Химически чистый цинизм
Самой убедительной формой лжи являются памятники — именно в них концентрируется вранье о персоне или явлении.
Умилителен монумент, изображающий «собаку Павлова». Но он мог быть еще трогательнее, если бы рядом с собачкой разместился и бронзовый ребенок. Дело в том, что школа Ивана Петровича Павлова проводила вивисекторские опыты не только над собачками, но и над людьми. В качестве лабораторного материала использовались беспризорники в возрасте 6–15 лет. Это были жесткие эксперименты, но именно они позволили разобраться в природе мышления человека. Данные опыты ставились в детской клинике 1-го ЛМИ, в Филатовской больнице, в больнице им. Раухфуса, в отделе экспериментальной педиатрии ИЭМа, а также в нескольких детских домах.
Фамилии беспризорников и детдомовцев, ставших лабораторным материалом, вероятно, не являются существенной информацией. В двух трудах Н. И. Красногорского «Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей» (Л., 1939) и «Высшая нервная деятельность ребенка» (Л., 1958) они означены как « Л. М.», «К. М.», «К. Е.», «Ф. Е.» или как Клава О., Муся В., Юра К., et cetera.
Профессор Майоров, бывший официальным летописцем павловской школы, меланхолично отметил: «Некоторые из наших сотрудников расширили круг экспериментальных объектов и занялись изучением условных рефлексов у других видов животных; у рыб, асцидий, птиц, низших обезьян, а также детей» (Ф. П. Майоров, «История учения об условных рефлексах». М., 1954).
Отметим, что т. н. «моральная» оценка этих экспериментов не входит в задачи нашего исследования. Мы рассматриваем лишь полученный результат и его смыслы. Ведь на ценность хорошего артефакта никак не влияет, кем именно он был добыт — археологом или грабителем могил.
Так и мы — рассматриваем исключительно сам артефакт. Нас интересует лишь его ценность, а не то, какие обстоятельства сопутствовали находке.
Разумеется, совсем спрятаться от криминального привкуса павловских вивисекций не получится. Фактор страдания детей, несомненно, присутствовал. Но он был отчасти смягчен тем, что все подопытные были сиротами. А самой страдающей стороной во всех кошмарных ситуациях с детьми, как известно, являются их родители. Также отметим, что кровь маленьких беспризорников пролилась не зря. Сакральный вопрос, мучивший философов со времен Аристотеля, оказался решен за пару лет вивисекций.
Итак. Что же на самом деле происходило в лабораториях павловской школы в первой трети прошлого столетия?
Как мы помним, Иван Петрович уже разобрался с физиологией пищеварения, за что и получил Нобелевскую премию. Триумф убедил его в том, что «ключик» системного эксперимента, с такой же легкостью, как желудок, может «открыть» и мозг. Декарт, Ламетри и Сеченов завещали ему уверенность в том, что тайна мышления должна иметь простую физиологическую разгадку. Это оказалось действительно так: Павлов легко нашел ее в образовании условных рефлексов у собак.
Однако это было лишь половинчатое знание. Предстояло доказать, что принципы ткущей разум рефлекторики действительны и для мозга человека.
Но! Сделать это можно было только путем эксперимента. Разумеется, применив к подопытным людям те же самые методики, что применяются к крысам, кошкам и собакам. Обязательным условием было большое количество разнообразного лабораторного материала. Задача могла стать неразрешимой, но павловцев выручило своеобразие постреволюционного времени. Комиссары присели в глубоком реверансе и обеспечили павловцев всем необходимым.
Напомню, что начинались вивисекции в эпоху сырого, первобытного ленинизма, когда власть Советов еще вовсю кокетничала с Иваном Петровичем. И «лабораторным материалом» группы учеников Павлова (проф. Н. И. Красногорского, А. Г. Иванова-Смоленского, И. Балакирева, М. М. Кольцовой, И. Канаева) стали беспризорные дети. Всецелое понимание во всех инстанциях обеспечивала ЧК.
