Какие танки лучше – отечественные или лендлизовские?

Речь пойдёт о фактической роли, которую сыграли лендлизовские танки в первой половине войны. Если сравнивать количество танков, поступавших в Красную Армию от отечественных заводов и по ленд-лизу, то, безусловно, вклад советской промышленности в обеспечении войск боевой техникой представляется более весомым. Но техника – штука сложная, кроме количества, важную роль играет ещё и качество. Так как же обстояли дела с качеством у советских танков и их импортных коллег?

В понятие «качество» применительно к танкам следует отнести уровень защищённости, то есть толщину и качество брони, эффективность вооружения, количество и качество приборов наблюдения, техническая надёжность. Необходимо также учесть, что важную роль играет количество свободного места в боевом отделении – от этого зависит фактическая скорострельность танковой пушки.

Насчет защищенности танков во второй половине 1942 года, согласно труду известного российского историка-«танкиста» М.Н. Свирина, дела обстояли не совсем в пользу советских танков [1]:

«Проведенные в августе – ноябре испытания бронекорпусов танков Т-60, "Валентайн" и Т-34 показали, что броневая защита танка Т-60 недостаточна для применения указанного танка в бою против противника, вооруженного противотанковой артиллерией любого типа; броневая защита танка "валентайн" эффективна против бронебойного и подкалиберного 37-мм снаряда, а также бронебойного снаряда 50-мм противотанковой пушки РаК 38… Броневая же защита танка Т-34 от огня 37-мм и 50-мм немецких бронебойных снарядов на дистанции свыше 300 м удовлетворительна. 50-мм подкалиберный же снаряд остается очень эффективным против брони Т-34 на всех дистанциях. "Необходимо срочно, не откладывая, разработать комплекс мер по усилению бронирования танка Т-34 против бронебойных подкалиберных катушечных боеприпасов" – звучало практически во всех отчетах и рекомендациях того времени.»

Итак, против всех типов немецких противотанковых пушек броня Т-60 не защищала в принципе, броня Т-34 защищала от бронебойных снарядов пушек 37 и 50 мм на расстояниях более 300 м, для действия немецких 50-мм бронебойных снарядов против брони «Валентайна» ограничений по дистанции стрельбы не накладывалось. Какой из этих трёх танков оказался наиболее защищённым, определить несложно.

По поводу сравнения надёжности отечественных и лендлизовских танков М.Н. Свирин приводит цитату архивных документов [2]:

"Тов. Федоренко

В ответ на исх. № 421 от 21.01.1942 г. имеем сообщить следующее:

Пехотный танк Мк.П "Матильда" является образцом среднего танка тяжелого бронирования. По своим основным параметрам он в целом не уступает танку КВ и выгодно отличается от последнего меньшей массой и несколько лучшей безотказностью в работе трансмиссии…

Толщина бортовой брони танка Мк.П "Матильда" составляет 70-78 мм и в целом равнозначна броневой защите танка КВ… Качество закалки брони хорошее. Опасных отколов при поражениях, близких к ПТП, не обнаружено…

Двигательная установка танка состоит из двух двигателей дизеля типа "Лейланд" суммарной мощностью 195 л.с., что обеспечивает танку удельную мощность в районе 7,5 л.с. к 1 тонне веса. Этого, несомненно недостаточно для осуществления быстрых маневров на пересеченной местности, однако танк КВ также имеет недостаточную уд. мощность 8,1 л.с. к 1 тонне веса танка…, при этом более удачная конструкция КПП и бортовых редукторов танка Мк.П делает его легче управляемым на бездорожье…

К числу недостатков танка Мк.П "Матильда" следует отнести слабость его орудия при ведении огня по живой силе и огневым точкам. Бронепробиваемость орудия удовлетворительна и несколько превышает таковую у отечественной 45-мм танковой пушки обр. 1938 г.

Вывод: Практику очернения танков союзников и распространения им обидных кличек "каракатица", "шарманка" прекратить; заказ танков Мк.П "Матильда" продолжать…"

По танку же Мк Ш "Валентайн" отзывы 15 января 1942 г. прозвучали отнюдь не полигонные.

