В Совфеде считают проблему с нефтяной зависимостью раздутой

На модерации Отложенный

Многочисленные интернет - СМИ, политики, экономисты, общественные деятели сегодня активно обсуждают тему сырьевого характера экономики страны и в частности, ее зависимости от доли экспорта нефти. По мнению большинства, снижение цен на сырую нефть и газ приведет к полному кризису и краху экономики нашей страны. Таким образом, налицо вырисовывается проблема сильнейшей зависимости России от нефтяного рынка, которую блогосфера назвала «нефтяной иглой». Неоднократно некоторые политики и экономисты пытаются пролить свет на тиражирующуюся в интернете информацию по этой теме.

Накануне по этому вопросу на заседании Правительства высказался премьер-министр России Дмитрий Медведев, который подтвердил тот факт, что сегодня доля доходов от экспорта нефти и газа упала. «Доходная часть федерального бюджета уже примерно на две трети, почти на 66 процентов обеспечивается за счет отраслей, которые не связаны с добычей нефти и газа», - подчеркнул глава кабмина. Кроме того, министр финансов России Антон Силуанов, отметил, что вопреки сложившемуся мнению, курс рубля также не зависит от цены на нефть.

Поэтому только правильное понимание всех тонкостей этого вопроса и знание действительных мотивов и поступков показывает, что на самом деле ситуация не столь очевидна, как кажется на первый взгляд. Член СФ от Липецкой области Максим Кавджарадзе в своем рассуждении также подчеркнул, что «спекулятивное поведение многих экономистов, возможно, является тем фактором, оказывающим давление на общественное сознание: глобальность и глубина этой темы, способствует рождению многочисленных «неточностей», что только на руку недобросовестным «аналитикам». Если разобраться, то можно увидеть, что схема «манипуляций» проста: недоговорить, изменить методики подсчета, огласить нужный им результат и получить необходимую для себя выгоду, оставляя при этом реальные цифры «за кадром».

Такие выгодные некоторым «аналитикам» итоги в большинстве своем широко известны и при этом не требуют углубления в макроэкономические сложности. Первое, что стоит отметить, они достигаются за счет повышения ценовой политики. Она, в свою очередь, ведет к увеличению объемов добычи и экспорта, и как следствие к росту нефтяных доходов. Еще один метод, приводящий к искажению данных, это фиксация нефтегазовых доходов только в федеральном бюджете. Тем самым, доля этих поступлений достигает 50%. А если учитывать поступления в консолидированный бюджет, как того требует методологический анализ, то цифра снизится до 30%, что уже существенно меняет ситуацию. Также, намеренная подмена понятий, незаметная для большинства, приводит к искажению данных. В частности, делая выводы зависимости России от сырой нефти, говорят и о нефтепродуктах, которые, как известно, не имеют никакого отношения к сырью, а являются продуктом с очень высокой добавленной стоимостью, полученной в ходе технологически сложных и передовых методов переработки топливного сырья - подчеркнул сенатор.

Подтверждением этому – улучшение ситуации в нефтегазовой отрасли, Россия сделала большой шаг вперед в сторону экспорта переработанной нефти, доля которого непрерывно растет, а не сырья, доля которого имеет тенденцию к снижению. Так, за 14 лет с 2000 года, объемы поставок экспорта сырой нефти вырос в 1,5 раза, а нефтепродуктов в 2,6 раза. Поэтому, вопрос о «нефтяной игле» отпадает сам собой, если подробнее разобраться в этой теме.

Основной задачей парламентарий указывает на важность сохранить баланс между получением быстрых, доступных, так нужных сегодня стране доходов от сырья и стратегической ориентацией на производство высокотехнологичных продуктов с большой добавленной стоимостью.