Університети, які не зацікавились проектом “Горизонт 2020”, можна закривати, – Сергій Квіт

Читаю в FB комментарии довольно резких слов Квита о том, что университеты, не проявившие интереса к программе "Горизонт-2020", нужно закрывать, и вижу, что общая тональность - резкое раздражение. А почему раздражение? Ведь Квит, как ни крути, абсолютно прав: университеты, в которых нет науки, не имеют права считаться университетами. И уровень их аккредитации должен быть понижен. Потому что они в принципе не могут дать высшее образование в полном смысле этого слова.

ВУЗы без науки, где есть только преподаватели, из года в год долдонящие одно и то же, выученное ими в молодости по книгам полувековой давности - это тяжёлое совковое наследие, от которого нужно избавляться как можно скорее. Но это не значит, что от преподавателей нужно тупо требовать результаты в науке, сохранив у них дикую почасовую нагрузку на лекции и практические занятия. Нагрузка должна быть уменьшена буквально в разы. И только тогда у университетских преподавателей появится время на науку. Но тут выплывает другой вопрос: как уменьшить нагрузку, сохранив требования к уровню образования. А ответ на поверхности.

В каждом ВУЗе имеется много факультетов, и на каждом факультете имеются свои преподаватели математики, физики, и т.д. Спрашивается: а чем отличается математика, скажем, для химиков от математики для физиков, биологов, экономистов и даже филологов? А тем более для инженеров, которые за советские времена вообще привыкли к мысли, что расчёты - это не инженерное дело и что инженеру достаточно справочника. Правильный ответ - ничем. (Речь, разумеется, идёт не о спецкурсах, которые и должны содержать все особенности, а лишь об общих курсах). Да-да, ничем. Поэтому и лекции по общим предметам должны читаться в общих аудиториях, по одной программе, и экзамены сдаваться без различия в требованиях для разных факультетов. Ну и идиотское правило сохранения соотношения кол-во студентов на кол-во преподавателей тоже должно быть отменено.

Оно должно быть существенным только при наборе студентов на первый курс. А сколько доучилось - это уже неважно. Тогда и диплом приобретёт вес, и процент грамотных специалистов заметно повысится. А преподавание будет вестись не по книгам полувековой давности, а в соответствии с самым современныи знаниями, людьми, которые сами вовлечены науку и сами участвуют в получении этих знаний.

Есть ещё одна проблема отсутствия интереса к участию в европейских программах. Украинские чиновники, обычно обильно представленные в списке соисполнителей работ, выполняемых по грантам, привыкли воспринимать эти гранты как некую почти ни к чему не обязывающую возможность получения дополнительной зарплаты. А теперь, по условиям "Горизонт-2020", т.е. по общеевропейским условиям, каждый участник обязан строго определить долю своего участия в проэкте, и эта доля должна быть строго согласована с оплатой его труда по основному месту работы. Т.е. если он указывает, что его доля равна 0.5 чел.-года, то это автоматически должно вести к урезанию его чиновничьей зарплаты ровно в два раза. Так, чтобы в сумме он работал не больше чем 1.0 чел.-год. Понятно, что чиновнику хочется быть вписанным везде и с высокой долей, но кто же тогда работу делать будет, кто отчитается? Т.е. чиновник понимает, что настоящая его доля - 0.0 или в лучшем случае 0.001. А ему это просто неинтересно. Но ведь подписи и утверждение проекта на участие в европейской программе по-прежнему у него в руках. И ему чисто интуитивно не хочется менять положение.

Эра дармовых соросовских денег давно кончилась, но мало кто из руководства это осознал. Особенно это касается университетов. Замечу, что в исследовательских институтах и научных центрах всё иначе и учёные там намного более готовы к прямому участию в европейских программах. А вот в университетах, за исключением очень короткого списка, полное болото. Так что прав Квит, на 150% прав.