Русскiе люди о евреяхъ

На модерации Отложенный

Русскiе люди о евреяхъ

   Постановлением Комитета министров Российской империи тираж этой книги (346 страниц!) был уничтожен; на сегодняшний день сохранились единичные экземпляры в частных коллекциях (видимо, поэтому текст не попал в проект «Google Книги»).  Если вам попадётся на глаза эта книга, непременно отксерографируйте (ибо цена антикварного издания ~$5000).

     "Истинно просвещенные русские люди стояли всегда на надлежащей высоте воззрений по отношению к евреям. На этой высоте одинаково стояли знаменитые пастыри русской церкви, русские государственные люди, ученые и писатели.
     В целях обстоятельственного доказательства последнего, издатель собрал многие мнения относительно евреев, высказанные русскими государственными людьми и административными лицами, духовными особами, учеными, писателями и наиболее значительными органами русской публицистики.
     Эти мнения, рассеянные в официальных изданиях, отдельных сочинениях и во временной печати приведены здесь в дословных выписках, и при каждой выписке обозначено печатное издание, из которого оно заимствовано".


     В XIX веке авторы антологии предпочли остаться анонимными, но сегодня я назову их имена: книгу составил Григорий Самойлович Вольтке при участии С. И. Рапопорта; под редакцией Николая Игнатьевича (Ноаха Исааковича) Бакста. Благоприятные мнения о евреях были собраны не зря: спустя 25 лет была выпущена серия открыток "Русскiе люди о евреяхъ" - их то мы сейчас и посмотрим.


Типолитография Алексея Маврикиевича Вольфа



Князь Павел Дмитриевич Долгоруков (1866-1927)  — русский политический деятель,
один из лидеров Конституционно-демократической партии, член II Государственной думы
(в электронной выставке каталога открыток эта цитата ошибочно приписана его брату-близнецу
князю Петру Дмитриевичу Долгорукову)



Леонид Николаевич Андреев (1871-1919)  — прозаик, драматург, публицист,
один из самых популярных беллетристов своего времени


Цитаты Долгорукова и Андреева взяты из этого сборника


Алексей Алексеевич Боровой (1875-1935) — философ, юрист, публицист, теоретик анархизма


Н.А. Шахов — предприниматель, общественный деятель, филантроп

__________________________________________________________

"Журнал "Евреи и Россия" в специальной рубрике "Евреи - герои войны" печатал информацию о евреях, награжденных и представленных к наградам, а также раненных на поле боя".



Александр Мазур — солдат русской армии, погибший на фронте Первой мировой войны


Айзик Гутман — кавалерист уланского полка, участник Первой мировой войны

"Иллюстрированный двухнедельный журнал "Евреи на войне" постоянно публиковал сведения о воинских подвигах евреев, печатал фотографии отличившихся".


Самуил Аронович Гликман — военный врач, погибший во время Первой мировой войны


Эммануил Маргулис — военный летчик, участвовал в Первой Балканской войне (1912-13) и Первой мировой
____________________



_________________

     UPD (11/11/2013): censura_severa опубликовал отрывок из книги Добровольского "Запрещенная книга в России 1825-1904: Архивно-библиографические разыскания":
Akbz_O
 1 июня 1891 г. книга была представлена в С.-Петербургский цензурный комитет. Цензор В. М. Ведров указал, что "настоящее сочинение имеет целью... устами русских государственных и литературных деятелей высказать всё возможное в пользу уравнения евреев с русской народностью и предоставления им всех прав..." По мнению цензора, "евреи ничего не выиграют от издания спорных вопросов с целью улучшения их положения, но страсти разгорятся и последствия могут быть гибельны". Цензор считал невозможным появление этой книги "по тем изъяснениям, которые были делаемы высшими правительственными органами и по раздражению сословному, которое сказывается повсюду".

 Министр внутренних дел И. Н. Дурново в представлении Комитету министров 12 августа 1891 г. писал, "что в рассматриваемой книге заключается осуждение всего действующего у нас законодательства о евреях, что в ней, посредством одностороннего подбора различных отзывов по еврейскому вопросу, общественное мнение искусственно и усиленно предрасполагается в пользу такого расширения прав евреев, которое противно видам правительства и общему благу государства, что, наконец, в этой книге содержится дерзкий отзыв об одном из важнейших предметов христианского верования..."

     Постановлением Комитета министров 8 октября 1891 г. книга запрещена. Уничтожена 5 ноября 1891 г. в количестве 860 экземпляров.