МУЗЫКАЛЬНАЯ КОСМОГОНИЯ
На модерации
Отложенный
- ОБ ОДНОМ МЕХАНИЗМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ
"Музыка -
посредница между жизнью ума и жизнью чувств" - Л.В.Бетховен
«Музыка – это язык души, это область чувств и настроений, «это в звуках выраженная жизнь».(А.Н.Серов).
Лучший способ объяснить суть идеи, это показать, как, из какого удивления она родилась. В 60-е годы прошлого уже века автор сих строк как вся советская молодежь увлёкся бардовской песней. Песни свои и чужие пелись, конечно, под гитару, тут и возникла проблема аккомпанемента. Кто-то показал три универсальных аккорда, и оказалось, что с некоторыми добавлениями, они подходят к любой песне. Вот это, собственно, и поразило. Песни то разные: весёлые, грустные, цыганские, русские, итальянские, а аккорды всё те же. Потом довелось автору учиться в консерватории, оказалось, что в «серьёзной» музыке картина аккордов конечно богаче, но основа всё та же, всё те же три основных аккорда, или, как их здесь называют, три основных ладовых функции: Тоника – (Т), субдоминанта – (S), доминанта – (D). Исходное удивление лишь усилилось. Музыка отражает – выражает человеческую душу и через неё целый мир, и если в ней наблюдаются три означенных универсалии, то должны они быть и в отражаемом выражаемом музыкой мире?! Но в чём они состоят эти универсалии? Обращение к учителям ясности не принесло, один солидный теоретик так и сказал, музыкальный лад – явление музыки и только, на то он и музыкальный.
Удовлетвориться таким ответом никак не моглось, смотрел на короткую лестницу гаммы, обозначенную на нотном листе, как этим семи – двенадцати звукам удаётся выразить так много, почему вообще они волнуют человеческую душу, если нет никакой объективной общности между музыкой и миром? Короткая лестница гаммы никуда не ведёт и никаких отгадок не предполагает. Но почему, собственно, лестница, только потому, что музыкантам удобно так записывать ноты? Музыка находится в постоянном движении, это движение происходит вокруг определённого центра, центров, называемых тоникой, есть в этом движении центробежные силы (S) и центростремительные (D), возникает система подобная космическим системам, или микрокосмическим – атом. Космические, микрокосмические и музыкальные системы зиждутся на одном принципе круговращения, это поистине универсальная реальность, логично предположить, что она охватывает и реальность человеческую, хотя и не столь явно, в этом нам предстоит разобраться и поискать ответы на вопрос о сущности музыки. Короткая лестница гаммы стала лестницей Якова, ведущей в небо именно тогда, когда перестала быть лестницей, а сделалась централизованной динамической системой.
О бесконечном богатстве музыки можно говорить много. Не связанная непосредственно с предметным миром, она вознеслась над «косной» материей, образовав эмпирей чистой духовности. Но как ни странно именно в музыке проявляются наиболее чёткие и строгие по сравнению с другими искусствами законы. Как же относятся эти законы музыки к реальности, которую она прямо или косвенно отображает, какова в этом смысле сущность лежащего в основе музыки музыкального лада? Почему, в самых разных по форме, настроению, размерам и т.д. музыкальных произведениях наблюдается один и, в общем, неизменный «костяк», состоящий в последовательном чередовании основных ладовых функций – состояний системы? Отражение перестаёт быть таковым, если какие-то его черты не соответствуют отражаемому, каково в данном случае это соответствие? Наша цель проследить один, но как думается, фундаментальный аспект соответствия музыки и реальности.
Лад непосредственно мы не воспринимаем, мы слышим музыку, она льётся, доставляя нам прекрасные переживания, но музыкант знает, что каждая вещь подчиняется какой-то системе нот – звуков, и если это классическая музыка, то она написана в классической же системе, в семиступенной гамме мажора – минора, где четко выражены эмоциональные роли каждой ступени – звука. Конкретная система – гамма звуков, в которой развивается данная музыка, называется тональностью, понятие «лад» более общее, оно характеризует только систему интервалов между звуками тональности, не указывая абсолютную их высоту. Бывают лады мажорный, минорный, фригийский, лидийский, пентатоника и другие. «Лад есть музыкальная система, состоящая из консонирующих и диссонирующих интервалов, в которой все противоречия (диссонирующие интервалы) разрешены и в которой выявлено созвучие, разрешающее эти противоречия (тоника)».(Музыкальная акустика. Музгиз. 1954.)
