Известные балерины русской школы балета 19-го века

На модерации Отложенный



Понедельник, 12 Августа 2013 г. 23:26 + в цитатник 


Известные балерины русской школы балета 19-го века

Известные балерины русской школы балета 19-го века

4723908_90182925_56863286_1269379269_e52e2bf76396 (568x38, 25Kb)

File:Giselle -Paris Opera -1867.jpg

 

 

История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место.

 

Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства.

Жан Батист Ланде, неизвестен

В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета - Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстераИвана Вальберха.

И. И. Вальберх

И. И. Вальберх

Файл:Bolshoi Peterburg Mayr.jpg

Пушкинский Петербург. А.М. Гордин

При Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, Евгения Ивановна Колосова (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон.

File:Колосова ев1800-е.jpg

 Евгения Колосова (1782-1869),Алекса́ндр Григо́рьевич Ва́рнек 

Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: "Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи". Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.

File:Eugenie Ivanowna Kolosoff.jpg

Евгения (Евдокия) Ивановна Колосова (1782-1869)

Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799—1848), воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине":
 
 
File:Avdotya Istomina1.jpg
Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848)
File:Avdotya Istomina by Riesener.jpg
Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848) ,Анри−Франсуа Ризенер
 
 
4723908_90189769_535f216cee8c (254x31, 3Kb)
 
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
 
 
4723908_90189769_535f216cee8c_1_ (254x31, 3Kb)
 
 

русская балерина Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина. портрет

Портрет А.И. Истоминой. Музей Пушкина,А (?). Винтергальтер.

Другой прославленной балериной тех лет была Мария Ивановна Данилова (1793-1810), чей творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет. 

русская балерина Мария Ивановна Данилова. портрет

Мария Ивановна Данилова

Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.
File:Giselle -Carlotta Grisi's costume.jpg
 
 
Еще одной ученицей Евгении Колосовой была Екатерина Александровна Телешева (1804—1857).
File:E.Telesheva by P.Rossi.JPG
Портрет Е.А. Телешевой в роли Луизы из балета "Дезертир" на музыку П.А.Монсиньи ,Пьетро де Росси Pietro de Rossi (1761-1831)
 
Один из современников писал о ней: "При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя". Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.
 
File:Miloradovich.jpg
Граф Михаи́л Андре́евич Милора́дович ,Джордж Доу

Орест Кипренский. балерина Екатерина Александровна Телешева

Екатерина Телешева. Портрет работы Ореста Кипренского

Зефир и Флора

Известной русской балериной 19-го века была Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.

File:Maria Petipa -Marché des Innocents.jpg

Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа

известная русская балерина Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа. фото

Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа

File:Myrta.jpg

"Adele Dumilâtre as Myrtha in Giselle",Bouvier, Jules (1800-1867)

File:Petipa Maruis La Fille du Pharaon.jpg

Мариус Петипа в балете «Дочь фараона»

File:Pharaoh's Daughter -Pas des chasseresses -1898 -1.JPG

Мариус Петипа.

 

Плодом союза артистической пары Мария Суровщикова - Мариус Петипа была дочь Мария Мариусовна Петипа (1857—1930), которая, как и её родители, стала известной артисткой балета. Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней: "Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре".

известная русская балерина Мария Мариусовна Петипа

Мари́я Ма́риусовна Петипа́

Мари́я Ма́риусовна Петипа́

17 лет (с 1861 по 1878) на сцене Мариинского театра выступала Матильда Николаевна Мадаева(сценический псевдоним Матрёна Тихоновна). Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем Михаилом Михайловичем Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина Генерал-адъютанта Свиты Его Величества. 

Файл:GolitcynMM.jpg

Князь Михаил Михайлович Голицын (1840—1918) — генерал от кавалерии

Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам 19 века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи. 

известная российская балерина Матильда Николаевна Мадаева. фото

File:Giselle (A. Benois) 04.jpg

Декорации и костюмы А. Бенуа к балету Жизель

 

Видной представительницей московской школы балета 19-го века была Прасковья Прохоровна Лебедева (1839-1917), которая 10 лет была ведущей танцовщицей Большого театра.

знаменитая российская балерина Прасковья Прохоровна Лебедева. фото

File:Le corsaire 1856 décor acte 3, t.1.jpg

Cambon, Charles-Antoine (1802-1875). Dessinateur

File:Corsaire -Medora -Carolina Rosati -1856.JPG

File:Giselle Petipa and Grisi.jpg

Другой известной балериной Большого театра была Лидия Николаевна Гейтен (1857-1920).

File:Geyten Lidia.png

 На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.

знаменитая российская балерина Лидия Николаевна Гейтен. фото

File:Coppélia 1870 décor.jpg

Coppélia 1870 décor

File:Giselle engraving Collignon & Timms.jpg

File:Swanlakemordkin.jpg

30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга Любовь Петровна Радина (1838-1917). Современники писали про неё: "Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях".

российская балерина Любовь Петровна Радина. фото

File:La Bayadère.jpg

 

File:Bayadere -Decor Design -Act II -K Brozh -1877.jpg

Bayadere -Decor Design -Act II -K Brozh -1877

В 60-е годы 19-го века на сценах Петербурга, Москвы и Парижа блистала Марфа Николаевна Муравьёва (1838—1879). Итальянский балетмейстер Карло Блазис писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».

знаменитая русская балерина Марфа Николаевна Муравьёва. фото

File:Giselle (A. Benois) 01.jpg

Giselle (A. Benois)

File:Giselle Queen of the Vintage 1845.jpg

Giselle Queen of the Vintage 

С 1859 по 1879 годы в Большом театре выступала Анна Иосифовна Собещанская (1842—1918).Юрий Бахрушин в книге "История русского балета" писал: "будучи сильной танцовщицей и хорошей актрисой, Собещанская первая отступила от общепринятых правил и, выступая в балетных партиях, стала применять характерный грим. Блазис, наблюдавший Собещанскую в начале её деятельности, писал, что она „восхитительна как танцорка и, как мимистка“ и что в её танцах „видна душа, она выразительна“ и иногда доходит даже до „исступления“. Позднее другой современник утверждал, что „не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики“.

балерина Анна Иосифовна Собещанская. фото

File:Swanlakedecor.jpg

Swanlakedecor

С 1877 по 1893 в Петербургской балетной труппе императорских театров танцевала Варвара Ивановна Никитина (1857-1920).

русская балерина Варвара Ивановна Никитина. фото

File:Sleeping Beauty by L. Bakst 04.jpg

Спящая красавица

File:Giselle -Carlotta Grisi -1841 -2.jpg

http://top-antropos.com               http://commons.wikimedia.org 

4723908_86963070_538e25c081af (203x117, 5Kb)