В. Грозин. «Враг хитёр и коварен...»

На модерации Отложенный

Слова, которые мы говорим друг другу в повседневности, входят в привычку, теряют для нас ту образную наглядность, которую мы ощущали при первом знакомстве с ними. Мы позабываем о силе воздействия на нас тех смысловых образов, которые выражаются словесно.

В условиях дружественности [?]отношений, а именно так выстраивают отношения строители социалистического общества, словесный инструментарий используется соответственно требованиям коллективной планомерной деятельности — для целей адекватного отображения реальности и достаточного взаимопонимания между людьми.

Отсюда стремление к устойчивости терминологии, к недопущению неопределённости и двусмысленности познавательных текстов, инструкций, деловой речи, научного языка, политической речи...

Слова, фразы, понятия, мысли, тексты, общение служат пользе общего дела. Недопонимание и разночтения мешают успешной совместной работе. Адекватное понимание реальности и взаимопонимание в сознательном коллективном труде настолько необходимы, что представляются естественными целями словесного взаимодействия. Так что не приходится убеждать друг друга в неприемлемости запутывающих, отвлекающих, сбивающих с толку приёмов использования словесного инструментария.

[«»]И если кто-либо вдруг намеренно станет использовать словесный инструментарий во вред общим согласованным интересам, то кроме простого «Не мешай!» большинство из нас и не знает, что сказать.

Однако нынешним хаотизаторам палец в рот не клади. Засланцы в антибуржуазных движениях, мошенничающие политики, журналисты, менеджеры, чиновники, рекламщики, экономисты, юристы, работники банков, торговли, образования, здравоохранения — везде можно нынче столкнуться с заплетателями мозгов. Которые на ваше «Не мешай!» ответят: «Сам не мешай!» Притом с такой неподдельной искренностью, что вы и сам поверите в свою мнимую оплошность, виновность и непонятливость.

Кто же на самом деле мешает нормальному использованию словесного инструментария? Вы, который и не думал никого дурачить, или всё-таки ваш самодовольный собеседник? Всё познаётся в сравнении:сравните ваши слова, объясняющие суть дела, со словами вашего хитрого обидчика, выставляющего сказанное вами в дурном свете.

Чем отличается правильная информация от какой угодно хитрой хаотизации?

[«»]Правильная информация даёт людям верное понимание ситуации, верное понимание своих возможностей и целей в данной ситуации, подготавливает людей к реагированию, к действиям, которые соответствуют их целям.

[«»]Повторим эти классические, но привычно не замечаемые признаки правильной (не хаотизирующей) информации более подробно.

0) Правильная информация опирается на общее знание— общее для отправителя и получателей и общее в том смысле, что это знание содержит полную связную картину окружающей реальности, отражает явления и закономерности общего характера, выражается средствами общеизвестного языка;

1) Правильная информация позволяет верно распознать ситуацию; распознаётся и та ситуация, которая подразумевается в информации, и сам факт данного информационного взаимодействия данных участников (сторон); информация должна быть достаточной (вкупе с общим знанием) для построения в сознании участников взаимодействия адекватной мысленной модели, которая делает развитие событий предсказуемым;

2) Правильная информация раскрывает истинные возможности людей и их целив данной ситуации; цели выводятся из общего знания об интересах людей, то есть, об осознаваемых ими устойчивых потребностях;

3) Правильная информация готовит людей к такому реагированию на ситуацию, которое соответствует их целям и интересам; не только ориентирует на определённые действия, но и создаёт соответственный психологический настрой.

Правильная информация полезна.

Правильная информация помимо прямого применения выступает как пополнение общего знания или как уточнение, или как его конкретный частный случай. Нельзя объять необъятное,— сказано о возможностях разума человека, так что «коэффициент полезного действия» правильной информации должен быть высоким, она не должна быть ни бесцельна, ни бессистемна.

Замените слова «правильная информация» словами «дружественное управление», и все приведённые признаки останутся в силе. Правильная информация действительно есть инструмент дружественного управления людьми — со стороны уполномоченных на то субъектов или же взаимного дружественного управления друг другом в интересах общего дела.

Но так обстоит дело при социализме.

Что касается досоциалистических обществ, то тут экономико-правовой антагонизм интересов систематически ставит отправителей информации в позицию враждебности интересам и целям её получателей. Информация превращается в орудие препятствования нежелательным целям других людей, притом в разряд нежелательного попадает и стремление к полноправию, к полноценному знанию, к балансу интересов.

Вот и возникают хаотизаторские концепции отрицания общего знания, растаскивания по узкопрофессиональным сферам, приватизации под видом охраны гипертрофированных частных прав. Навязывается фальсификация и умышленная гиперинфляция знания, дурное разнообразие понятий, терминов, стандартов... Распространение на сферу серьёзной деятельности приёмов развлекательных жанров, праздной болтовни, смакования, унижения, издевательства, цинизма, растления и т. п. даёт возможность хаотизаторам превращать безобидный с виду словесный инструментарий в психологическое оружие большой вредоносной силы.

Нет нужды перечислять разнообразные приёмы информационных злоупотреблений в общезначимых взаимодействиях. Необходимо и достаточно понимать, чем отличается правильная информация от хаотизатоорской. При отсутствии доверия к собеседнику нужно твёрдо придерживаться правильных приёмов информационных взаимодействий. Всякое отклонение от правильного применения словесного инструментария следует квалифицировать, в зависимости от злостности, как оплошность, ошибку, умышленную помеху успешному взаимодействию, дезинформацию, обман, нанесение вреда сознанию (психике), дебилизацию...

Необходимо учиться распознавать и разоблачать мнимую полезность и скрытую вредоносность любых хаотизаторских приёмов информационных взаимодействий.