Записки русского путешественника или всем миром на поиски народно-корпоративной культуры

В сыртах не встретишь Геликона,

на льдине лавр не зацветет,

у чукчей нет Анакреонта,

к зырянам Тютчев не придет.

А. Фет

 

Знакомый тот мой, не мне чета, головастый мужик был. (Был, говорю, не потому что умер, – жив пока - а потому что уже больше года почти не виделись.) Все разными коммерческими директорами работал, а потом, как выучился в MBA, вообще консультантом по бизнесу заделался (на вольные хлеба так сказать перешел), в журналах столичных по экономике и финансам печатался, ну, в общем, и все такое. Одним из способов на себя людей выводить был у него такой – дает он в местной печати, а последнее время и в рунете объявление о себе (такой, мол, растакой, хороший-пригожий много чего может, ищет работу). Иных директоров,  предпринимателей, кадровиков интересовать начинает, а что это действительно за «гигант мысли» или же: а чего это такой «гигант» без работы ходит?  Звонят они ему сердечные, прощупать на вшивость, а тут он им и заворачивает о своих услугах, да причем не сразу иным, а сначала дает поиграться с мыслью, что они такого суперспеца в штат по дешевке получить могут, потом называет им свою желаемую зарплату, когда те  в ужасе и недоумении речь теряют ( а иные наоборот словесным поносом разражаются) он им вежливо так и говорит.  Вы, мол, господа ласковые не волнуйтесь, эту работу совсем не обязательно производить за такую оплату постоянно. Давайте, мол, я вам (работал, когда один, когда «с бригадой») ситуацию месяца всего максимум за 3 налажу, ну, в общем, и все такое.  Иногда срабатывало. Короче своя технология была у человека.

И вот однажды получил он на мобильник. Звонит, не кто ни будь, а начальник кадровой службы одной не самой маленькой столичной фирмы. Так и так говорит, объявление Ваше видели в вашей местной газете, есть интерес на счет работы для Вас у нас в фирме поговорить. Ну, договорились, что тот кадровик по емылу вышлет ему анкету, а мужик тот заполнит и отошлет. Сказано – сделало, заполнил он анкету ( подивившись ей правда местами) и отослал. А у него, в тот момент, дела немного не клеились как раз кинули дважды, а перед этим болел долго, в общем подистощился человек. Потому и подумал, чем черт не шутит, Москва все-таки.  Раз сами позвонили, может, чего путного предложат. И действительно, вызывают его через несколько дней на собеседование к начальству той фирмы в Москву, значит. А пред этим, предложение он получил от начальника кадров по электронке вроде как перспективное, сообщили ему, что рассматривают его на должность начальника отдела маркетинга (честно говоря, сам он думал, что ему для начала главным редактором было бы поспокойнее, требовался там и такой, а дело это он знал), что даже приятно удивило его, так как на сайте компании такой вакансии он не видел.

Ну и приехал он в эту фирму, привез работы свои. Отзывы на них, статьи журнальные, чтобы показать, что может и что делал. Беседовал он там с хозяином фирмы.  Респектабельный такой дядя, спокойный (он его про себя «олигархом» окрестил), с бородкой немного шкиперской.  Все интересовался (по анкете) что у него было в жизни, да как, чего может, а как вот об этом думает ( он знакомому моему каким то одиноким и мало понимаемым своим окружением  показался).  В целом собеседование вроде как хорошо прошло, сказали ему, что надо ему еще подъехать, поработать в фирме дня три, посмотрят там на него и окончательно определятся.  Знакомый мой потом узнал в кадрах, что это процедура обычная.  Ну, значит, подумал, традиция у них такая. Ну, он через несколько дней опять подъехал.

Опять устроили ему собеседование. Причем, устраивавший собеседование, начальник ОК с трудом нашел с кем же беседовать то предстоит ( всем вдруг некогда оказалось).  Вызвалась, наконец, коммерческий директор той фирмы.  Вертлявая такая худая тетка с «хрумкающей» какой то фамилией, глазами слегка на выкате, в костюме непонятно-мышиного цвета и с какой-то жуткой «египетской» цепью, с каменьями крупными разноцветными, что болталась все время на ее, слегка впалой, груди. Вскоре после начала бесед и «олигарх» подошел, однако в беседу почти не вступал, слушал.  А коммерческий директор все допытывалась у знакомого моего, с чего он начнет, если станет начальником по маркетингу в фирме ( ну прямо сочинение на тему, «…что я буду делать, когда стану волшебником»), а под конец спросила как прореагирует, если его с испытательным сроком возьмут.  Ну он отвечал чего то вроде как внятное ( он говорил когда рассказывал, да я сейчас запамятовал), а она все глаза таращила да щурилась неодобрительно, а под конец сказала, что он на ее последний вопрос так толком и не ответил, но она вопросов больше не имеет.  Попросили его подождать их решения, а через три часа та коммерческий директор ему и сообщила, что поскольку с таким громадьем продукции (всего 300 наименований) маркетингом он управлять сразу не может, то первые два месяца побудет ее помощником (на 6000 [1] рублей в мес.) а далее, если все нормально, назначат на маркетинг. (Правда была в этой перспективе и значительная неопределенность.)  Задумался тут мой знакомый. Конечно  у него,  несмотря на трудные времена,  среднемесячно и дома то около 9 тыс. в месяц выходило.  Однако, по некоторым параметрам, корпоративный стиль этой фирмы и ее технологии его, на первый взгляд, заинтересовали, да и опыта стилистического в Москве-то подумал поднабраться.  В общем, дал он согласие на это дело коммерческому директору. А та сходу ему заявила, что работать ему эти три дня (на которые он уже настраивался) нет смысла, может обратно ехать (договорились они, что приедет он 9-го или 16-го числа того месяца, в который они беседовали, как дела сможет у себя закончить) и прочла «курс молодого бойца» на тему как она прегружена работой в фирме и сколько там  к ее огромному прискорбию «балласта», особенно из числа многочисленных родственников «олигарха», которых перечислила моему знакомому поименно с краткими, но сочными характеристиками, и работников, которым «большие проценты» выплачиваются. Дала рекламных и информационных материалов разных (просмотреть на досуге), перечень персонала фирмы ( со своими пометками), с тем и расстались.

