За три года после протестов в Ираке ничего не изменилось.
На модерации
Отложенный
Через три года после массовой волны протестов в Ираке почти ничего не изменилось в структуре экономики и политической системе. Новое правительство, наконец, сформировалось, но оно сталкивается с многочисленными проблемами. В октябре 2022 года исполнилась третья годовщина народных протестов 2019 года в Ираке. 25 октября множество людей собралось на площади Тахрир в Багдаде, чтобы почтить память убитых во время тех протестов. Они поднимали лозунги в поддержку так называемого Движения Тишрин.
Общенациональные протесты 2019 года, вызванные давним народным недовольством многочисленными правительствами нового режима, продолжались несколько месяцев. Ещё до вспышки пандемии COVID-19 эти протесты заставили тогдашнее правительство Адиля Абдула Махди уйти в отставку, а правящие классы перейти к обороне и согласиться на реформы. Временный премьер-министр Мустафа Аль-Казими, пришедший к власти в мае 2020 года после нескольких месяцев неопределённости, пообещал выполнить некоторые главные требования протестующих, включая восстановление экономики и наказание убийц более 600 протестующих и сторонних наблюдателей, но за три года он не выполнил своих обещаний. Это должно привести к тому, что подавляющее большинство сторонников реформ в ближайшее время вновь выдвинет свои требования.
Экономические и политические причины протестов.
Протесты 2019 года стали одними из крупнейших в истории Ирака после вторжения США в 2003 году. Многолетнее недовольство неэффективностью новых правительств и чиновничьей коррупцией стало главной причиной общественного гнева. В своих лозунгах протестующие осуждали неспособность американского оккупационного режима справиться с такими национальными проблемами как бедность, безработица и развал инфраструктуры. В 2019 году официальный уровень бедности продолжал расти в стране с 40-миллионным населением. Ещё до пандемии 2020 года уровень бедности превысил 31%. А во время пандемии богатый нефтью Ирак столкнулся с невиданным уровнем бедности. И хотя после пандемии, правительство заявляет, что уровень бедности начал снижаться, огромное число иракцев продолжает жить в нищете.
Так как нефтяные доходы составляют основную часть федерального бюджета Ирака (около 96%), экономика остаётся уязвимой перед рыночными колебаниями. Иракская молодёжь, составляющая большинство населения, оказалась в центре протестов 2019 года. Уровень молодёжной безработицы на момент протестов превышал 40%. Большинство иракцев вынуждено выживать без элементарных удобств, типа электричества, санитарии и здравоохранения.
Протестующие говорили, что эти экономические проблемы вызваны неэффективной работой и коррупцией правительства. Они также обвиняли политическую систему, основанную на сектантских квотах, которая предоставляет административные должности неспособным и коррумпированным чиновникам.
Отсутствие структурных изменений.
Те протесты не ограничились Багдадом, распространившись по всем крупным городам страны, особенно на юге. Протестующие выдвинули требования о создании новых рабочих мест, улучшении управления и структурных изменениях, включая отмену сектантских квот и иностранных вмешательств во внутренние дела Ирака. Вместо немедленного решения раскрытых проблем и принятия структурных реформ, правящий класс назначил новые общенациональные выборы на октябрь 2021 года, на год раньше планового срока. Отдельные изменения в избирательном законодательстве преподносились как удовлетворение требований о реформировании политической структуры.
На фоне роста напряжённости в связи с убийством американцами в январе 2020 году в Ираке иранского генерала Касема Сулеймани, парламент принял резолюцию о требовании полного вывода всех иностранных войск из страны. Но других требований протестующих власти не удовлетворили. Войска США ограничили свои военные операции в стране, но, несмотря на парламентскую резолюцию, продолжают оккупировать Ирак. На общенациональных выборах в октябре 2021 года наблюдалась рекордно низкая явка: только 40% избирателей участвовали в голосовании, остальные присоединились к бойкоту. Из-за этого около года после выборов ни одна политическая коалиция не могла претендовать на большинство, чтобы сформировать новое правительство.
Только в конце октября 2022 года Мухаммад Шиа Ас-Судани получил должность премьер-министра. Он был назначен на эту должность Абдул-Латифом Рашидом, который стал президентом в начале октября. Ожидается, что назначение Ас-Судани новым премьер-министром положит конец политической неопределённости в стране. Однако, это вряд ли приведёт к прекращению политических потрясений, несмотря на его обещания улучшить экономику и покончить с коррупцией. Сохранение проблем гарантируется разногласиями по поводу характера нового правительства, а также продолжением политических репрессий, выразившихся в убийстве в этом году десятков человек, протестовавших против кандидатуры Ас-Судани.
Источник: Three Years Since 2019 Protests In Iraq, Most Demands Remain Unfulfilled, People's Dispatch, popularresistance.org, October 31, 2022.
Комментарии