"Опыт применения "Валентайнов" показал:

1. Проходимость танков в зимних условиях хорошая, обеспечивается движение по снегу толщиной 50-60 см. Сцепление с грунтом хорошее, но при гололедице необходимы шпоры.

2. Оружие действовало безотказно, но были случаи недоката пушки (первые пятъ-шесть выстрелов), видимо из-за загустения смазки. Оружие очень требовательно к смазке и уходу.

3. Наблюдение в приборы и щели хорошее.

4. Моторная группа и трансмиссия работали хорошо до 150-200 часов, в дальнейшем наблюдаетсям некоторое снижение мощности двигателя.

……

5. Броня хорошего качества.

В целом, Мк.Ш – хорошая боевая машина с мощным вооружением, хорошей проходимостью, способная действовать против живой силы, укреплений и танков противника.

Отрицательные стороны:

1. Плохое сцепление гусениц с грунтом.

2. Большая уязвимость тележек подвески – при выходе из строя первого катка танк двигаться не может.

К пушке нет осколочно-фугасных снарядов."

С надёжностью «Валентайна» всё ясно, что же там было с надёжностью у знаменитого Т-34? Читаем монографию «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны М., 2009» А. Ю. Ермолова [3]

А здесь дело было далеко не гладко:

«В. А. Малышев, а затем И. М. Зальцман летом 42 года подписали ряд приказов, нацеленных на исправление кризисной ситуации с надёжностью. Но эффект их применения был неудовлетворительным даже с точки зрения самих руководителей наркомата. В конечном итоге руководство предприняло необычный шаг – оно организовало конференцию по качеству танка Т-34…

Интересные факты сообщил старший военпред на заводе № 183 Горидько. По его мнению, поступающие из частей рекламации составляли летом 1942 года 10% от общего выпуска. Однако, даже это число не отражает полной картины. Горидько утверждал, что в действительности только на четверть реальных дефектных машин пишется рекламация, а остальные остаются в частях и ремонтируются средствами войск, или же используются без устранения дефектов. По типам дефектов машины распределялись следующим образом: самый распространенный дефект – трещины в броне - 56%. Затем идет разрушение бортовой передачи – 13%, дефекты коробки передач – 8% и разрушения траков – 7%. Другие дефекты встречались реже. Вопрос о качестве брони поднимал на конференции не только Горидько. Представитель Кировского завода конструктор Л. Е. Сычев утверждал, что значительная часть танков, выпускаемых Кировским заводом, тоже имеет трещины и другие дефекты в бронелисте. Такая же ситуация, по его мнению, существует и на заводе № 183.»

Как вам это нравится? 10% официально неисправных танков при 40% фактически? Но продолжим цитировать:

«Прояснить некоторые из причин низкой надёжности Т-34 и КВ в 1942 году, особенно связанные с недостатками его конструкции, могут данные об испытаниях этих танков на Абердинском полигоне в США. Осенью 1942 года американцы получили по два экземпляра наших танков Т-34 и КВ.

Танки были доставлены в США еще осенью 1942 года, однако из-за различных задержек испытания проводились уже в 1943 году. В ходе испытаний было проведено тщательное всестороннее исследование танков. Особое внимание уделялось изучению работы отдельных узлов машин. Сравнивая Т-34 и собственный танк М-4, американцы отмечали, что советский танк «обладает высокими эксплуатационными скоростями, меньшим сопротивлением качению и лучшей проходимостью, чем американский танк». Кроме того, они признали удобное расположение боеприпасов и возможность легко устанавливать и легко снимать пулеметы.

Таким образом, американцев нельзя обвинить в предвзятости по отношению к нашим танкам. Мы можем считать обнаруженные ими недостатки результатом объективного исследования.

Абердинские испытания выявили ряд слабых звеньев в конструкции Т-34 и КВ. Они показали, например, что воздухоочиститель, задача которого была предохранять мотор от попадания пыли, песка и прочих нежелательных элементов, не справляется со своей работой. Из за небольших запасов масла в нѐм, которые быстро поглощались при работе в пыльной атмосфере (например, во время марша по грунтовой дороге летом), он мог эффективно функционировать только в течение 15 минут, по истечении которых неочищенный воздух, содержащий пыль и песок, начнѐт попадать в мотор и разрушать его1. После поломки Т-34, произошедшей в ходе испытаний, в двигателе было обнаружено большое количество грязи и песка.