Несомненно, часть подопытных подвергалась жесткому хирургированию. В качестве наркоза использовался морфий, сернокислый магний, а иногда алкоголь. Проток слюнной железы выводился изо рта наружу, по «собачьему» принципу.
Автор не имеет личного опыта проведения таких экспериментов на человеческом материале. Но нет никаких причин полагать, что их техника отличается от работы с любым другим млекопитающим. Напомню, что анатомические различия рта (к примеру) собаки и человека ничтожны.
Операция выведения «стенонова протока» сама по себе не сложна, но болезненна и продолжительна. Щеки, разумеется, уродуются на всю оставшуюся жизнь. Даже у собачек.
Поясним специфику хирургирования. Тот канал, через который слюна, из околоушной железы попадает в ротовую полость, надо переместить наружу, на щеку. Причем не просто переместить, но и хорошенько приживить там, чтобы контролировать все истечения.
Павловцы делали это так: «В детскую клинику 1 Медицинского института была принята больная К.Х. 11 лет <…> Мы прикрепили кругом фистулы менделеевской замазкой небольшую воронку, посредством которой обычно собирается слюна у оперированных животных, и получили возможность количественно измерять секрецию слюнной железы у этой больной. Сначала мы легко выработали естественный условный рефлекс, показывая ребенку различные пищевые вещества…» (Красногорский Н. И.)
Альтернатива операции — крепящийся внутри рта железный слюносборник Лешли с «присосом». Штука неуправляемая и крайне болезненная.



Фото предоставлено автором
А. А. Ющенко в труде «Условные рефлексы ребенка» (1928) достаточно откровенно описывает: «У одного из детей, на которых я работал (М. А. 13 лет, с состоянием порока сердца), уже после одначасового эксперимента от присоса оставалось кровавое кольцо, требовавшее для полного исчезновения 1-2 дней <...> Травма даже после одночасового опыта была настолько значительна, что иногда заставляет экспериментировать не чаще, как через день, даже два».
Несомненно, тысячекратно отрепетированный «собачий вывод» был удобнее для павловцев.
Секреция околоушной слюнной железы маленьких беспризорников возбуждалась клюквой, шоколадом, капустными кочерыжками, хлебом и капустными листьями. А пищевое подкрепление подавалось через красивые хромированные аппараты. Они, кстати, вызывали удивительный трепет комиссаров и охранялись с особым рвением. Периодически применялись «кололки» и ток.
Все это подтверждается протоколами, фотографиями и документальным фильмом «Механика головного мозга» (другое название — «Поведение животных и человека»; реж. В.
Пудовкин, опер. А. Головня, производство кинофабрики «Межрабпром-Русь», 1926 г).
В своем первом труде Красногорский отмечал, что «опыты с пищевыми рефлексами в большинстве случаев весьма популярны среди детей; врачам часто приходится слышать: возьмите меня в лабораторию есть клюкву и т. д.».
Эта популярность легко объяснима. Рационы приютов были крайне скудны, а сироты — голодны. А вот комиссары белели от гнева, наблюдая за тем, как «шпане» скармливают шоколад и кочерыжки. Они кипели под буденовками, но помалкивали.
Впрочем, порой павловцы перебирали с болевым воздействием. Последствия такого «перебора» нежным профессорским пером зафиксировал Иванов-Смоленский: «Наблюдались попытки к бегству, в особенности после ознакомления с оборонительным “электрокожным подкреплением”».
Если дело заходило слишком далеко, подключались комиссары — и порядок восстанавливался. Беглецов отлавливали, возвращали, усмиряли и направляли обратно в лаборатории. Разумеется, сироты не понимали, что дырки в их щеках венчают долгую историю постижения принципов работы головного мозга.
В результате павловцам удалось доказать, что никакой принципиальной разницы меж сложнонервной деятельностью животных и человека не существует. Механизм условного рефлекса (основы разума) идентичен.
