История портрета
.
Древнейшие живописные портреты
В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме по прихотям Музы скульптура была популярнее живописи. К живописным работам относятся Фаюмские портреты, найденные в Среднем Египте — изображения красивейших жителей римского Египта I-IV веков н.э.: египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян.
Лица Средневековья
Во времена Средневековья портрет начинает небольшими вкрадчивыми шажками проникать и в станковую живопись. Первая (и потому самая известная) из сохранившихся работ этого типа — «Портрет Иоанна Доброго» (около 1349 г.).
Портрет Иоанна Доброго
За пределами Европы
Поразительной конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X—XIII вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, светила средневековой живописи из Поднебесной создали немало ярких индивидуализированных психологических портретов. Кроме того, высокие образцы портретной миниатюры (правда, немного непривычные европейскому глазу) были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана, Ирана, Индии.
Портрет Возрождения
Во времена Ренессанса наступил перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наверстывая упущенное за времена неврастенического средневекового мракобесия. Ренессансный человек ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей, забыв горький урок с Вавилонской башней.
Новая идеология требовала новой структуры портрета. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть сущность изображаемого человека — а это было семимильным шагом вперед. Изображая своего героя в определённой среде, художник более находил своей модели место в пространстве. Смена режиссеров влечет за собой смену декораций: на смену условному, ирреальному фону Средневековья приходят интерьер или пейзаж. Общение изображаемого человека с вымышленными персонажами (мифологическими и евангельскими) становится нормой. В монументальных росписях среди других героев картины художник также нередко изображает и себя, от былой средневековой стыдливости не осталось и следа. Наконец, финальным штрихом стало возникновение техники масляной живописи, которая сделала письмо более тонким и психологичным.
Человек – центральная фигура в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов и существенно обновляют средства художественной выразительности. Среди них — воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана.
Знаменитых итальянцев опередили голландцы: Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Робер Кампен с присущей им духовной заострённостью и предельной точностью изображения. Если художники «сапога» часто словно возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый — скорее неотъемлемая частичка мироздания. Чтобы добиться такого эффекта, творцы подробнейшим образом прописывали среду вокруг человека. Кроме того, от их зоркого взгляда не ускользала ни одна морщинка на лице модели.
Портрет маньеризма
В искусстве маньеризма (XVI век) ясность ренессансных образов сдает свои позиции. Все тревожнее и драмматичнее воспринимает художник свою эпоху, все острее и духовно насыщеннее становится композиционный строй. Наглядный пример тому — портреты итальянцев Понтормо и Бронзино и испанца Эль Греко.
В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета — теперь персонажи живее, крепче связаны друг с другом. Застывшие портретные группы Средневековья медленно, но верно сменяются многофигурными композициями.
Портрет XVII века
Как всегда, всё идет из глубин коллективной психологии эпохи. Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, стремление к более глубокому самопознанию набирало силу. Отсюда и изменения в традициях написания портретов: создатели пытаются раскрыть характер модели более «многослойно», объемно и сложно.
В XVII веке основных высот в этом жанре достигли нидерландцы, которые к этому времени разделились на два лагеря — фламандскую и голландскую школы. На пике моды групповой и семейный портрет и, кроме того, на холстах наконец один за другим появляются простые люди из народа. Такая «демократизация» живописи выходит за пределы Голландии (Хальс), образами бедняков не пренебрегает испанец Диего Веласкес.
Веласкес.
Водонос
Впрочем, это никому не мешает продолжать живописать довольные жизнью аристократические лица, более достойные, по меркам того времени, быть изображенными на полотне. Яркий пример — Питер Пауль Рубенс.
Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт
Новую жизнь обретает автопортрет — всё благодаря тяге человека к самопостижению: Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен — вот главные любители селфи в реалиях XVII века.
Рембрандт. Автопортрет
Портрет XVIII века
С исходом XVII века жанр деградировал и был без малейших сожалений отодвинут его на второй план. Достижения реалистического портрета забыты, эталонным становятся официозные и напыщенные портреты — парадные или же мифологизированные. Кроме нарядности и красоты модели художников мало что заботит, поэтому лица становятся «кукольными».
Но свои правила диктует только-только начавшаяся эпоха Просвещения с ее идеями гуманизма, поэтому утверждается новый реалистический портрет — жанр спасен. Пока в Испании творит знаменитый Франсиско Гойя, из закулисья с помпой выходит Россия в лице Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского, которые делают упор на точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций.
Портрет 1-й половины XIX века
Призрак бродит по Европе, призрак классицизма, главного жанра Великой Французской революции. Портрет теряет пышность и слащавость XVIII века и становится более строгим и холодным, что видно, например, по работам Жака Луи Давида.
Жак Луи Давид. Мадам Раймон де Вериньяк
Следующим «измом» становится романтизм, и здесь нельзя не упомянуть имена Теодора Жерико и Эжена Делакруа (Франция), у Ореста Кипренского и Карла Брюллова, отчасти Тропинина (Россия), Филипп Отто Рунге (Германия).
Делакруа. Автопортрет
Но классицизм не сдается под натиском нового направления, а, напротив, переходит на новый виток своего развития — за это отдельное спасибо Доминику Энгру.
Энгр. Портрет княгини де Бролье
2-я пол. XIX века
Вот и настал черед реализма. В фокусе художника — социальная характеристика модели и ее психология.
В последней трети XIX века все больше художников отходят от заветов своих наставников, создавая свои собственные законы живописи. Новое «вольнодумное» и даже по тем временам «наглое» направления получает название импрессионизма. В нем момент — это всё. Художник отрекается от стремления к фотографическому правдоподобию и вместо этого сосредотачивается на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.
Ренуар. Портрет Альфонсины Фурнез
Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника — Поля Сезанна. Хотя на первый взгляд они могут показаться родственными душами, Сезанн, в отличие от импрессионистов, стремился выразить в монументальном образе некие устойчивые свойства модели.
Сезанн. Крестьянин в синей блузе
На иной аспект обращает внимание Винсент ван Гог, поглощенный жгучими проблемами нравственной и духовной жизни своего современника.
Ван Гог. Портрет почтальона Жозефа Рулена V
В конце XIX— начале XX века на первый план выходит модерн с его лаконичной заостренностью, порой — чертами гротеска. Всё это можно наблюдать в работах Тулуза-Лотрека, Альфонса Мухи, Густава Климта.
Муха. Времена года
Портрет в XX веке
В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок. Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалым высотам. На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т.д.), и вместе с ними — произведения, номинально называемые портретом, но напрочь лишенные его специфики — с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему — из углов. фигур, граней или же цветовых пятен. Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели.
К середине XX века кризисные черты наполняют портрет до краев, превращая его в сплошной черный квадрат. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека, а интерес к абстрактному и нефигуративному искусству растет бешеными темпами нового века.
Малевич. Портрет М.В.Матюшина
Перемены привносят Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз, которые вновь фокусируют свои произведения на человеке. Теперь иконой века становится «Мерлин Монро» Уорхола. К слову сказать, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без больших пропорциональных искажений.
Уорхол. Мерлин Монро
Комментарии