Авторы учебника истории под угрозой суда согласились убрать «негатив» о Чечне
Авторы учебного пособия для вузов «История России. 1917-2009» Александр Барсенков и Александр Вдовин в ответ на намерение представителей Чеченской республики инициировать против них судебное разбирательство заявили, что воспользовались непроверенной информацией и предложили решить дело вне суда. Об этом сообщила в среду прес-служба президента Чеченской республики.
С протестом против искажений истории выступил уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. Сфальcифицированными он, в частности, называет приведенные в учебнике данные о количестве дезертировавших из армии уроженцев Чечни.
В частности, негодование Нухажиева вызвал фрагмент главы, посвященной победному этапу войны: «Помимо коллаборационистов, по данным НКВД СССР, начиная со второй половины 1941 г. по июль 1944 г. по Союзу ССР было выявлено 1210,2 тысяч дезертиров и 456,7 тысяч уклонявшихся от службы в армии. В некоторых случаях уклонение приобретало значительные размеры. К примеру, 63% чеченских мужчин, призванных в армию в начале войны, нарушили присягу и стали дезертирами; мобилизацию на территории Чечни пришлось прекратить».
Комментируя этот текст, Нухажиев замечает: «Даже сам Берия, нацеливавший своих подручных на фабрикацию негативной информации об уже обреченных Сталиным на выселение чеченцах, не позволял себе такой чудовищной лжи».
«Галиматьей» чеченский правозащитник называет и указанные в учебнике причины массовой депортации чеченцев: «Причиной выселения одних была повышенная готовность к пособничеству оккупантам или подозрения в этом … Другие народы выселялись только за то, что имели несчастье жить в приграничных районах… В основном депортации осуществлялись по соображениям военно-стратегического характера».
«Ни одна из этих причин не является поводом для выселения чеченцев», — заявляет уполномоченный по правам человека в ЧР.
По его словам, «до такого абсурда могли додуматься только в ведомстве Берии».
В целом, Нухажиев подчеркивает, что информацию о массовом дезертирстве жителей Чечни подтверждает лишь один источник — «набившие оскомину заказные клеветнические записки комиссара госбезопасности Кобулова своему шефу Берии».
Точку зрения чеченского правозащитника подтвердили эксперты «Московского антифашистского центра» и «Московского бюро по правам человека». Их доклад был представлен на прошедшем в Москве заседании комиссии Общественной палаты России по межнациональным отношениям и свободе совести.
Сообщается, что председатель комиссии, а также член комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России Николай Сванидзе назвал учебник «экстремистской литературой».
В сообщении пресс-службы президента ЧР говорится, что авторы учебника «в обращении к адвокату Мураду Мусаеву, который намерен представлять интересы чеченской стороны в судебном разбирательстве, признали, что воспользовались при составлении учебника непроверенной информацией и обратились с просьбой решить конфликт во внесудебном порядке».
Напомним, ранее Заводской районный суд Грозного, а затем и Верховный суд Чечни признали экстремистскими публикации об истории и современном положении Чечни в «Большой энциклопедии» и приняли решение конфисковать 58-й том издания.
Согласно выводам психолого-лингвистического исследования, назначенного прокуратурой республики, содержание информационного материала «Чеченская Республика» может оказать негативное влияние на сознание читательской аудитории путем формирования искаженных либо предвзятых представлений о чеченском народе и способствовать возбуждению по отношению к нему национальной и религиозной вражды.
Комментарии
И почему в этой комиссии... не историки... а кто же там тогда?
жаль "омбудсмен" не указал, какие источники подтверждают его слова о том, что записки Кобулова клеветнические. Видимо его же слова и подтверждают.
А как быть с этим?
" Характерны в этом отношении показания захваченного НКВД полковника Губе Османа:
«Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им.
Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чем я лично убедился после 4-х месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии.
Чеченцы и ингуши, повторяю, ни в чем не нуждаются, что бросалось в глаза мне, вспоминавшему тяжелые условия и постоянные лишения, в которых обретала в Турции и Германии горская эмиграция. Я не находил иного объяснения, кроме того, что этими людьми из чеченцев и ингушей, настроениями изменческими в отношении своей Родины, руководили шкурнические соображения, желание при немцах сохранить хотя бы остатки своего благополучия, оказать услугу в возмещение которых оккупанты им оставили
бы хоть часть имеющегося скота и продуктов, землю и жилища».