Сато Мацуми: Частный сектор будет играть главную роль в развитии Монголии
На модерации
Отложенный
Интервью представителя Японского агентства международного сотрудничества /JICA/ Сато Мацуми
- Меня зовут Мацуми Сато, я являюсь главным представителем монгольского офиса JICA . Я приехал сюда 4 марта 2015 г. На самом деле, на своей предыдущей должности я отвечал за все операции в Монголии в штаб-квартире офиса JICA в Токио. Так что у меня было несколько деловых поездок сюда и я был знаком с Монголией. Это очень хорошая страна, благоприятная для японского народа.
- Расскажите о вашем прошлом опыте работы до карьеры в JICA?
- Я закончил университет Хоккайдо. Хоккайдо - это северный остров Японии. Я изучал юриспруденцию. После окончания университета я начал работать в компании Panasonic. А в 1997 году я присоединился к японской волонтерской программе Заморского сотрудничества, проведенной JICA, и остался в Китае на протяжении двух лет. После этого я присоединился к JICA в 2000 году.
- Вы работаете и живете в Монголии уже больше года, какая ваша любимая Монгольская еда?
- Я знаком с монгольской кухней, люблю баранину. Как правило, японцы на самом деле не едят баранину, но Хоккайдо известно тем, что там едят баранину, и я очень привык к этому. А мои любимые монгольские блюда -это цуйван и хорхог.
- Расскажите вкратце об истории и деятельностях JICA в Монголии?
- JICA является исполнительным агентством относительно Japan’s Official Development Assistance (ODA). И JICA имеет более 60 зарубежных офисов и более 10 офисов в Японии. Что касается Монголии, офис был создан в 1992 году. Но в то время этот офис был создан только для операций добровольцев, что означает, что на самом деле тогда не было ни технического сотрудничества, ни предоставления помощи, ни льготного кредита. Статус офиса был повышен в марте 1997 года.После этого он стал официальным зарубежным офисом JICA, который проводит многостороннюю деятельность в Монголии.
- Каков принцип выбора стран JICA в рамках своей направленности помощи в целях развития?
- Прежде всего, выбор стран для открытия офиса и оказания помощи решается не только в JICA. Дипломатические отношения и соглашения выявляют потребность во-первых, где японское правительство и страна-получатель договориваются о необходимости помощи. Таким образом, мы не имеем непосредственного участия в процессе принятия решений, потому что наша организация – это реализующее государственную и международную политику агентство.
- Сколько человек работает в монгольском офисе JICA?
- На данный момент у нас есть 10 японских менеджеров и около 20 монгольских штатных работников. Это считается деятельностью среднего уровня.
- Волонтеры – это, кажется основная рабочая сила в JICA. Сколько волонтеров работают в Монголии в этой организации?
- По состоянию на конец 2015 года, около 60 волонтеров работали в Монголии. Они работали в различных областях, таких как образование, спорт и здоровье, они работают в начальной школе учителями, тренерами по баскетболу, медсестрами в больницах и, конечно, учителями японского языка.
- Монголо-японские двусторонние отношения значительно окрепли в последние два десятилетия. На каких областях фокусируется деятельность JICA в Монголии?
- Во-первых, я хотел бы остановиться на первом этапе сотрудничества JICA с Монголией. Мы начали полномасштабные операции в 1990 году, сразу после победы демократии и перехода на рыночную экономику в Монголии. В то время Монголия находилась в тяжелом экономическом состоянии, как вы знаете. Мы провели много проектов. Японское правительство организовало совещание “Группы помощи Монголии” с Всемирным банком в Токио в 1991 году, мы провели серию из шести встреч в 1990-е годы. Эти встречи сыграли решающую роль в международном сотрудничестве по поддержке Монголии. Эти серии встреч дали очень хороший результат. Мы провели товарный кредит, который на деньги фонда для Монголии импортировал необходимые товары из зарубежных стран. А также мы провели безвозмездную помощь для проекта ТЭС 4, а также оказали помощь в виде гранта для производства продуктов питания и увеличения производства продуктов питания. Все они были частью необходимости чрезвычайного положения.
Это был первый этап сотрудничества с Монголией. А в последние годы у нас есть три стратегических направления сотрудничества. Первое из них является усиление государственной системы управления. Во-вторых, содействие всестороннему росту экономики - созданию новых рабочих мест через развитие малого и среднего бизнеса; основные социальные услуги, включая образование, здравоохранение и социальное обеспечение. И последняя линия нашей деятельности - это повышение пропускной способности и функционирования города Улан-Батор как столицы.
- Какую оценку вы бы дали всей финансовой помощи, предоставляемой JICA для Монголии?
- У меня есть показатели за 2014 год: 20 млн долларов для технической эксплуатации, 10 млн долларов безвозмездной помощи, 80 млн долларов льготных кредитов. Кроме того, мы провели около 50 программ для учебных курсов в Японии, предназначенных для монгольских госслужащихся. Еще 16 проектов сотрудничества против безработицы и нищеты, на основе предложений, поступивших от японских министерств и университетов и т.д. Его размер не очень велик, но мы содействуем отношениям между японским и монгольским правительствами. И, наконец, у нас есть около 60 добровольцев в Монголии.
- Какой проект JICA, реализованный в Монголии можете назвать самым большим и результативным? И расскажите нам подробнее о текущих проектах?
- Что касается количества и масштаба, то крупнейшим проектом является строительство нового международного аэропорта в долине Хөшигт.
