Каждому россиянину – от 1000 долларов в месяц

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

 

Нам обещали, что с 2005 года мы будем получать долю от продажи за рубеж нефти, газа и других природных ресурсов.

Недавно глава Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила изучить опыт Объединенных Арабских Эмиратов и внедрить его у нас: «Они создали министерство счастья. Это, наверное, единственная страна, где есть такое министерство. Мне кажется, такое министерство было бы очень полезно и для России».

Да, нам есть что перенять у них.

Для определенной части наших граждан арабские страны - приятное место отдыха. Но некоторые портят его излишним вниманием к деталям чужой жизни и привычкой задавать вопросы.

Так, наш любознательный человек узнает, что любой гражданин может лечиться за счет государства в любой зарубежной клинике. Способные студенты – учиться в любом зарубежном университете и жить там не в общаге, а в снятой государством квартире. На ежемесячную стипендию примерно в 2000 долларов. В Катаре государство обеспечивает граждан социальными выплатами в 2 тысячи долларов. Молодые семейные пары в Кувейте получают разовое пособие в 250 тысяч долларов. При рождении ребенка государство открывает ему счет, на который к 18 годам набирается около 100 тысяч долларов.

То же самое в Норвегии. Сейчас на счету каждого норвежца как минимум по 100 тысяч долларов отчислений от нефтегазовых доходов. Ежемесячное пособие по безработице – 1500 долларов, минимальная пенсия – 2200 долларов. В Объединенных Арабских Эмиратах минимальная пенсия – 2740 долларов, в Кувейте – 3000 долларов.

«Откуда?» - вопрошает россиянин. И в ответ слышит не наше обычное: «От верблюда!», что было бы отчасти логично, поскольку в тех странах верблюд еще недавно был главным кормильцем и главным средством передвижения. Нет, он слышит: «От нефти. Природная рента называется».

«Вот нам бы так…» - начинает мечтать россиянин. Пусть и не столь щедро, как у арабов и норвежцев. Но ведь постоянный приток средств, да и принцип важен…

Немногие знают и помнят, что в программе к парламентским выборам еще 2003 года партия «Единая Россия» в своем «Манифесте» провозгласила: «В 2005 году каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России».

То есть 11 лет, как должны получать.

Тогда же избирательный блок «Родина» включил вопрос о природной ренте в свою программу. Ее экономическую часть разрабатывал Сергей Глазьев, нынешний советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции.

«Природная рента присваивается отдельными частными лицами, в то время как она по Конституции является достоянием всей нации!» - возмущался лидер блока «Родина» Дмитрий Рогозин. (Сейчас он – вице-премьер правительства, курирует оборонную промышленность.)

И председатель КПРФ Геннадий Зюганов (накануне выборов уже 2007 года) разделял его негодование: «Персонально гражданам не достается ничего. Бюджет получает 34 процента с каждой проданной тонны. А между тем Норвегия берет более 80 процентов, Америка - почти 60 процентов, Арабские Эмираты - почти 90 процентов. После этого власти Эмиратов оплачивают всем образование, медицинские услуги. А наши почему-то берут только 34 процента. И самое любопытное, что, собрав эти деньги, не дали никому ничего. Ни в промышленность, ни в здоровье, ни в образование не вложено...»

Суть здесь еще и в особенностях нашей приватизации. Допустим, вы приватизировали столовую: здание, плиты, кастрюли, столы и ложки. А вот продукты, из которых готовят щи и котлеты, придется покупать. Вы же не будете претендовать на то, чтобы вместе со столовой вам обеспечили государственное молоко, мясо и овощи? Смешно…

Допустим, вы приватизировали буровую. То есть оборудование (условно – плиты, кастрюли, вилки, ложки, столы). Но ведь не залежи нефти (условно - продукты, из которых готовят пищу). Однако нашим углеводородным олигархам в результате приватизации и залоговых аукционов 1995 - 1996 годов (которые, по определению Счетной палаты, «носили фактически притворный характер») позволили прибрать к рукам не только буровые платформы и прочее оборудование, но и вместе с ними, по факту, и недра.

