ДЕБАТЫ ВОКРУГ ДОЙНОЙ КОРОВЫ
В минувшую субботу завершил свою работу юбилейный 20-й Петербургский международный экономический форум. В течение трёх дней под сводами Выставочного центра «Экспофорум» шли жаркие дискуссии о проблемах российской экономики и путях их решения.
В частности, на полях форума разгорелась дискуссия относительно того, останутся ли нефть и газ основными источниками энергии на ближайшие десятилетия или победят новые технологии.
Глава Сбербанка Герман Греф высказал мнение, что России пора перестать цепляться за старый «нефтяной век». В свою очередь министр энергетики России Александр Новак выразил уверенность, что технологии пока не могут вытеснить нефть с рынка, и Россия в дальнейшем будет занимать здесь доминирующие позиции.
Почему именно сейчас разгорелся такой спор, и кто же из чиновников окажется прав?
Дискуссия о том, какой должна быть российская экономика идёт давно, но сейчас она актуализировалась в связи с затянувшимся кризисом. Последние 15 лет мы жили достаточно хорошо за счёт природной ренты, и при этом у нас ничего (или почти ничего) не делалось для того, чтобы диверсифицировать, т.е. разнообразить экономику и создать сектора, которые будут её двигать так же сильно, как это делал нефтегазовый сектор.
Это произошло отчасти из-за специфики нашего менталитета, который обозначен известной поговоркой «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
И Греф, видимо, попытался показать, что звуки грома уже слышны.
Но готова ли Россия отказаться от нефтегазовой зависимости?
Думается, что здесь не стоит уходить в крайности, а лучше попытаться найти сбалансированный подход. Хорошо бы выработать комбинацию методов – как экономических, так и финансовых, которые будут помогать использовать те преимущества, которые уже есть в экономике, в том числе, и в нефтяном секторе. Но тот излишек капитала, который будет при этом образовываться, естественно, должен направляться на развитие экономики, которая не будет зависеть только от нефтегазовой области.
Есть такое понятие в бизнесе – cash cow, что можно перевести как «корова, которая приносит молоко, или попросту говоря – дойная корова. Сейчас такой коровой считается нефтегазовый сектор. И он не требуют больших капитальных инвестиций, т.к., по сути, является природной рентой. Но тот cash, т.е. деньги, которые будут генерироваться этой коровой, могут и должны быть направлены на создание наукоёмких отраслей, на создание инфраструктуры, на создание современного образования, компьютерных технологий и т.д.
Сейчас же всё это мы получаем из-за рубежа. То есть получается, что у нас есть «дойная корова», но молоко, которое она нам приносит, мы отдаём на другую ферму.
Комментарии
Но как я понимаю из дебатов, для наукоёмких отраслей нужны так называемые "длинные" деньги.
В начале 2000х практически все верфи страны дышали на ладан. Их осознано банкротили.
Севмаш строил буксиры для Дамена, Северная верфь приготавливалась к банкротсву её хозяином. Балтийский завод был практически банкротом. Я не говорю уже о Нижнем Новгороде, Зеленодольске и т.д. Сегодня ВСЕ верфи страны возвращены к жизни и обеспечены заказами!
Построен космодром "Восточный". Возведены сотни мостов. Наибольший на остров Русский.
Два дня назад спустили на воду самый большой и самый мощный ледокол в мире "Арктика".
Прошёл выкатку среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21. Создан и проходит испытания авиадвигатель ПД-14. Построены новые Наукограды. Их в стране сегодня десятки, возможно больше сотни.