Строительство храмов и прививание любви к православному образу жизни, как известно, задача не государства в целом и не администрации города, а отдельно взятых священнослужителей и специалистов локальной Епархии. Лишь единицы добродушных мирских жителей, располагающих средствами, способны на великую щедрость и на воздвижение стен во славу Господа. Этот поступок обязательно восхитит прихожанина, ищущего прибежища в храме, большом или малом, скромном или богатом. О воздвижении храма в честь Преподобного Ефрема Сирина беседую с настоятелем отцом Дионисием Черновым. Этого батюшку ещё называют «строителем»…
Еду в храм посёлка Чкаловский. По привычке расспрашиваю граждан, где у них в посёлке богоугодное заведение строится.
– Вон там, – показывает рукой женщина в платке. – На Космическом. Большой строится. Мы стоим на службе во временном храме. Приходите.
– Как раз направляюсь. Мало места, наверное? – уточняю. А сам представляю храм на Московке 2 в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», он строится несколько лет (благо, что средства набираются) и прихожане стоят почти в голых стенах. Но место есть и неплохое, имеется территория. Мы с женой привозим малыша на причащение.
– Нам хватает, отец Дионисий построит, что нужно… Будет православный комплекс.
– Ого! – вскрикиваю восторженно и обдумываю: такого в Омске не бывало.
– Да, светлая идея.
Здесь одни православные живут, если первая встречная оказывается сразу прихожанкой? Озадачиваюсь. Шагаю дальше и выясняю, что парень с дипломатом не считает себя православным по той причине, что посещает храм очень редко. Переезжая на новое место, в храм прийти не успевает. То ли работы много, то ли желание слабовато, неизвестно, но отвечает охотно. В очках серебристой оправы, худой, интеллигентный – в строгом костюме, в белой рубашке.
– Вы кто? – оглядывает меня с ног до головы.
– Про батюшек пишу, про храмы, очень заинтересован православием, – быстро объясняю.
– Здесь что-то строится крупное, за тем дом увидите. Извините, спешу.
Да, территория подобрана или «отвоёвана» действительно немалая. Открою секрет – у батюшки-настоятеля десять детей… Этот священнослужитель, возможно, омский рекордсмен. После отца Александра Добровольского, у которого также не 3-4 детей, говорить стоит именно о Дионисии.
Отца Дионисия мне советует специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева, она проводит мероприятия в образовательных учреждениях и приглашает на них батюшек.
– Порекомендуйте, Светлана Петровна, оригинального батюшку для интервью, – прошу по телефону. – Популяризируем православие через письменные труды.
– Смотря по каким, Виктор, критериям оцениваешь оригинальность священнослужителей?
– Ну вот, ум-м… – вдруг задумываюсь. – Ни разу не общался с молодыми священниками, до тридцати… привычно видеть батюшку в годах, а тут – парень.
– Это можно, например, узнать, что приводит молодого человека к сану? Весьма интересно. Давай сначала сделаем интервью с отцом Дионисием, у него 10 детей!
Как только Светлана Петровна называет цифру, я чуть не визжу от счастья – в том смысле, что 10 детей – это не 3, а много больше. Нахожусь в очень сильном и приятном ошеломлении. Хочу бросить свои дела и мигом направляться к батюшке. В ближайшие выходные так и поступаю.
Что такое 10 детей? Это, наверное, немало!.. Здесь еле-еле одного воспитываешь, а десяток, по-моему, космическое число, будто прямиком из голливудского фильма «Интерстеллар», помните, когда за десять минут человек постарел как за десять лет…
Ещё направляясь в Чкаловский, представляю батюшку этаким гигантом – около двух метров. Мощным и высоченным штангистом, наподобие отца Олега Ганженко. Он молниеносно одолеет стометровку, как олимпийский чемпион, и громогласно скажет, что все услышат, находясь далеко. Этакий сказочный и недюжинный батюшка, созданный режиссёром фантастического фильма «Люди-X».
А в храме вижу невысокого, а главное, дорогие православные читатели, тихого священнослужителя. Он смеряет меня взглядом и, проходя к ёмкости со святой водой, скромно спрашивает:
– Вы будете интервью брать?
– Да, – только и киваю, показывая зачехлённый мобильный компьютер.
Проходим в пожертвованный контейнер (или вагончик), присаживаемся за стол, говорим. Беседу прерывает женщина лет пятидесяти, жалуется отцу Дионисию на баптистов, которые ходят к ней домой гурьбой, питаются и даже моются. И смех и слёзы… У неё нервный срыв из-за того, что однажды позволяет встать с ними в круг и помолиться. Затем она себе не принадлежит.
– Я столько, батюшка, денег трачу, чтобы кормить их, они ванну занимают и ночуют у меня. Влюбилась, было дело, в Витю (не во Власова – примечание автора), он милый такой и симпатичный. В баптиста. Привёл меня в секту. Теперь, когда пропускаю собрания, они звонят и приходят за мной, не знаю, что делать. У них община, сильный контакт.
– Вы – православный человек? – спокойно уточняет батюшка.
– Да-да, – соглашается женщина.
– Нечего вам делать у них. Приходите в храм. Только у православных христиан есть благодатный огонь.
– Спасибо, отец.
Продолжаем беседу. А с баптистами точно не хотелось бы интервью делать. Ходить ко мне начнут на пирожки в наглую и ноги в тазике мочить, потом квартиру попросят в дар и моя супруга их точно дубиной отходит.
