МВД – на первое, на второе – СКП
Вслед за реформированием милиции начнется объединение следственных органов в одну структуру
Обсуждение законопроекта «О полиции» завершилось в среду в 12:00 по московскому времени. Комментарии граждан к статьям документа внимательно изучат в МВД, пообещал министр-страдалец Рашид Нургалиев. Какова дальнейшая судьба документа, и в каком виде он предстанет окончательно, сказать пока нельзя. Параллельно готовится альтернативный вариант закона. Его делают правозащитники из президентского совета по правам человека. Делают, кажется, с февраля: их то критикуют, то прокуроры от работы отвлекают. А экспертам и депутатам, которые принимают активное участие в построении полицейской системы в России, говорить особо уже нечего.
К примеру, в среду в Госдуме состоялось заседание (или «сходка», как ее окрестила некая думская нимфа) президиума «Ассоциации юристов России», посвященное проекту закона «О полиции». Среди нововведений, которые заявили «сливки юридического сообщества», в частности, увеличение возрастного ценза. По словам главы ассоциации и депутата Павла Крашенинникова, принимать на службу в правоохранительные органы нужно с 21 года. Он, кстати, против автоматического перехода милиционеров в новую полицию по рапорту, что верно. «Переход должен быть по экзамену», – сказал он.
Эксперты также предложили ввести в закон принцип справедливости. Что такое «справедливость», и где ее взять, никто не объяснил. Обещанный же Нургалиев так и не появился. Может быть, министру не захотелось вновь слушать одно и то же. А может быть, это была такая утка тамошних пиарщиков, чтобы набить зал достаточным количеством журналистов.
Законопроект «О полиции» как минимум до конца этого года будет законсервирован в недрах МВД. Это отличное время, чтобы перейти к реформированию другого правоохранительного органа.
Об этом сказал глава Счетной палаты и сопредседатель «Ассоциации юристов» Сергей Степашин. Говорил он кратко и быстро: «Настало время для создания единого Следственного комитета. 20 лет мы мусолим эту тему. Генпрокурор уже в курсе».
Разговоры о создании единого следственного органа давно будоражат умы реформаторов. Руки так и чешутся разобрать и заново собрать вотчины воюющих между собой Александра Бастрыкина и Юрия Чайки. И о том, что время пришло, тоже говорили уже не раз. Как рассказал на совещании сенатор Алексей Александров, даже ФСБ России когда-то была готова отдать в единый орган свое следственное подразделение. Но дело до этого не дошло: были слишком заняты милицией.
Однако президент Медведев уже говорил, что вернется к вопросу создания единого СК осенью этого года. И можно предположить, что «Ассоциация юристов» как организация, близкая к Медведеву, фактически и озвучила решение и волю президента. Вполне возможно, скоро вопрос сдвинется с мертвой точки и звездочки на темно-синих погонах закрутятся. А что именно может случиться, если в России появится единый следственный орган подробно описывал в своем блоге юрист Роман Терехин.
Интересно, когда эксперты и депутаты разделаются с СКП, какое ведомство будет следующим? ФСИН втихую реформируют сейчас. Приставы – вообще не правоохранительный орган. Неужто ФСБ? Это вряд ли. Остались суды, но в их преданности никто не сомневается. Примеров этому много. Возможно, все ограничится тем, что милицию преобразуют так, как того хочет президент, а следствие будет подстроено под новую правоохранительную систему. Но наблюдать за постоянными переменами интересно. Такое реформирование – обычно не революция, а эволюция, медленный процесс, который имеет все шансы стать бесконечным или сойти на нет.
Комментарии