Схожие недостатки имел воздухоочиститель танка КВ2. Этот случай можно считать наглядной иллюстрацией пословицы «скупой платит дважды». Экономия на воздухоочистителе существенно снизила моторесурс танка.

Слабым звеном танка КВ являлась система охлаждения двигателя. При летней температуре его мотор не мог развить мощность более 200 л. с. (при максимальной мощности в 500 л.с.), так как в системе водяного охлаждения закипала вода. Эти данные согласуются и с результатами наших испытаний. Танк КВ-1 выпуска Кировского завода в Челябинске при температуре 36 градусов Цельсия мог использовать мощь своего двигателя только наполовину, так как система охлаждения могла обеспечить его работу только при мощности не более 270 лошадиных сил. Для танка КВ-1С, модернизированного образца танка КВ-1, этот предел поднимался до 350 лошадиных сил. Окончательно эта проблема, так же, как и проблема воздухоочистителя, была решена только на танке ИС-2. Система охлаждения танка Т-34 также была далека от идеала, и двигатель не мог работать на полную мощность при температуре 24 градуса Цельсия.»

Таким образом, получили объяснение казавшиеся дурацкими слухи о том, что советская армии лучше воюет зимой, чем осенью. Итак, зимой нет пыли – раз, ниже температура окружающего воздуха и благодаря этому выше степень использования мощности двигателя танков Т-34 и КВ, а значит, и проходимость – два. Ладно, с зимой-летом разобрались, а что там дельше?[3]:

«В результате этих и других недостатков конструкции танка снижался срок работы двигателя. Это подтверждается и советскими данными. На испытаниях танка КВ-1С, проведенных летом 1942 года при его принятии на вооружение, этот танк показал в целом возросшую надежность многих узлов своей конструкции. Особенно высокую оценку получила надежность новой 8-скоростной коробки перемены передач, у которой не было ни поломок, ни быстрого износа зубьев. Однако в ходе испытаний танку пришлось сменить три двигателя. Первый из них проработал всего 22 часа 46 минут. Второй продержался дольше всех - 54 часа 15 минут, а третий – 51 час 30 минут1. Между тем, гарантийный срок двигателя В-2 составлял 150 часов, в три раза выше фактического. Еще одним слабым местом Т-34 и КВ оказалась недолговечность главного и бортовых фрикционов танка, действие которых было основано на сухом трении. По этой причине танк КВ на испытаниях вышел из строя. Эта трудность была известна советским танкостроителям, и они предусмотрели возможность быстрой замены дисков фрикционов и их наличие в комплекте запчастей. Еще одним недостатком, выявленным в ходе Абердинских испытаний, были плохие условия работы механика-водителя танка, который, во-первых, находился в очень неудобном положении и, во-вторых, должен был управлять танком переключением бортовых передач, что требовало больших физических усилий. Привод поворота башни имел малый диапазон скоростей, что мешало точной наводке на цель.»

И что, как же советская индустрия боролась за качество своей продукции? А вот так[3]:

«Ведущаяся упорная борьба за качество машины постепенно давала свои плоды. Надёжность танков повышалась. Правда, зимой-весной 1943 года качество танков оставалось ещё низким. Об этом свидетельствуют и жалобы, поступавшие из войск. Например, пространное письмо с изложением наиболее часто встречающихся дефектов написали члену Военного совета Воронежского фронта Н. С. Хрущѐву 13 апреля 1943 года известный советский военачальник, командующий 1-й Танковой армией М. Е. Катуков, член военного совета 1-й Танковой армии Н. К. Попель и заместитель командующего 1-й Танковой армией П. Г. Дынер. Они отмечали следующие, часто выходящие из строя, узлы танка: пятискоростная коробка перемены передач (внедрение новой конструкции само по себе не стало панацеей), главный фрикцион, привод бортового фрикциона, катки с «внутренней амортизацией», некачественные приборы и электрооборудование.