Ну, наш бизнес-консультант тут решил не тянуть, передвинул свой график дома, одно дело досрочно закончил, другое законсервировал у себя в фирме, третье, что помимо фирмы шло, «бригаде» передал и выехал в Москву уже утром 9-го, предварительно пообшив  о том начальнику ОК.  Уже на подъезде ко граду стольному позвонил коммерческой директрисе той на мобильник, сообщить, что едет (думал обрадовать).  Но, неожиданно в ответ та, не жалеющим децибел и частот, голосом стала его упрекать, что не согласовал свой приезд с ней, не посчитался с ее графиком и т.п.  Он ей объяснять, что приезд согласован был либо на 9-е, либо на 16-е число как раз с ней, заранее, и что сообщил он предварительно в ОК, да вообще хотел как лучше, а та сравнила его с Черномырдиным («…а получилось как всегда»), но добавила, что раз уж едет, то пусть приезжает.  Настроение от такой беседы у человека, конечно, не поднялось, ну да ладно думает, «собака лает, автобус едет».  Приехал, расположился в гостинице местной, пришел в ту фирму, поднялся к нач. ОК, а тот на него как то настороженно смотрит (аж нос втягивает), говорит, что коммерческого директора, мол, нет и распоряжений на счет того, как и кем оформлять, у него тоже нет. Стал мой знакомый ждать коммерческого. А дело было уже после обеда.  Ждал час, потом сказали, что приехала, но занята, устал ждать пошел, поспал с дороги часок, пришел под конец рабочего дня уже прямо к ее кабинету, но и тут она дала понять, что занята и все откладывается до завтра, обещав при этом быть к 9.00.

