есть великий Кустодиев:




Великий Врубель:




А еще есть великие Тропинин, Бенуа, Сомов, Рерих, Фальк, Левитан… А еще есть итальянская, голландская, фламандская, испанская, французская живопись старых школ. Есть прекрасная коллекция соцреализма 20—30-х годов…

А вот картина неизвестного немецкого художника — с «пылью». Перед нею посетители зависают надолго:




Так, с виду — обычный натюрморт, слегка запылившийся… Но эта «пыль» на дыньке — написана художником. Эти цифры — 1714 — НЕ ПЫЛЬ! Это написано краской. Жаль, что имя автора неизвестно. Каков мастер!




По залам Смоленской художественной галереи можно бродить неделю минимум. Попробуйте — не пожалеете.

А вот мозаика прошлого века — Смоленский государственный университет. Интересно, а куда делся Энгельс?..




А вот увековеченная память прошлого — надпись на доме: Карла Маркса — бывшая Королевская):




Кстати, эту традицию неплохо бы перенять и нам, чтобы История не забывалась. Сейчас бы на табличках самой длинной улицы Риги была бы самая длинная надпись:

Улица Бривибас — бывшая Ленина — бывшая Гитлерштрассе — бывшая Бривибас — бывшая Большая Александровская — бывшая Большая Песочная… Что там еще было?..

Ой, отвлекся. Про Смоленск. Центр, парки, набережная Днепра — вполне себе на уровне приличного европейского города. Окраины еще желают лучшего. Но по сравнению с 90-ми годами прошлого века — контраст разительный.

Город очень русский, очень красивый и трогательный. Там еще ездят «Волги»:




Там запросто спят коты на центральных улицах:




Там стоит Ленин напротив областной думы:




Там даже играют в шахматы…




Там потрясающе милы юные студентки факультета журналистики:




 


П.С. Это было введение в тему. Дальше я расскажу про сам фестиваль документального кино. Тема — вовсе не пасторальная.

Продолжение следует.

 

 

Автор: Юрий Алексеев