Новая военная стратегия США в Европе
На модерации
Отложенный
В начале 90-х Восточная Европа ушла из-под влияния Москвы под крыло Брюсселя и Вашингтона со злорадством и ожиданием манны небесной. Это обставлялось как выход на свободу из тюрьмы народов. Мордор пал, да здравствует светоч демократии!
Прошло 25 лет, и оказалось, что восточноевропейцев содержали, как тех бычков на убой. Постепенно, но настойчиво их делают потенциальными мишенями для ответных российских ударов в случае конфликта с НАТО.
Возвращение Крыма застало Запад врасплох. НАТО и США, вооруженные десятками космических спутников, не увидели прибытие вежливых, а когда увидели, то ошалели от такой «наглости» России.
После крушения СССР только за США осталось право менять границы государств и вершить судьбы народов, разделяя их или уничтожая. В марте 2014 года случился прецедент – впервые послевоенные границы в Европе были изменены без участия США и даже вопреки им, причем изменены бескровно и легитимно.
Тот момент стал кризисным для Североатлантического альянса. У США возникли серьезные вопросы к эффективности НАТО.
Методичное, но неспешное продвижение на Восток было признано недостаточным. Центральные державы Западной Европы демонстрировали нежелание проводить милитаризацию, сокращая расходы на армию. Германия, Франция, Италия не достигали требуемых 2% от ВВП, а после кризиса 2008 г. и вовсе снижали военные затраты.
В таких условиях различные эксперты и политики США – от Хиллари Клинтон до Трампа – заговорили о несоответствии НАТО вызовам и угрозам и предложили переход на двухсторонние военные отношения с отдельными странами.
Ту же систему ПРО американцы запустили не в рамках НАТО, хотя и в сотрудничестве с отдельными странами альянса. Открытие ее в Румынии и начало строительства в Польше – это не просто ситуативное решение, но новая ставка США в военном сотрудничестве с Европой.
Соединенные Штаты, разочаровавшись во Франции и Германии, а заодно и в Брюсселе, делают ставку на страны Восточной Европы как передовой заслон против России. И заставляют их вооружаться, значительно наращивая военные расходы.
Согласно данным Defense News, всего семь стран НАТО резко увеличат финансирование своих вооруженных сил в 2016 году – на 19,9%: Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша и Словакия.
Лидирует Венгрия, повышающая военные расходы на 22% – почти до 1 млрд евро. В Юго-Восточной Европе – Болгарии, Хорватии, Кипре, Греции, Румынии, Сербии и Словении – повышение расходов на оборону составит 9,2%, в то время как Западная Европа готова лишь на 2,7%.
Одновременно с этим США наращивают прямую военную помощь Восточной Европе. В проекте оборонного бюджета Штатов на 2017 год заложено 3,4 млрд долларов на значительное расширение американского присутствия в Европе и развертывание там дополнительных сил США, отправку техники для обеспечения дополнительной бронетанковой бригады. В Прибалтике происходит постоянное наращивание военной силы под видом бесконечных учений.
Власти и элита восточноевропейских стран чуть ли не с радостью начали гонку вооружений и даже требуют от США разместить побольше их войск на своей территории. Они не только стремятся выслужиться перед заокеанскими хозяевами, но и видят в этом свою выгоду.
Их логика проста и столь же поразительно глупа: если США делают на них прямую ставку, в обход Брюсселя, значит, они их не бросят в случае войны НАТО с Россией. И США эту иллюзию охотно поддерживают.
Показателен разговор основателя аналитического агентства «Стратфор» Джорджа Фридмана с журналистом польского издания Rzechpospolita в мае 2014 года, сразу после Крыма и в начале боев в Донбассе.
Поляк задал американцу, пожалуй, самый волнующий для элиты Польши вопрос в последние несколько сот лет: «Стоит ли Польше опасаться нападения со стороны России?»
На что Фридман дает чисто американский по циничности ответ: «С учетом ваших нынешних расходов на оборону, я думаю, пару месяцев вы продержитесь точно. Пока не придет помощь».
