Как решить проблему с бродячими собаками?
Роман Попов: Тема у нас такая: собачья жизнь, друзья, собачья жизнь. Говорим мы про бродячих собак, про стаи, и про то, как с ними вообще можно бороться.
Вячеслав Дегтярников: И нужно ли с ними бороться, это раз. И может быть, какие-то советы, если кто-то из наших радиослушателей знает, как вести себя в случае, если рядом с тобой находится собачья стая, может быть, кто-то даст какие-то рекомендации, может быть, кто-то является кинологом. Вот их бы особенно хотелось послушать.
Р.П.: Ну а я бы хотел ещё обратиться к родителям. Вот когда вы отправляете детей в школу, зная, что в округе собачья стая, вы, может быть, какие-то особые напутствия им даёте? А может быть, вы вообще их провожаете из-за этого? Я не знаю. Давайте выслушаем телефонный звонок. Здравствуйте, алло.
Слушатель: Алло, добрый день. Меня зовут Александр Сергеевич.
Р.П.: Александр Сергеевич, здравствуйте. Не узнал, богатым будете.
Слушатель: Ну очень интересно про собак. Я бы, конечно, отстреливал их сразу, особенно всех. Потому что мы знаем как они ходят. Но вы знаете, собаки это интересно. А то, что уже скоро сутки стоит целый микрорайон Зеленое хозяйство без электричества, почему-то никого не интересует.
Р.П.: Отлично! Александр Сергеевич, вот смотрите, я сейчас объясню немножко небольшие правила. Для подобного рода сообщений у нас есть телефон 261-80-09. Звоните, спрашивайте кого угодно из службы информации, сообщаете им, и они начинают разбираться в этой теме. У нас служба информации на месте, они на месте с 9-и часов утра. Так что они в этой теме начнут рулить. Александр Сергеевич, давайте обращайтесь в службу информации. Спасибо вам за звонок. Тему поднимем и разберёмся, безусловно, почему целый микрорайон у нас остаётся без электричества. Сейчас бы говорим про бродячих собак и принимаем ещё один звонок. Здравствуйте, алло.
Слушатель: Здравствуйте. Галина Григорьевна. На меня набросилась стая собак. Ближняя машина резко просигналила, и они убежали.
Р.П.: То есть вот так вот вас спас…
Слушатель: Да, какой-то мужчина, которому я благодарна. Спасибо, до свидания.
Р.П.: А в принципе, Галина Григорьевна, вот не кладите трубочку, в принципе, что будете делать в ближайшее время, когда, я так понимаю, что стая-то из-за этого не испарилась, вам ведь по этим улицам ходить?
Слушатель: Обходить стороной.
Р.П.: Обходить стороной.
Слушатель: Конечно, что я ещё могу сделать?
Р.П.: Понятно, спасибо вам.
В.Д.: Так вот продолжаем мы эту тему. На самом деле, существует вот как бы искусственная, на мой взгляд, проблема вот этих самых собак. Александр Сергеевич сказал, их надо отстреливать, но дело в том, что пока существует прикормка для собак, то есть пока существует тот самый мусор, отходы жизнедеятельности человека, соответственно, которые не убираются у нас массово по всему городу, соответственно, будет и место для питания собак. Если мы сейчас отстреляем тех собак, которые жили в городе всегда, и которые, в общем, каким-то образом привыкли к общению с человеком, и они воспринимают человека… хотя они не воспринимают его как человека, я думаю, скорее всего, воспринимают его тоже как собаку, но только которая странная собака, и ходит на двух лапах. Но тем не менее, правила они знаю, что это опасна собака, что эта собака может палку взять ещё что-то…
Р.П.: Да, да, да. Они знают правила. Слав, видишь, в чем дело, они знают правила, когда идёт 80-ти килограммовый мужик, а когда идёт, я не знаю, там 7-и летний ребёнок они знают эти правила?