Это реализуется с помощью льготного кредита по линии ODA, обеспеченным 65 млрд японских иен, то есть, примерно 650 млн долларов. Правительство Монголии также частично несет расходы в данном проекте. Японская компания ввела в эксплуатацию проект и строительство идет хорошо.
Я хотел бы выделить два проекта в связи с вашим вопросом. Это проекты для развития людских ресурсов и институционального потенциала с конкретным результатом в Монголии. Первый из них осуществляется в рамках усиления государственной системы управления, где мы провели и завершили много проектов, включая наращивание потенциала для внутреннего аудита с Министерством финансов; Проект «Укрепление системы посредничества» с Министерством юстиции. Кроме того, есть проект "Схема партнерства государственного и частного секторов" совместно с агентством Инвест Монголия (IMA).
Второй проект – Монголо-Японский Центр развития людских ресурсов, который находится при МонГУ (Монгольский государственный университет). Он был построен в 2002 году на ресурсы безвозмездной помощи (440 млн японской иен) от японского правительства. С тех пор этот центр предоставляет монгольским деловым людям курсы по менеджменту, таких как бизнес-стратегии, финансов, управления человеческими ресурсами и маркетинг и т.д. Кроме того, он реализует различные курсы по японскому языку для монгольских граждан, обеспечивая при этом полезную информацию о Японии.
До сих пор около 14 тыс. деловых людей участвовали в этой деятельности с 2002 по 2016 год, около 22 тысяч человек брали уроки японского языка. И количество людей, которые пришли в данный центр, достигло 200 миллионов по состоянию на апрель 2016 года. Это наш самый большой успех.
- Монголия и Япония заключила Договор по экономическому партнерству, который сейчас начинает действовать. Как вы считаете, какую выгоду Монголия может извлечь в связи с Договором?
- Договор экономического партнерства очень хорош, потому что это взаимовыгодно. Но это не так уж легко реализовать его быстро, потому что, если монгольские предприятия хотят экспортировать продукцию в Японию, они должны производить продукцию высокого качества для удовлетворения требований.
- В Монголии, какие вопросы нужно срочно решить на ваш взгляд?
- Лично считаю, что политическая стабильность является одним из важнейщих шагов. Я думаю, что выборы будут влиять на госорганы или министерства в Монголии. Изменения в правительственных органах затрудняют деятельности JICA тоже. Я испытал такого рода опыт после предыдущих выборов в 2012 году, когда я был в Токио. Министр, секретари, директора и сотрудники сменились.Когда пришло новое правительство, мы должны были говорить и объяснять все с самого начала. Это очень трудно, потому что это занимает много времени и энергии. Вторым важным вопросом я бы назвал диверсификацию промышленности, которая является ключевым фактором для устойчивого развития. Горное дело, конечно, очень важно. Это движущая сила, чтобы привести быстрый экономический рост за пару лет. Но индустрия очень флюктуационная. Она очень уязвима, потому что она тесно связана с рыночными ценами товара. Я думаю, что диверсификация промышленности, особенно в сельском хозяйстве, животноводстве и туризме необходима. Кроме того, загрязнение воздуха в Улан-Баторе является очень серьезной проблемой.
Помимо этих проблем и переживаний, у меня был замечательный опыт прошлым летом. Когда я был в Универмаге для покупок, одна монгольская гражданка подошла и спросила меня, на японском языке: "Вы г-н Мацуми Сато из JICA?". Я обернулся и сказал: "Да, я Мацуми Сато". Но я подумал, что мы с ней встречались ранее, но не помнил, поэтому уточнил "Мне очень жаль, я вас не помню. Мы встречались раньше?» И она ответила: "Мы не встречались раньше, но я хотела бы поблагодарить за помощь JICA Монголии, особенно в 1990-е годы, когда Монголия была в плохой ситуации”. Это было очень удивительно, это замечательный случай. Я понял, что наша деятельность хорошо принимается и оценивается монгольским народом. Потом сказал себе снова, я должен работать еще лучше с сегодняшнего дня тоже.
- На ваш взгляд, какие отрасли в Монголии должны быть рассмотрены и разработаны?
- Я бы хотел выделить развитие малого и среднего бизнеса, а также городскую инфраструктуру Улан-Батора в качестве важных секторов развития. Техническая помощь JICA направлена на институциональное строительство и развитие людских ресурсов. Это не похоже на строительство объектов, предоставления оборудования и фонда. Традиционно, JICA оказывает техническую помощь для сформирования правильной системы госуправления и финансовых систем и т.д. Но, тем не менее, конечно, мы провели в Монголии разные пректы в виде грантов для стройтельства больниц, гостиниц или школы, также реализуем кредитные проекты ODA для нового международного аэропорта.
- Что бы вы хотели изменить или улучшить в Монголии?
- Откровенно говоря, я не хотел бы комментировать политические вопросы, но доверие рядового гражданина, доверие к правительству должно быть улучшено. Прозрачность, подотчетность и ответственность правительства очень важны для развития страны. Что касается стороны развития, я хотел бы поддержать усилия Монголии, чтобы сделать грандиозную конструкцию для среднего или долгосрочного устойчивого развития. Такой вид конструкции развития очень важен. В феврале этого года парламентом Монголии был принят документ "Долгосрочное устойчивое развитие 2016-2030". Так наша организация JICA хотела бы поддержать усилия монголов в целях развития.
Спасибо вам за интервью
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=tRNokGavUvo