Кочерыжки стерли с процесса мышления последнюю «позолоту» мистики и непознаваемости. Стало окончательно ясно, что уникальных свойств, которые бы отличали мозг человека от мозга животного, не существует.
Теория условных рефлексов перестала быть «про собачек» и стала «про человека».
Значительность этого открытия несомненна, а неизвестность парадоксальна. Работа павловской школы была проигнорирована миром, хотя содержала безупречно доказательные и столь долгожданные (со времен Декарта) разъяснения принципов работы мозга.
У этого есть несколько причин.
Первая заключается в абсолютной невозможности легализовать доказательства открытия. Они, разумеется, есть, но предъявлять их нельзя.
Дело в том, что к середине века драматизировались представления о допустимом при проведении эксперимента. На шее науки затянулась петля этики. Моралисты захватили все «высоты» и резко ограничили исследования с помощью множества Этических Кодексов. При всех научных организациях были созданы «этические советы». Журналы были лишены прав на публикации об экспериментах, при которых нарушались требования этических деклараций. (Чуть позже произошла окончательная формализация запретов, воплощенная в решениях Третьей генеральной ассамблеи Всемирной медицинской ассоциации (Лондон, 1949), а в 1968-м и 1983-м, на Генеральных ассамблеях в Сиднее и Венеции, перечень недозволенного был радикально расширен.)
При таком раскладе кровавые опыты над сиротками могли расцениваться только как преступление. Даже простое предъявление их протоколов могло закончиться трибуналом.
Впрочем, до сгущения этических туч попытки легализовать открытие все же предпринимались. В 1929 году Иван Петрович номинировался на вторую Нобелевскую премию. Его кандидатуру завернули еще на этапе рассмотрения, порекомендовав более никому не показывать разработки с беспризорниками как «факт, порочащий науку», «дикарство» и «химически чистый цинизм, до которого не должен опускаться ученый».
Важнейшее открытие ХХ века было похоронено и предано полному забвению. О нем не принято даже упоминать. Исследователи мозга оказались в идиотском положении. Сегодня они напоминают астрономов, которые ничего не слышали об открытиях Галилея и продолжают веровать в хрустальные птолемеевские сферы.
Впрочем, у забвения была и вторая причина.
Потренировавшись на эволюционной теории, люди научились виртуозно игнорировать все, что противоречит культурно-историческим догмам и сказкам об исключительности homo. А смысл открытий павловской школы оказался еще более оскорбительным, чем дарвинизм.
Результаты экспериментов невольно списали в утиль «платонов-кантов-гегелей» и прочие экзерсисы о «таинстве человеческого мышления». Туда же были отправлены «совесть», «вера», «мораль» и другие пуш-апы.
Какой-то поэт продекларировал: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». В переводе это означает, что наслаждение собственной глупостью — очень сильное чувство. И не только у поэтов. Оно в основе вообще всей культуры homo, которая крайне болезненно реагирует на попытку расправиться с «обманами».
Конечно, за последние три века пересмотр «вечных ценностей» отчасти свершился. Стало понятно, что заповеди «не убий» и «не укради», несомненно, милы, но лишают нас важного жизненного опыта.
Наши предки были существенно ниже нас по уровню развития. Они охотно погибали за родину или веру. Возникли справедливые подозрения, что два этих фактора как-то связаны. Проклюнулось и понимание, что качество разума измеряется отсутствием тайн и «святынь».
Это было уже кое-что. Но к радикальщине павловских открытий homo был еще не готов.
Кстати, первыми почуяли неладное сами экспериментаторы. Сообразив, что вот-вот прикончат «психику и внутренний мир человека», профессора поджали хвосты. Виноватые улыбочки стали обязательной компонентой их докладов. Стало понятно: доигрались.
Хотя… о неизбежных последствиях таких исследований Цензурный комитет СПБ предупреждал еще в 1866 году.