Общую тенденцию показывают результаты ходовых испытаний танков выпуска апреля, а затем июня 1943 года. Прошедшие в мае 1943 года испытания танков апрельского выпуска показали, что «качество танков Т-34 всех заводов … остаётся низким»2. Участвовавшие в пробеге танки прошли лишь немногим более 1000 километров, а танк Кировского завода – вообще только 471. Не оправдала возлагавшихся на неё надежд новая пятискоростная коробка передач, которая вышла из строя на всех танках, кроме танка Кировского завода. Оказалось, что новая конструкция коробки передач не решила проблемы «низкого качества монтажа и термообработки»3. Единственным выходом оставалось усилить контроль за качеством сборки.»

 

Ну, и что мы имеем в итоге? Лендлизовские Валентайны, которых согласно М.Н, Свирину, поступило в СССР 216 в 1941 году и 959 в 1942 году, работали бесперебойно 150-200 часов, после чего всего лишь отмечалось снижение мощности двигателя. А на советских танках – в среднем 50 часов до замены двигателя на КВ в августе 1942 и на Т-34 [2]:

«Было еще одно важное событие, что произошло в сентябре-октябре 1942 г. в нашем танкостроении. Завод № 76 вышел на запланированные мощности. Прекратились перебои с сырьем и материалами, что моментально сказалось на качестве выпускаемых двигателей – их ресурс многократно возрос. Нет, завод по-прежнему гарантировал наработку на отказ в районе 100-150 часов, но реально уже не было исключением, если установленный на Т-34 В-2 отрабатывал и много больше. В запасном полку был зафиксирован факт работы двигателя свыше 660 часов без поломок.

Но трансмиссия продолжала преподносить сюрпризы.»

 

Итак, к осени 1942 ресурс двигателей на Т-34 многократно возрос, после чего на большинстве танков стал достиг установленных 100-150 часов, но тогда вопрос – а сколько часов составлял этот ресурс до многократного увеличения? В два раза? А может, в три? Обратимся к четвёртому источнику – «Неизвестный Т-34», о надёжности Т-34 довоенного выпуска [4]:

 

«Для проверки качества выпускаемых серийных танков Т-34 в ноябре — декабре 1940 г. НИБТ полиго-ном в течение 38 дней был проведен длительный кольцевой пробег трех танков по маршруту Харьков — Москва — Смоленск — Гомель — Киев — Полтава — Харьков, в ходе которого были выявлены все их слабые места и определена возможность эксплуа-тации в отрыве от основных баз.

…. За 14 ходовых дней было пройдено 2700 км. … Двигатели машин отработали по 120 моточасов каждый. Причем один дизель уже перед Харьковом вышел из строя из-за отсутствия смазки, остальные оказались пригодными к дальнейшей эксплуатации. Во время марша из-за коробления дисков трения часто выходил из строя главный фрикцион. Так, на первой машине в Кубинке было заменено 3 диска трения, а затем в Киеве — и весь главный фрикцион. На второй машине главный фрикцион пришлось полностью заменять четыре раза, на третьей машине — три.

Не лучше обстояли дела и с надежностью гусеничного движителя. Опасения военных специалистов в отношении малого ресурса траков подтвердились. Гусеничные ленты на всех трех танках были заменены новыми в Кубинке. В ходе пробега их пришлось перебирать в Гомеле, а затем — дважды заменять в Киеве и Харькове. Вентиляторы системы охлаждения на всех танках были заменены в Кубинке, Смоленске и Гомеле. »

 

Что получается? У «Валентайна» после 150-200 часов наработки без поломок всего лишь началось понижение мощности двигателя, а на Т-34 за 2700 км по 3 раза минимум делали ремонт. Ну ладно, это до войны, а во время? Вспоминаем ту самую конференцию по качеству Т-34 – 40% неисправных танков ещё до попадания в части, из них 28% - по надёжности ходовой части. А если на них ещё и поездить?

Вывод простой – да, лендлизовских танков было немного. Но они не торчали столько времени в ремонтах по техническим причинам, сколько легендарные Т-34  и КВ

 

1. Свирин M. H. Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955. — M.: Яуза, Эксмо, 2006

2. Свирин M. H. Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-1943 - M.: Яуза, Эксмо, 2006

3. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны М., 2009.

4. И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин – Неизвестный Т-34-Экспринт(2001)