Отцу Дионисию 43 года. Закончил медицинский колледж, затем московскую семинарию заочно. Рукоположен Владыкой Феодосием в 1995 году. Самому младшему ребёнку почти два года, а старшему – 20 лет.
– Батюшка, что планируете построить? Ради чего живёте?
– Храмовый комплекс, в нём будет православная общеобразовательная школа и необходимые клубы. Строительство, правда, заморожено, но главное мы положили – фундамент, сваи. Живу, чтобы служить Богу и людям, построить большой храм. Вот моя миссия.
Поодаль от храма находится возводящееся строение, оно создаёт впечатление только незавершенности, но замысел – грандиозный.
– За счёт кого или чего происходит строительство у вас?
– Основные меценаты – прихожане, – рассказывает батюшка. – Человек может быть богатым, но ничего не дать на дело. Благо, что собрали в округе попечительский совет. Думаю, что поможет.
– Вы помогли со строительством Храма Равноапостольных Константина и Елены, а вас перевели на другое место?
– Верно. Митрополит знает, кого и куда ставить, чтобы дело подвигалось. Я помогаю строить.
Привожу из сведений, взятых в интернете. Весной 2002 года о. Дионисий увидел варварски разграбленное здание, огромную лужу от размороженного отопления, и не смог остаться равнодушным. В решении восстановить здание и организовать на этом месте храм его поддержали местные жители, собрав необходимое число подписей.
А также если перейти на сайт (http://svt-efremsirin.cerkov.ru), то можно прочитать следующее… Несмотря на отсутствие храма, приход живёт полноценной жизнью: проводит Крестные ходы по Космическому проспекту, взял шефство над могилами священнослужителей на ближайшем Старо-Восточном кладбище. В выделенном о. Дионисию на Космическом проспекте в районе кинотеатра «Космос» полуразрушенном, совершенно неприспособленном здании, руками и средствами самих прихожан постепенно приводятся в порядок помещения, в одном из них уже заработала воскресная школа, куда верующие приходят со своими детьми и внуками.
Не стоит отчаиваться, если за дело берётся о. Дионисий.
– Как популяризовать православие, с вашей точки зрения? – продолжаю расспрашивать.
– Беседами и примерами, это обязательно. Можно и спортом. Когда служил в Храме Равноапостольных Константина и Елены, то играл в футбол и в хоккей с ребятами. Правила были таковы: дисциплину нарушаешь, сквернословишь первый раз – предупреждение, повторно – удаление. Работает как нельзя лучше. Как воспитываешь, то и получаешь.
– Где лучше воспитывать?
– Прежде всего, дома, а затем – в школе. Учителя, преподающие предмет основы православной культуры, должны быть семинаристами, людьми, понимающими и в молитвах. А что у нас – выбирают светскую этику, потому что кажется, что она проще. А это философский предмет. А в философии мало кто разбирается. В вузе трудно ее сдавать и в школе понимать трудно. Молитвы надо знать и разбираться. В храм ходить чаще. Голос по выбору учителя модуля «Православная культура» курса ОРКСЭ для школ должен быть за Епархией. Отдельно надо готовить учителей по каждому модулю. Не может один учитель хорошо знать шесть предметов. А модулей шесть – и все ведет один учитель. Открылись курсы повышения квалификации – замечательно. Когда увидим компетентность в школах, тогда и дети проникнутся.
– В интернете пропадаете, батюшка?
– Нет, Виктор, некогда. У меня 10 детей, всем или почти всем надо внимание. Кто будет заниматься приходом, мероприятиями? Интернет – для учёбы, это необходимо. Священник в меньшей степени думает о виртуальности. Она ему просто непотребна. Нас окружает столько людей и страстей, что уходить в искусственность нет смысла. Молодёжь, по-моему, грамотная и не станет использовать технологии во вред. Я говорю о той молодёжи, которая всё же ходит в храм и посещает воскресную школу. Знаю умных и начитанных молодых людей, с таких вот обязательно будет толк.
– Как вы успеваете, отец Дионисий, столько детей воспитывать?
– С Божьей помощью, Виктор. Никто не говорит, что жизнь православного человека легка, она тяжела, даже очень. Соблюдай Божьи законы – и тебе помогут…
Отец Дионисий показывает свой автомобиль – скоростной и практичный УАЗик. Туда он разом загружает семью, и места уже нет. Он подвозит меня. Еду на переднем сиденье и гляжу на него, он серьёзен и молчалив.
Да и не надо говорить лишних слов. Мужчине надо дело делать. А отец Дионисий его делает. Мудрые люди говорят, что о человеке надо судить не по его словам, а по его делам. Говорить можно сколько угодно и что угодно, но человека Человеком делают только добрые дела. Давайте вместе делать добрые дела. От этого наш мир станет чуточку лучше, светлее. Во-первых, доброе дело должно приносит помощь, которую ждут. Во-вторых, доброе дело должно помогать, приносить облегчение тем, кто нуждается в помощи, а значит должно приносить радость.
Ежегодно в третье воскресенье июня в России, на Украине и в других странах мира отмечается День отца. В 2016 году он выпадает на 19 июня. Очень хочется пожелать отцу Дионисию здоровья и крепости духа. Его отцом называют не только десять родных детей, но и большое количество прихожан, для которых он стал отцом, батюшкой. Они вместе с ним создают Храм.
Комментарии