Напомним. Запрещая работу Сеченова о рефлексах головного мозга, Комитет резюмировал: «Данное сочинение является материалистической теорией, которая лишает человека и самосознания, и свободы воли», «ниспровергает все понятия о нравственных обязанностях, о вменяемости преступлений», «разрушая моральные основы общества, уничтожает религиозный догмат жизни будущей; она не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет к развращению нравов. Посему подлежит судебному преследованию и уничтожению, как крайне опасная по своему влиянию на людей...»
Отметим, что это резюме предельно точно и корректно характеризует данную работу. Она действительно разрушает моральные основы, ведет к развращению нравов, уничтожает веру. К счастью, дело именно так и обстоит. А скандальные опыты с беспризорниками были естественным развитием «крайне опасного» сеченовского труда.
В павловских лабораториях просто сбылось то, о чем предупреждал Цензурный комитет: научная бездна разверзлась и... показала людям язык. Как законченным дуракам.
Александр Невзоров
Комментарии
2. Только при многопартийности антикоррупционный "принцип разделения и самостоятельности законодательной ветви власти от исполнительной" может соблюдаться реальное (а не формально). Кроме того, в таком случае многопартийность соответствует древним мудростям: "Одна голова хорошо, а две - лучше"; "В споре рождается истина".
3. При однопартийности нет межпартийной конкуренции элит в борьбе за голоса избирателей. И единственная элита сама выбирает себе вождя и барствует, как при Брежневе. Хрущёва однопартийная элита сбросила потому, что Хрущёв после поездки в США начал борьбу с привилегиями. Сталина элита убрала потому, что не позволял барствовать.
4. Без многопартийности не может быть ротации властных элит.
5. Без многопартийности не может быть межпартийной конкуренции (двигателя социально-экономического прогресса).
6. В условиях многопартийности у народа есть возможность обновлять власть без войн и конфликтов.
2. В многопартийном споре происходит дележка благ, но не борьба за интересы народа.
3. То есть народу всё же выгоднее тиран.
4. А народу не всё равно кого кормить?
5. Я в этом не компетентна.
6. У кого? )) Если вся суть смены власти в принципе: ты слазь с трона, а я влезу. И всё это обильно сдобрено словесной мишурой...
Сегодня у Чубайса день рождения! Умный человек! И что? Сколько на него напраслины понаписано в прессе? Чужих грехов приписано? Узнаем ли мы когда-нибудь правду, очистят ли его имя от клеветы?
А пока будем продолжать жить по Пушкину, написавшему о народе которому всё же выгоднее незаменимый вождь:
"Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич".
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
"Борис Годунов" Пушкин А.С.
"Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа".
Такие эксперименты наука вела и , уверяю тебя, будет вести по всему миру.
Например : https://www.youtube.com/watch?v=-aQwW2pJZBQ
А и не совсем наука https://maxpark.com/community/5392/content/4783520
https://maxpark.com/community/5392/content/4783520
И это творилось ещё в 60-ом году!!!
Наука жестока до равнодушия. Я уже второй год читаю книгу Плавильщикова "Гомункулус" об истории развития биологии.
То , что там рассказывается - чудовищно! Я дохожу до очередного описания экспериментов - и бросаю читать на несколько месяцев. Потом любопытство берёт своё... Как бы мы к этому не относились, но это было есть и будет. Учёные - одержимые люди. Их пытливость сметает границы и милосердия и добра и дозволенности. . Все эти недозволенности сейчас обходят, создав НИИ, где "лечат" бесплатно , а ,по- сути, проводят эксперименты над людьми, которые на всё идут лишь бы поиметь надежду... Учёный , к слову, и себя не щадят. ТО себе прививают смертельные болезни, то идут на риск с вредными веществами...
Пытливость иногда превышает границы здравого смысла.
