Заклятие из детства

На модерации Отложенный
 Большинство людей не достигает больших высот в жизни, страшась наказания.

Конечно, они этого не осознают. Конечно, они мечтают о лучшей жизни.

Но все мы в своем роде собаки Павлова - чему нас в детстве выдрессировали, тому и следуем всю оставшуюся жизнь, даже пытаясь вырваться из рамок дрессировки.

Для участниц Программы «Победители По Жизни» большим удивлением отозвалось открытие, что многие сложности в отношениях со взрослыми людьми вызваны наставлением, которое родители давали, выпуская на улицу, в далеком детстве: «Не разговаривай с незнакомыми людьми!».

Детство давно прошло, а наставление так и действует - как заклятие…  Очень много женских одиночеств обусловлено этой простой фразой из ранних лет: «Не разговаривай с незнакомыми дядями и ничего у них не бери, это опасно!»

Вот когда я оценила свое бесшабашное детство, где никто не давал таких указаний по одной простой причине: поселок был маленький, каждый новый человек оказывался на виду и потому не вызывал опасений.

«От людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас…»Но точно по той же причине существовало множество других ограничений и неписанных правил, нарушение которых грозило всеобщим осуждением и отлучением от общества.  Нарушением считалось любое действие, не вписывающееся в общепринятые стандарты.

Помню, что когда в тринадцать приехала в родной поселок на каникулы из славного града Комсомольска-на-Амуре и спела на сцене «Любовь - кольцо, а у кольца начала нет и нет конца…», то просто боялась идти домой, потому что среди зрителей был муж сестры и дома меня ожидала жестокая нахлобучка: «Как ты посмела, ты нас опозорила!»

Это был уже второй раз, когда я опозорила семью. Впервые это было в 11 лет, когда  уехала из поселка на каникулы к другой сестре и с ней и осталась. Считалось, что я опозорила семью перед всем поселком.

Старшая сестра осталась с нами двумя, когда ей было 19, а нам - 11 (средней сестре) и 4 (мне). Маму убило током, а отец ушел из жизни еще раньше, когда мне было всего две недели от роду. Сестра не захотела отдавать нас в детский дом, и, конечно, за тем, как она нас растила, наблюдал весь поселок.

Самолюбие у сестренки, как я сейчас понимаю, было нехилое, потому что мы должны были быть лучшими! Гоняли нас как сидоровых коз (при всяком удобном случае напоминалось, что я такая же упрямая, хотя ни Сидора, ни его животных я в жизни не встречала).

Сама сестренка, имея такое наследство на руках, вышла замуж, завела двух пацанов и поступила заочно в институт. Один или два раза в год она ездила на сессии в Иркутск и плакала взахлеб, если на экзамене ей ставили тройку.

Мы должны были быть лучшими, без сучка и задоринки, чтобы никто не посмел нас осудить!

Прошло много лет…

И однажды я поняла: что бы в моей жизни ни происходило, какие бы высоты ни брала, я все еще стараюсь, чтобы общественное мнение маленького поселка золотодобытчиков меня не осудило и не наказало. Очень многих совершенно классных вещей я не сделала только потому, что они выбивались из поселковых стандартов, и очень много моих начинаний потерпели поражение по той же самой причине.

Но и множество достижений свершилось только потому, что я отказывалась принимать эти стандарты!

Нет в этой истории ни правых, ни виноватых.  Поселковая психология объяснялась суровыми условиями выживания в течение многих поколений. Либо ты подчинялся и имел возможность продвинуться повыше, получить побольше, либо оказывался изгоем без средств к существованию и либо возвращался в лоно большой семьи, либо должен был начинать все сначала в одиночестве. Хорошо, если была возможность уехать…

Мне сильно повезло - вторая сестра предложила остаться с ней (она к тому времени закончила техникум и работала на заводе).  Какое-то время я жила с сестрой в общежитии, где отношения тоже складывались по модели семьи, но семьи уже совсем другой, и это сильно облегчило мне переход в «большой» мир.

Сестер своих я очень люблю - и чем больше понимаю, что они чувствовали в те далекие времена, тем больше ценю то, что они для меня сделали.

И все же… Какое же это было освобождение - обнаружить в себе вот этот страх наказания за ослушание, за отклонение от «нормы», от правил, установленных кем-то только потому, что иначе выжить было невозможно! Обнаружить и отпустить, почувствовать, что я могу совершенно БЕЗНАКАЗАННО  наслаждаться жизнью и делиться радостью с миром, потому что этой радости во мне немеряно и никто уже не может указать, что это уж слишком!

Конечно, пытаются указывать на это и сейчас, но мне все равно: это для них слишком, а для меня в самый раз!

Иногда я пытаюсь представить, что делали бы жители поселка, за гроши добывающие золото для государства, если бы этого самого золота в личном распоряжении у них было немеряно, если бы им не приходилось тяжко трудиться с утра до вечера и сводить концы с концами, если бы они на самом деле получили полную свободу?

Если бы правила, смысл которых сводился к выживанию в суровых условиях, вдруг оказались ненужными по одной простой причине - суровые условия исчезли, а изобилие сделало бессмысленным выживание?

И радуюсь, что Вселенная за ручку шаг за шагом выводила меня из этих очень жестких рамок, помогая понять, что МЫ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАШИ ОГРАНИЧЕНИЯ!

И просто получать подарки от жизни….