В.Д.: Нет, конечно. Но хотя городские, я думаю, что тоже знают. То есть если мы отстреляем всех городских собак, придут собаки из леса. Они в округе живут, никуда от этого не деться. И они более агрессивны, нежели наши городские псы, которые здесь вот всегда жили по соседству с человеком. Агрессивны почему? Во-первых, они пребывают в новый ареол обитания. Они должны его осваивать. Соответственно, для них вот это странное двуногое существо, которое ходит рядом, оно является тоже как бы потребителем вот этого всего, того, чем они питаются. А если представить, что у нас в этих самых мусорных баках еще и бомжи обитают, то где-то в какой-то мере они с ними тоже соприкасаются. И соответственно, для них вот это двуногое существо, и другое двуногое существо абсолютно одинаковы. То есть вот это вот большая, на самом деле, проблема.
Р.П.: Убрать мусорные баки ты предлагаешь?
В.Д.: Это единственный выход вообще из этой ситуации. То есть лишить их пищи, потому что смотри, что происходит. Я не знаю, существует, скажем, зерновой склад. В этом зерновом складе обязательно будут мыши, хоть ты тресни. Мыши, крысы и так далее. Как ты только оттуда зерно уберешь, никаких крыс и мышей там, естественно, не будет, потому что они что, дураки там жить просто так? Их же сам склад как здание не интересует.
Р.П.: Давай я зачитаю сообщение по ICQ. Ну, может быть, примем телефонный звонок. Здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте. У меня есть предложение по поводу того, что делать с собаками и не только. Я считаю, что надо в первую очередь главу Перми посадить, видимо, другого, тот, который будет заниматься проблемами города.
Р.П.: Понятно. Спасибо. Предложение принято. Гениальная, на самом деле, штука. Давай с тобой посадим другого главу города. Нам же предложили… Давай, вот смотри, сейчас Роман Попов, Вячеслав дегтярников и Женя Велесюк за звукорежиссерским пультом который, сейчас мы соберемся и решим: давайте другого главу города посадим. Давайте, давайте. «Я тоже боюсь собак, - пишут нам по ICQ. – Но больше домашних избалованных бойцовых породистых без поводков. А фраза хозяина раздражает. Бежит на тебя лось, а он тебе: «Не бойся, он добрый, не укусит». У меня в детстве немецкая овчарка была. Умный воспитанный пес. Но когда ел – лучше не подходи. На улице мог без гав-гав прыгнуть и повалить – играл. И еще много раз замечал: дворовые собаки по-особому к детям относятся – беззащитность чувствуют. Идут взрослые – они мирные, а на детей даже при маме пытаются налететь». Дальше: «Утром вышел прогреть машину – стоит недалеко от мусорных баков. Мужчина подходил с пакетом мусора. Стая просто накинулась. Друг работает в администрации. Позвонил ему, сказал и ситуации, на что получил ответ: «Питомники переполнены, ничего сделать не можем. А если кого-нибудь загрызут?» «Купила пистолет, теперь собак не боюсь». Все это, в принципе, понятно. Но вот эта фраза «питомники переполнены, ничего сделать не можем» будет актуально ровно до тех пор, пока где-нибудь на федеральном уровне наши московские коллеги не сообщат однажды в новостях: в Перми стая загрызла ребенка. Вот когда они это сделают, не дай боже они это сделают, не дай боже это произойдет, вот тогда мы быстро перестанем говорить «питомники переполнены», мы быстро найдем способ, как избавиться от этих бродячих стай, честное слово.
В.Д.: Так вот я тебе еще раз говорю: проблема, на самом деле, очень серьезная. И вот быстро избавиться от бродячих стай не возможно никаким способом. По крайней мере, из тех, которые сейчас предлагаются: ни ликвидировав вожака стаи (мы тем самым создаем стаю неуправляемую, еще более агрессивную), ни проводя, как сейчас предлагают зоозащитники…
Р.П.: Массовую стерилизацию.
В.Д.: Массовую стерилизацию. Это тоже не решит проблему, потому что если они не будут размножаться, то соответственно, опять-таки, эти вымрут – придут более сильные на эту территорию. Ни занимаясь отстрелом животных. Без разницы, там как это было в советские годы, когда вылавливали всех подряд, не разбираясь, в ошейнике собака – не в ошейнике.