Я недавно посмотрела любопытный фильм - "Врач"
Уверяю тебя : ничего фантастичного в нём нет. И я не думаю , что такого не случалось в нашем СЕГОДНЯ, только вот , скорее всего, заканчивалось не так оптимистично :
http://moiserialy.net/vrach-smotret-onlajn/1-sezon/1-seriya#play
Посмотри - любопытно. И очень интересно , что этот сериал удалён почти со всех ресурсов ( еле нашла), хотя несколько месяцев назад смотрела по ютюбу. Это случайность?
Мама была историк. Очень честный человек и коммунист.я даже восприняла её слова , как некое предательство. Но ,похоже, и в этом она была права. Хотя я и до сих пор с этим не могу смириться.
Ты читала у Брэд Гардта рассказ "Счастье Ревущего Стана" ? Там как бандиты и проходимцы , разбогатев , превращаются в добропорядочных буржуа... Очень интересно и познавательно
http://www.rubiteka.ru/schaste-revuschego-stana
Да, образованный злодей - это гремучая смесь, исчадие ада..
Возможно , западная медицина и потому опередила нас , что и самого Менгеле и его труды, вывезла Америка.
Это жутко , это ужасно , это безжалостно ,это садизм , но это делают во всём мире. Почитайте историю изучения физиологии...
И работы Менгеле очень много сделали для науки, это признают во всём мире. Это садизм, который продвигает науку...
Почему на западе берутся за самые безнадёжные операции больных из России ? Их врачи набивают руку на подобных случаях , вырабатывают тактику проведения таких операций . Они не боятся смерти на столе - у них на этот случай врачей страхуют. У нас - нет. Поэтому у нас за многие рискованные операции врачи и не берутся.
Были, были... Мне кажется , когда работа журналистов стала продажной, как почти всё сейчас, возможно , Вы оказываетесь правы...
Вот ведь была замечательная, увлекательная телеигра "Что Где Когда"совершенно лишённая корысти, а ныне во что она выродилась? - в погоню за боблом...
Но ,увы, как бы ни ужасались мы, а процесс познания не остановишь. Всегда найдутся пытливые умы, которых не остановит ничто ради познания.
Конечно , ныне методы гуманнее: есть болеутоляющие ,антибиотики , заживляющие раны, но в целом физиология , как наука , жестока .Ничего не поделаешь.
Пусть бы эксперементировали на отпетых негодяях :убийцах ,садистах, педофилах...
Мне кажется , что так хоть капельку было бы гуманнее: боль за боль, боль за жизнь невинную, загубленную...
При Советах - 100% не вырастили бы , да и в медицине Запад никогда бы не догнали: гуманность социализма не позволила бы ни за что.
Разве что на убийцах и имбециллах... И то - это было ещё в начале становления советской власти. Прошёл период жестокостей - открытой классовой борьбы и прикрыли лавочку.
Думаете почему первые трансплантации сердца сделали в Индии ?
( Кстати , сам доктор Б. ведь в Союзе учился ! )
Да потому что индусы по мнению западных белых хозяев жизни - стоят не выше муравья. Я так думаю.
А теперь уж и не знаю , может и мы вырастим своих Менгеле. Для богатых заказчиков нищеброды - мусор, использовать их и их детей в вивисекции не кажется элите предосудительным. Только подумайте о торговле органами убитых бойцов на Украине: бледную с косой застукали на деловом телефонном разговоре по поводу продажи органов - и ничего. Думаете такие остановятся перед вивисекцией ?
Я сериал досмотрела и ужаснулась...
Но как здорово показано преображение людей.
Да будет тебе - разве не сталкивалась ,как продвигают западные лекарства через больницы?
У нас и то одна зараза- врач и то этим занимается.
Из стола достаёт коробочки- и предлагает купить.
Или ты о детях Дюплесси ? Так это Канада.
Мне предлагали препараты, но я отказывалась.
Лечили в больнице меня всегда традиционными препаратами.