Ошеломленный журналист «Речи Посполитой» уточняет: «А помощь придет?»
Фридман, естественно, гарантирует ее, пусть только продержатся пару месяцев.
Ответ, который Польша слышала от западных партнеров как минимум один раз – накануне Второй мировой войны.
Джордж Фридман вообще за словом в карман не лезет и откровенно формулирует то, что обсуждается в кулуарах Вашингтона по поводу НАТО: «Не исключено, что США будут рассматривать возможность создания более эффективной военной структуры. Она может носить субрегиональный характер и будет включать в себя твердых союзников евроатлантического курса на восточном направлении. Таковыми сегодня можно смело назвать Польшу, Румынию, Турцию».
Еще позже он заявит о создании целого восточноевропейского пояса военно-политического «сдерживания» России – от Балтики до Турции и Грузии. Подразумевая, что Германия и Франция свою роль отыграли.
Несомненно, США блефуют – причем одновременно и по отношению к центральным странам НАТО, и к Восточной Европе.
Отказываться от Североевропейского альянса они не станут – это прекрасный механизм контроля за Францией и Германией. Да, брюссельских генералов Вашингтон попугает и взбодрит угрозой возможного расформирования – и те уже задергались, стали изображать бурную активность, бросаться заявлениями о ядерной войне с Россией.
Однако военное сотрудничество с Берлином и Парижем, и тем более с Лондоном, останется приоритетом для США в Европе.
Вместе с тем страны Восточной Европы будут брошены на передовую и должны стать тем щитом, который призван «продержаться первые два месяца» противостояния с Россией (что само по себе смешно, в случае ядерной войны счет пойдет на минуты).
Но это в крайнем случае. А пока речь идет о том, что услужливые власти Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Чехии и Прибалтики должны стать локомотивом новой гонки вооружения для Запада, которая так не нравится Германии и Франции.
С помощью Восточной Европы США хотят заставить Западную запустить такой привычный для Вашингтона драйвер роста, как гонка вооружений с Россией.
Те страны, которые 25 лет назад радостно переметнулись из Варшавского договора в Североатлантический альянс в поиске спокойствия под зонтиком США, теперь должны сами отдавать все больше средств на этот зонтик и стать первыми мишенями потенциальной войны.
Вместо сытой жизни американцы предлагают своим дорогим партнерам милитаризацию и перспективу военного положения. От той же Польши, к примеру, Штаты требуют повышения военных расходов до 5–6% от ВВП – на уровне крупнейших военных держав мира.
А, мягко говоря, не самая богатая Литва планирует в 2017 году увеличить оборонный бюджет до 725 млн евро, войдя первую десятку стран – членов НАТО. И при этом просит у Вашингтона прислать побольше войск для защиты от «российского агрессора».
Как считает старший научный сотрудник лондонского Королевского Объединенного института оборонных исследований Джон Лаут, «жителям Таллина важно, чтобы рядом с ними находилось несколько тысяч американских военных». Будто те станут защищать гордых эстонцев в случае реальной военной опасности.
Но не все жители Восточной Европы радостно относятся к тому, что их страны превращаются в форпосты на границах с Россией. По мере активизации США все больше людей задаются вопросом, зачем им это нужно – становиться мишенями российских ракет в интересах американской элиты.
Та же Чехия, к примеру, сумела пока отбиться от ПРО и постоянной базы НАТО. В Болгарии и Молдавии начинаются протесты, пусть пока малочисленные, против НАТО и американского милитаризма. Даже в Польше у места строительства ПРО собрались несколько сот протестующих.
Безусловно, этого недостаточно, и Восточная Европа уже не сможет спрыгнуть с подножки разогнавшегося бронепоезда. США сделали ставку на насыщение военными силами регионов у западных границ России, и это будет происходить неизбежно.
Ограничится ли это только гонкой вооружения или выльется в какие-то конфликты, покажет время. Но ясно одно – некогда спокойная жизнь восточноевропейцев уже не останется прежней. Им уготовлена судьба некоего подобия Украины – тарана Запада, направленного против России.
Эдуард Биров
Комментарии