Назавтра опять ее с утра нет, и он ждал, с позволения ее секретарши, все утро в ее кабинете. Приехала к обеду ( с утра, говорит, была у врача с проблемами своими какими-то), нашла ее секретарша в фирме,  в кабинете исполнительного директора (та, напротив, пышная весьма была тетенька, на вид добродушная, мой знакомый, когда рассказывал, говорил, что наверное можно было бы вместо священной  колонны в знаменитом  индусском храме поставить. У них там, кто ту колонну обнять сможет, счастлив будет до конца своих дней), связался с ней мой знакомый, сказал, что ждет ее,  и коротает время, читая на столе в ее кабинете,  ксерокопии статей журнальных на предмет мотивации персонала и все такое. Та говорит ему, вполне миролюбиво,[2] чтобы он все же сперва читал те материалы, которые она ему дала и вообще пусть подходит в торговый зал и наблюдает процесс коммерции.  Спустился он, ходил-ходил по торговому залу, не зная толком куда приткнуться.. Впрочем наблюдения за процессом коммерции действительно делал, а essence (ох слова то у него какие, не выговоришь) заносил себе в блокнот.  И, надо сказать, от того наблюдения, мнение моего человека от этого корпоративного стиля снижалось со стремительностью домкрата.  Клиентов мало, но молодые сейлсеры постоянно снуют туда-сюда без особой надобности (видимо имитируют рвение) в большом торговом (мелкооптовом) зале тетеньки покупают у стойки кефир и какую то выпечку ( все дружно выставив несомненно привлекательные попы в сторону клиентов) когда же стали  продавать по дешевке яйца, вообще всем стадом налетели как голодные газели (правда и клиентов то особо не наблюдалось).  Зато, как клиент случайно появится, особого автоматизма в продажах тоже не наблюдается, показывают, конечно, любезно, а как до оформления дойдет, бегают по несколько раз друг к другу советоваться. Обнаружил он там специальные талоны для жалоб-предложений от покупателей, но ящика для них нигде не увидел. После обеда вообще привалили какие то торговки с псевдоитальянскими дубленками за три дорога, все девицы в кучу, уж какая тут коммерция.  Однако время то все идет ( знакомый мой даже не обедал) а решения никакого нет. Дважды проходил нач. ОК, спрашивал, есть ли какое по нему решение, менеджерши в зале уже во всю начали глазеть и улыбаться.  А коммерческая, все сидит у исполнительной (той, что как колонна) в кабинете и носу не показывает.  Не выдержал тут наш консультант, подошел и говорит им вполне вежливо, но твердо: мол, может ему действительно назад ехать, может, в самом деле, рано приехал. Так он и подождать может, когда они там определятся с местом (или отсутствием такового доля него) – не голодает, слава богу.  Тут смутилась слегка коммерческая директриса та и начала объяснять, что вот, мол, нет в штатном расписании места помощника для нее, надо думать, куда и что, а другая то, «толстая», намекает тут же, что можно какое то время еще ему «так» поработать, чтобы понять, чего он хочет.  Тот ей, что это («так» в смысле) он, мол, уже проходил и что он на пионера уже не похож (самому то ему сороковник уже исполнился).  Та ему что то о том, что и она не на все похожа, что вот, мол, могла бы назваться президентом, да никто не поверит. В общем, в огороде бузина…  Тут заявила ему худой коммерческий директор, чтоб он не волновался, хозяин же ему ведь сказал, что берут его, хоть и с испытательно-стажировочным сроком, но на оклад в 10000р.[3] в мес. (для него новость была) и помощником назначают у нее потому, что иначе (если сразу назначать) люди из отдела менеджеров саботировать (?!) его работу станут. Сказала и отослала его на инструктаж к начальнику другого какого то отдела на предмет как фирма рекламой занимается ( у нее по прежнему ни на что времени не было, «к совету директоров готовилась»). Между прочим, прежде чем отослать, спросила эдак с подковырочкой, что ни будь хоть может отметить он в работе коммерческого отдела, наблюдал ведь почти полдня?  Ну он им и выложил некоторые свои наблюдения.[4] Поджав губки, слушали молча, (коммерческая усиленно все таращилась), а по поводу ящика для «жалобных талонов» сказали, что это действительно начальнику мелкооптового отдела надо вопрос задать (вот, мол, Вы и задайте).  Сидит мой знакомый уже у начальника того отдела (организационно-методологическим кажется назывался), куда для инструктажа направили, беседует.  Вдруг звонит ему коммерческий директор и страшным голосом спрашивает, не брал ли он у нее со стола листки со статьей (не вдруг, но мой знакомый понимает, что речь идет о ксерокопии той довольно мутной журнальной статейки о мотивации персонала, которую он, чтобы не сидеть совсем праздно, читал в кабинете к нее утром и, не дочитав, прихватил машинально с собой, чтобы хоть чем-то опять же занимать себя в ожидании кадровых решений). Он говорит, что да и по ее надрывному зову отдает  эти бумажки у нее в кабинете, где она, кося глазами в разные стороны,  стоя прямая как осина и воздев руки, как та жуткая медведка свои лапы, в своей странной пятнистой юбке ультимативно заявляет ему, что он, взяв без ее разрешения бумаги со стола, совершил страшное, и она с ним работать не желает и о том, чтобы его не оформляли, тут же скажет начальнику ОК.  Объяснения, которые, задерживая внутренний хохот, начал было двигать, для приличия, мой герой, соответственно не принимаются.

Ну вот и все, слава Богу, думал он выходя от нее по коридору. Вообще то думал он о многом и  разном.  И о том, что насильно мил не будешь и о корпоративной культуре и, почему то, с грустью, об «олигархе», чем то ему даже на первый взгляд понравившемся, и которого «псари» даже радостей самостоятельной  кадровой политики лишают.

Ну а дальше, объяснил ситуация нач. ОМО, с которой беседовал (та посочувствовала) и, на удивление тепло простившись с персоналом гостинице, начальником ОК и еще некоторыми,  с кем успел познакомиться в этой фирме, поехал мой знакомый домой все на том же автобусе, не отказав себе в удовольствии попрощаться со своей так и не состоявшейся начальницей (позвонил на мобильник сердешной, пожелал ей на последок почаще доктора посещать по утрам).

Собственно, а причем тут корпоративная культура, спросите Вы? Да при том, что, уходя уже в последний раз, от коммерческого директора той фирмы по коридору, в числе прочих мыслей, подумалось тогда моему знакомому «.. как жаль, однако, что не взял с собой на встречу баллончика (размером с огнетушитель) с «ФАС-гелем». Ведь так хорошо действует»!

[1] Запомним (прим. рассказчика)

[2] Здесь тоже запомним, так как дальше это будет иметь значение (прим. рассказчика)

[3] Сравним с тем, что говорилось выше

[4] Ох, зря это он. Я, неученый человек ( а он ведь еще и по психологии повышенные курсы какие то проходил), и то такие вещи знаю.  Да, видать, в запале уже был.