одноразовый мир
На модерации
Отложенный
Тема нашего номера — одноразовый мир, культура одноразового потребления. Понятно, что эта тема имеет отношение не только к сфере производства, торговли, маркетинга, это особая культура и особая цивилизация. Можно сказать, высшая фаза общества потребления. После высшей фазы, как известно, следует смена качества. Как это у нас называлось в марксистскую эпоху — общественно-экономической формации. То есть одноразовым грозит стать все мировое обще ственное устройство.
Как заметил тот же Карл Маркс, капитализм чреват кризисом. Циклические кризисы, создававшие колоссальные проблемы для капитализма, бывшие в свое время основанием егополитической уязвимости, считавшиеся его тяжелейшей болезнью, на самом деле были одновременно и средством его лечения и обновления. В попытке избавиться от болезни демиурги современной финансовой системы избавились от лечения, похоже, они сотворили наконец одноразовый капитализм. Во всяком случае как его теперь лечить, не известно никому. При этом клиент еще достаточно откормлен и крепок, ресурс агонии достаточно велик, но, так или иначе, очень похоже, что это именно агония.
Как констатировал в нашем журнале российско-американский аналитик Леонид Вальдман, Запад начал движение «по спирали» снижения своей доли в мировом пироге. Вы, конечно, удивитесь, но начал он его не с Америки, самого привилегированного члена клуба, и не с Германии, наиболее здорового его члена, а вот почему-то с Греции. Греция, как самое слабое звено в цепи «золотого миллиарда», первой собой нащупала границу, за которой начинается банальное банкротство. Правда, рядом с ней в этой же самой цепи оказалась чуть ли не треть Евросоюза.
Это если вынести за скобки почти всю Восточную Европу, финансовое состояние которой мало кого волнует за отсутствием оного. К тому же они не в зоне евро. Интересно, что евро, наверное, единственный реально действующий институт Евросоюза, а отсутствие страны в нем оказалось для очень многих спасительным обстоятельством.
Если бы страны Южной Европы не были бы связаны обязательствами еврозоны, они бы могли легко поправить свое положение, девальвируя национальную валюту. Что для стран, в экономике которых туризм играет очень значительную роль, более чем существенно.
Очень показательна эволюция позиций Германии, которая первоначально капризничала и кривлялась, недоумевая, почему она должна платить за промотавшихся греков, а затем выступила в роли основного вышибалы помощи для Греции. В этом кризисе отчетливо выяснилось, насколько Евросоюз генетически, идеологически и экономически немецкий проект. Это политкорректный вариант «четвертого рейха» Германия создавала для себя. Под американским колпаком, но для себя. И естественно, что она и должна за него платить, если хочет, чтобы он выжил.
Решение спасать Грецию было безальтернативным для тех, кто не собирался похоронить «европейскую идею». Евросоюз настолько аморфное и безсистемное образование, что выпадение из него любого элемента, то есть разворот от натужного компромиссного развития к распаду, был бы необратим. Потому как сегодня Евросоюз снаружи не подпирает и не склеивает никто. Ни мировой коммунизм, ни Соединенные Штаты. Только если единственный затерявшийся в пустыне Бен Ладен?
Комментарии