Формально недра, как сказано в законе, - государственная собственность, она же народная. Но, как следует из объяснения Геннадия Зюганова, всего лишь на 34 процента в денежном выражении и отчислении.

2 октября 2003 года депутаты Валерий Гартунг и Михаил Юревич (фракция «Единая Россия») внесли на рассмотрение Госдумы законопроект «О правах граждан на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации».

Революционный законопроект!

Он пролежал в Госдуме шесть (!) лет. Без движения, без огласки.

Уникальный случай. И почему-то фракция большинства («Единая Россия») публично не возмущалась.

Законопроект рассмотрели 11 февраля 2009 года.

«Против» проголосовали 3 (ТРИ) депутата.

Воздержался – 1 (ОДИН).

Тем не менее законопроект ОТКЛОНИЛИ.

Как так? Не может быть такого!

Оказывается, может. Посмотрим официальные результаты голосования.

Проголосовали «за» 116 человек.

Проголосовали «против» 3 человека.

Воздержался 1 человек.

Голосовали 120 человек.

Не голосовали 330 человек.

Результат: не принято.

То есть 330 депутатов (из 450) НЕ СТАЛИ ГОЛОСОВАТЬ.

Это называется – БЛОКИРОВКА. Или саботаж?

С тех пор прошло еще семь (!) лет.

В сентябре нынешнего, уже 2016-го, года - выборы в новую Госдуму. Партии выдвигают свои программы. Потому и напоминаем кандидатам в народные избранники о том, что 13 лет назад было обещано народу.

В конце 2014 года лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов (бывший глава Совета Федерации) в эфире телеканала «Россия 24» заявил: «У нас есть свои предложения по справедливому взиманию ренты с доходов от полезных ископаемых... Пускай у каждого гражданина России будет персональный счет… И пусть ежегодно они, к примеру, получают от тысячи долларов».

Правда, на съезде «СР» 23 апреля 2016 года он про этот тезис не вспомнил. Следующий съезд «Справедливой России» - предвыборный, запланирован на 27 июня. Посмотрим, послушаем. Ведь с такой программой, если ее громко подать, довести до сведения масс, легко набрать голоса. А что потом, когда партия попадет в Думу? То же, что было после выборов 2003 года?

На всякий случай напомним депутату Миронову, что в хорошо знакомой ему Госдуме против любой инициативы есть такой «лом», как блокировка.

И почему Дума, так любящая запрещать, до сих пор не запретила отказ от голосования? Ведь если ты политик, то обязан определить свою позицию. Даже «воздержался» - это тоже позиция. А массовый (330 человек из 450!) отказ от голосования – это преднамеренная блокировка. Или, иными словами, саботаж?

И еще: почему сторонники природной ренты не проявляли свойственной депутатам энергии и упорства в течение 13 минувших лет?

Против лома есть и был прием. Почему не вынесли вопрос на обсуждение широкой общественности, не сделали обсуждение всенародным? Уверен: россияне, узнав, в чем суть дела, откликнулись бы как один и поддержали бы своих избранников и защитников.

Или и здесь была какая-то блокировка?

ДОПОЛНЕНИЕ. Конечно, кто-то скажет: «О чем говорить, ведь кризис! Цены на нефть падают!» Это относительно. В 1998 году баррель стоил 10 долларов. Норвегию и арабские страны так называемое падение котировок на углеводороды почему-то не останавливает. Наконец, Финляндия, богатая лишь лесом, планирует ввести так называемый безусловный доход – каждому ежемесячно по 550 евро, независимо от занятости. В июне 2016 года референдум о введении безусловного дохода пройдет в Швейцарии. Сумма должна быть «на уровне человеческого достоинства» - примерно 2200 евро. Безусловный доход будут получать и дети, но им – поменьше примерно на четверть.