Патриотизм начинается с любви к прошлому

Священник считает, что кроме ношения ленточек и шарфов и пускания в воздух шариков, молодежь должна приучаться к патриотизму глубинному, историческому …

Долгожданный документ, долгожданная инициатива. Такую программу нужно было принимать лет двадцать назад в начале перестройки, - тогда перестройка не стала бы катастройкой. Но лучше поздно, чем никогда - в данном случае можно вспомнить эту народную мудрость.

Что за патриотическое воспитание предлагается новому поколению? Слава Богу, что они будут носить георгиевские ленточки, что им предлагается посещать какие-то патриотические клубы, что появятся новые волонтеры. Но, по-моему, здесь забыто главное: патриотизм это, прежде всего, идея, чувство. Можно сколько угодно носить ленточек, шарфов с символикой, пускать в воздух шарики, но это будет внешняя атрибутика, достойная лишь карнавального праздника. 

Патриотизм - это то чувство, которым человек живет, без которого он не может чувствовать свое бытие в полноте. Патриотизм в буквальном смысле слова – любовь к Отечеству, к отцам. Патриотизм начинается с любви к прошлому. Патриотизм, определенный лишь как любовь к семье, то есть обращенный только в настоящее, не имеет своей глубины, многомерности. Если мы не полюбим своих отцов, праотцев, свой народ, начиная от князя Владимира и заканчивая, условно говоря, Юрием Гагариным, то это будет не патриотизм, а просто семейная картинка, которая более уместна где-нибудь в Америке, где и вспоминать-то нечего.

Патриотизм, безусловно, глубоко связан с чувством национального достоинства человека. До сегодняшнего дня история человечества являлась историей конкретных народов. Пока что не было ни одной общности, лишенной национальных признаков.
Но, видимо, кто-то хочет создать общность людей, забывших о своей национальности, о своем национальном достоинстве, о своей истории, и хочет, чтобы патриотизм существовал только на уровне внешней атрибутики – ленточек, клубов, походов. Нет, патриотизм должен быть глубоким национальным чувством, объединяющим нас друг с другом не только в масштабе семьи, но в масштабе народа, и не только ныне живущих, но со всеми, кто жил на этой земле до нас. 

Боязнь проявления национального чувства, как ни странно, приводит к уродливым проявлениям национализма. Когда в молодых людях не воспитывают чувство национального достоинства, тогда это выражается в такие уродливые формы, как «скинхедство», неоязычество, погромы на улицах. А кто виноват, простите? Может, виноваты как раз такие программы патриотического воспитания, которые оскопляют душу человека, лишая его национальной памяти и прививая ему ксенофобию? Ведь ксенофобия – это результат отсутствия должного национального воспитания. Человек, уважающий свою национальность, будет уважать национальность и других, а при отсутствии этого чувства он с презрением будет относиться и к другим национальностям.

Патриотизм без любви к своей национальности – это явление с непредсказуемыми последствиями. Все-таки нельзя откровенно игнорировать всемирный опыт человечества. Нам нужен еще один эксперимент? Лимит экспериментов над нашим народом и молодым поколением уже давным-давно исчерпан. Пора вернуться к своим национальным корням, и тогда наше будущее будет прогнозируемо, тогда мы будем знать, кто вырастет из наших молодых людей. Иначе никто не сможет предсказать – кого мы получим из молодого поколения. «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое», - говорил в свое время Пушкин. Как бы нам не пришлось опять повторить эту притчу.