И очень согласен, кстати, с нашим радиослушателем, который пишет, что больше он боится как раз домашних псов, бойцовских собак. Реально они, конечно, гораздо более опасны, нежели вот эти стаи. То есть реальный выход только один – это убирать мусор.
Р.П.: Слав, собрать мусор – я согласен. А вот с тем, что домашние собаки опаснее, чем дворовые, это вообще, это холивар сейчас начнется: нам будут звонить собачники и говорить: «Да как, да мой, да воспитанный». Давайте так… Дрессированная собака, хорошо дрессированная бойцовская собака – это одно и то же, что пистолет в умелых руках: захочешь – выстрелит, не захочешь – не выстрелит. Пистолет в неумелых руках и плохо дрессированная бойцовая собака, плохо воспитанная – это то же самое, что пистолет в неумелых руках. Одинаково.
В.Д.: Здесь я, конечно, с тобой согласен, потому что дело в том, что люди, когда заводят псов, они не всегда понимают, что для пса он тоже является обычным псом. И вот когда там тоже пишет наш радиослушатель: «у меня была воспитанная собака, но когда есть, лучше к ней не подходить» - это тоже вопрос, знаешь…
Р.П.: Когда я ем, лучше ко мне тоже не подходить, Слава.
В.Д.: Есть телефонный звонок. Здравствуйте.
Слушатель: Добрый день. Меня зовут Андрей Владимирович. Я хотел бы поддержать высказывание Вячеслава и немножко его развить по поводу первоисточника кормления собак. Дело в том, что у нас в городе очень сильно в последнее время развивается торговля. Открываются гипермаркеты, и в том числе мясоперерабатывающие цеха. Это есть и в «Вивате», и в «Семье», и в других, их очень много. И все они выбрасывают остатки вот этих своих производств мясные, кости и так далее, выбрасывают все в контейнеры, ну то есть на свалку. Вот этот биологический мусор и есть источник питания вот этих всех бродячих животных.
Р.П.: Один из…
Слушатель: А по закону его нужно сжигать.
В.Д.: Тут я с вами абсолютно согласен.
Р.П.: Я только добавлю, Слава: один из источников питания.
Слушатель: Ну да, конечно, один из источников, но он является основным. Потому что тот бытовой мусор, который вываливается вкупе со всем, ну, там, согласитесь, что там очень мало объедков, так скажем. То есть основные питательные все вещи – это все мясокомбинаты, мясоперерабатывающие цеха, птицефабрики. У них у всех имеется вот этот глобальный абсолютно мусор, который они просто вывозят на свалку либо сваливают, где попало. Потому что у них нет контроля никакого за этими предприятиями. Ведь никто не может сказать, куда сваливают мусор мясокомбинаты.
Р.П.: Но согласитесь, ведь собачьи стаи есть и не только в тех местах, где в округе есть вот эти мясоперерабатывающие цеха. Собачьи стаи есть по всему городу. Поэтому я и говорю «один из источников питания»
В.Д.: Нет, Роман, ты не понимаешь, смотри, самые сильные особи они отвоевывают те места, где есть кости, то, что вываливается. И реально очень правильный вопрос наш радиослушатель сейчас поднимает, потому что сам наблюдал, ты удивишься, наблюдал ситуацию на улице Сибирской, буквально на пересечении Сибирской и Кирова, где двор, я не помню, какая там кафешка, ну, какие-то там пельмешки, он был просто завален костями. А это означает, что придут животные и будут это все потреблять. И реально так и случилось. То есть я проходил уже через два дня, я уверен, что это никто не убирал из тех, кто вывалил (там двор был закидан, не просто контейнерная площадка)…
Р.П.: Все было съедено?
В.Д.: Да.
Слушатель: И дело в том, что по поведению собак – они эти места защищают. Вот почему они, мне кажется так, набрасываются.
В.Д.: Кончено. Для них это место питания. Соответственно, это место, которое они обязаны защищать от конкурентов.
