Ирак. Частная война

Мы находимся в Ираке. В 2001 году появился термин: "приватизация войны". Этим здесь занимаются частные военные компании – ЧВК. Американцы, англичане, юаровцы... То есть, в общем-то, гражданские люди с оружием в руках действуют вместе с военными: попадают в передряги, стреляют, несут потери!

С некоторых пор в этом участвуют и наши ветераны: бывшие десантники, спецназовцы - граждане России.

Мы пересекаем границу Ирака. Заезжаем со стороны Турции. Едем на частную военную базу, расположенную в Курдистане. Двадцать лет назад, едва распался Советский Союз, многие его граждане отправились на заработки за границу: учёные, врачи, чернорабочие... Теперь в цене люди, имеющие боевой опыт. Обывателям не понять, как это можно зарабатывать за границей с оружием в руках.

"У них уже есть клише вбитое, что люди, которые работают за границей, и выполняют функции по безопасности, по охране, это такие головорезы из ЮАР, такие португальские наёмники, которые по локоть в крови, которые бегают и беспрерывно кого-то убивают", - рассказывает сотрудник российской ЧВК Илья Плеханов.

В начале XXI века в прессу стала проникать информация: западные наёмники воюют в Афганистане и в Ираке! Позже в Интернете появилось видео: настоящие боевые операции с участием гражданских солдат.

Северный Ирак, Курдистан: горы, свежий воздух, настоящий курорт. Мы встречаемся с несколькими людьми, одетыми в униформу. Вся база – несколько коттеджей. Никакой колючей проволоки по периметру. Впервые российские граждане, сапёры, появились здесь в составе британской частной военной компании. Англичане ушли, россияне остались:

"Вот эту площадку разминировали наши ребята, - рассказывает сотрудник российской ЧВК Игорь Коваль. - Вот здесь сейчас можно свободно ходить. По крайней мере, знаем, что здесь... Я сам могу вот там сейчас пройти. А вот там, ещё с той стороны дорога там есть, мы по ней можем позже проехать, то есть там ходить опасно".

Новый бизнес, под названием "приватизация войны" появился с благословения бывших министра обороны США Дональда Рамсфельда и вице-президента Дика Чейни. В 2001 году, после атаки башен-близнецов в Нью-Йорке, американцы легализовали участие гражданских вольнонаёмных в военных акциях за рубежом: сначала в Афганистане. Их примеру последовали многие западные партнёры. Официально частные военные компании занимаются безопасностью важных персон, объектов, сопровождением колонн, но, в условиях боевых действий.

Ирак покинули американские войска. Почти все. Теперь безопасности взялись обеспечивать частники. На это уйдёт более трети военного бюджета США. Это не означает новую войну, уже с участием наёмников. Речь идёт об аэро- и видеоконтроле территории, о борьбе с минами и фугасами. Россияне стремятся занять в этом бизнесе свою нишу.

"Они берут опыт горячих точек, службы в армии. Оканчивают дополнительные курсы. Мы – конкурентоспособны", - говорит сотрудник российской ЧВК Геннадий Кузнецов.

Подготовка российских специалистов для отправки в Ирак. Настоящий военный полигон: боевые патроны, автоматы и пулемёты. Это не просто охрана эстрадных звёзд или бизнесменов от поклонников или уличных хулиганов. Это - готовность действовать в условиях войны.

Наш гигантский "плюс", – что мы, русские люди, совершенно по-другому относимся к другим людям, к местному населению, - рассуждает Илья Плеханов.

- Если западные ЧВК ходят все обвешенные оружием, забронированные и смотрят в триплекс, то мы спокойно можем познакомиться с человеком, пойти к нему в гости, выпить с ним чаю... Поговорит. Мы гораздо общительнее".

Обеспечение безопасности во время войны не означает участие в этой самой войне. Боец уничтожает противника. Принцип сотрудника ЧВК другой – предупредить нападение, уйти от него.

"Человеческие отношения совсем другие, - поясняет Илья Плеханов. - Ты видишь, что ты сделал, и понимаешь, что он не погибнет через минуту. У тебя появляются контакты с другими людьми. Они к тебе будут по-другому относиться. И к России будут по-другому относиться. В этом есть миссия такая".

История работы американских частных военных компаний в Ираке отнюдь не безоблачна. В 2004 их сотрудники спровоцировали настоящую войну в Эль-Фалудже, первыми открыв огонь по мирным жителям. Тень американских ЧВК стала появляться везде, где было нежелательно упоминание армии США. Пошли большие потери, что вызвало ропот страховых компаний.

"Они начали убивать больше, чем этого требует логика, - объясняет Илья Плеханов. - Они начали мстить. Они стали выступать не как организация, которая занимается определённым видом деятельности. Они начали мстить из личных побуждений, мотивов".

Российские специалисты на приёме у местного генерал-губернатора. Видно, что они давно знакомы. Говоря о безопасности в Ираке, нельзя забывать об особенностях: "западников" обстреливают всегда и везде. Курды стараются не появляться на арабской территории, арабы наоборот. Россияне умудряются работать везде, умея договариваться хоть с администрацией, хоть с местными боевиками. В этом их ценность.

С того самого момента, когда Ирак был освобождён от диктаторства предыдущего правителя Саддама Хусейна, с этого момента мы открыли новые страницы взаимоотношений наших народов, - говорит генерал-губернатор Мухаммед Салех. - В том числе, мы рады представительству российских ветеранов локальных конфликтов, которые находятся здесь в этот момент".

А это уже - реальная работа. Река Тигр, погранзастава. Сотрудники российской частной военной компании обучают пограничную стражу.

"Аль-Каида", оттуда идут, в основном, поставки оружия, оттуда, по реке, - рассказывает Игорь Коваль. - Она никем не контролировалась до определённого момента. Вообще было не до этого. Безопасность самой страны проходит, получается, по водному рубежу. А опыта у курдов в этом нет".

Всё можно представить как обычную работу, конкурентную борьбу за свой бизнес за границей... Но. Есть ещё юридический момент. Да, российские специалисты действуют в Ираке официально, по договору с местным руководством. Однако насколько их деятельность за рубежом с оружием в руках соотносится с российскими законами?

"Необходимо юридически оформить в России, - ратует Илья Плеханов. - Чтоб не было статьи за наемничество. Я не говорю, что её надо полностью отменить. Но в неё нужно внести коррективы. Мир это уже давным-давно сделал".

В Багдаде, в "Ассоциации частных военных компаний" зарегистрированы более тридцати ЧВК. В основном, - западные. Десять компаний - иракских, и только одна - из России. Но, даже американские специалисты признают, что россияне доказали своё умение работать в сложнейших условиях.