Слушатель: (неразборчиво) своих детей, в конце концов, которых они там производят неподалеку, наверное.
Р.П.: И давайте сейчас к вам вот такой вопрос. Ну мы же с вами, согласитесь, вот конкретно я, вы, Слава, мы же не можем сейчас подойти и убрать эту контейнерную площадку или заставить одного отдельно взятого продавца или кого угодно…
Слушатель: Нет, это вопрос абсолютно не к продавцам, это вопрос к законодателям.
Р.П.: Да, безусловно.
Слушатель: То есть если мы свое общественное мнение сформируем, и скажем: «Ребята, вы там не зря сидите наверху, вас не зря избирали. Сделайте, пожалуйста, именно строжайшие условия для ведения бизнеса того же мясоперерабатывающего цеха или мясокомбината. Сделайте им условия, чтобы у них был договор с лицензирующей фирмой, которая уничтожает этот биологический мусор». У нас такие фирмы, я надеюсь, должны быть в миллионном городе.
Р.П.: Я думаю, что они есть.
В.Д.: Я думаю, что если заставят делать договор, и чтобы он был обязательным, и если заставят предъявлять это все, чтобы вот такие организации работали, я думаю, что и бизнес будет рентабельным.
Р.П.: Еще раз. Пока вот мы формируем нашу общественную позицию, пока мы это делаем, мы же ходим по этим улицам, и стаи никуда от этого пока не деваются.
Слушатель: Ну, на данный момент уже, извините, зоозащитники, на данный момент сейчас приходится действовать именно такими репрессивными мерами, как отстрел, ловля и так далее. Ну опять же. Отстрел собак. Их отстрелили – эти трупы опять куда деваются?
То есть их опять на свалку выбрасывают, или что?
Р.П.: Подозреваю, что да.
Слушатель: Н опять же есть специальные, мне кажется, фирмы. То есть я думаю, что здесь очень просто. Приходит бизнес в комитет по имуществу, говорит: «Мне нужно в аренду помещение». Правильно? Или в конкурсе участвовать… Ему говорят: «Пожалуйста, вам вот список документов, которые вы должны собрать». Так вот в этом списке должны быть эти документы, договор с лицензирующей фирмой, конкретно, где он в свой бизнес-план закладывает статью расходов по уничтожению своих отходов.
Р.П.: Понятно. Спасибо вам большое. Очень разумно, как мне кажется.
В.Д.: Не то что разумно – вообще, это единственный выход из всей этой собачей проблемы. Можно по-другому рассуждать сколько угодно. Можно говорить о стерилизации, о создании приютов для собак. Во-первых, всех собак в приюты не поместишь. И потом там их содержать – надо тоже на это какие-то деньги, это смешно, когда у нас люди на улицах тратят деньги на содержание животных. Это единственный способ. Во-первых, навести порядок с вывозом мусора в городе. То есть чтобы вот если у нас контейнерные бачки не убираются в течение двух дней, за это были серьезные и значительные штрафы. Это раз. И второй правильный абсолютно момент, касающийся утилизации этих самых отходов, которые непосредственно связаны с питанием животных. Если это все будет дальше вываливаться массово, ребята, не то что ходить, извиняюсь, летать будет скоро страшно.
Р.П.: Давайте последний звонок в эту тему. Алло.
Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Я что хотел добавить по теме разговора. Дело в том, что у собак в городе нет естественных ограничителей роста популяции. Так вот нужно создать этот естественный ограничитель.
В.Д.: Это вы что имеете в виду?
Слушатель: Вылавливать…
В.Д.: Так я ведь вам только что объяснял, и еще раз могу с вами поспорить. Смотрите, существует стая собак. Естественный ограничитель популяции собак в городе – это количество питания. Вот. Больше никаких естественных ограничителей здесь нет.
Р.П.: Слава, эту умную мысль хотел сказать я. Вот и все.
http://www.echoperm.ru/radioarticle.php?class=efir&id=10143&part_id=3
Комментарии