У нас пойдёт речь в основном о классическом ладе мажоре, поскольку он основан на т.н. натуральном звукоряде, то есть на объективных законах акустики. Другие же лады: пентатоника, додекафония и пр. суть искусственные построения – свободное волеизлияние народа, композитора, психо-акустических законов они не отменяют, только используют их по-своему. Поэтому наши рассуждения, которые имеют ввиду психоакустику, будут относиться к любой музыке. Это касается и т.н. атональной музыки. Сам Шенберг, которого называют отцом атональной музыки, категорически возражал против этого термина, заменяя его термином «пантональная», т.е. многотональная музыка, значит по Шенбергу атональной музыки просто нет.
Все лады, так или иначе, основываются на натуральном звукоряде, состоящем из основного тона и обертонов, возникающих при звучании струны. Будучи образованными из одного звука, обертоны создают систему жёстко централизованную. Если выстроить эти звуки в порядке возрастания частот получим диатоническую гамму характерной чертой которой являются неодинаковые интервалы между ее ступенями (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон). Эти интервалы «рассчитаны» самой природой так, чтобы создавать преобладающее слуховое тяготение к основному звуку. Это тяготение, думается, неотменимо, оно глубоко спрятано в нашем подсознании, на согласии и борьбе с ним строится музыка.
Наиболее близки к натуральному звукоряду натуральные же лады мажор и минор, поэтому они централизованы и в наибольшей степени соответствуют опять-таки натуральной, природной гармонии. Другие лады менее централизованы, в додекафонии же преобладает отталкивание – диссонансы. Но нужно понимать, что противопоставляя себя натуральной, подчеркнём это слово, естественной централизации систем, психоакустическим тяготениям, композитор эти тяготения не отменяет, а негативно их использует, Так полёт птицы не отменяет земного тяготения, а свободный полёт творческой фантазии композитора системных гармонических тяготений, зато такое противостояние позволяет композитору выразить свободу своего духа.
Музыкант вырабатывает в себе то, что называется ладовым чувством, и это, чувство «устоев», «неустоев» и непосредственно отсюда вытекающее чувство ладовых ролей – функций каждой из ступеней лада.
Общее в восприятии устоев состоит в их разрешающем, снимающем напряжение характере по отношению к неустойчивым звукам.
Характер основных ладовых функций оценивается людьми сходно:
1-вая, она же и последняя ступень гаммы называется тоника (Т) – выражает покой, уравновешенность.
4-ая (она же 5-я при отсчёте вниз от тоники) называется субдоминанта (S) – в музыкальном произведении чаще следует за Т – нарушает тонический мир как некая ворвавшаяся извне и проникшая вовнутрь стихия, таким образом, S воплощает чувство беспокойства, тревоги, неустойчивости.
5-я ступень (при отсчёте вверх от тоники) называется доминанта (D) обычно следует за S, выражает высшее напряжение, в котором противоречие Т и S приходит к некоему единству. Вместе с тем, в D сильно выражено тяготение к Т, что придаёт ей оттенок усталости, томности. Это самая яркая, эмоционально насыщенная функция лада. Данные характеристики относятся и к аккордам, построенным на указанных ступенях лада, но здесь уже могут появляться и новые оттенки.
D консонирует с тоникой и утверждает данную тональность (центростремление).
S стремится тональность разрушить (центробежная функция).
А дело в том, что S при отсчёте вниз от Т сама оказывается тоникой, а «свергнутая» тоника превращается в доминанту свой бывшей субдоминанты, поэтому последняя всегда стремится «захватить власть», стать тоникой, то есть разрушить, переродить тональность, на которую мы настроились и которую интуитивно охраняем.
3-я и 6-я ступени гаммы выполняют функцию медианты (М3 и М6). Медианта может быть большой и малой, но специфика её в том, что звуки медианты составляют так называемые «несовершенные консонансы» по отношению к Т, а эти созвучия (большая и малая терции, большая и малая сексты) воспринимаются людьми как наиболее благозвучные.
Своеобразна функция VII ступени, она резко диссонирует с тоникой, но вместе с тем сильно к ней тяготеет, т.е. утверждает тональность; 2-я ступень входит в доминантный аккорд, т.е. и она центростремительна.
Гамма мажора, как говорилось, соответствует так называемому «натуральному звукоряду», столь же точного акустического аналога минору не существует. Мы со своей стороны полагаем, что основа минора лежит не только в акустике, но и в общих законах систем, об этом ниже.
(Ниже нам придется возвращаться еще и к явлению духовной сонастройки, которую мы здесь упомянули вскользь. Она играет основополагающую роль в эстетике. Таковую сонастройку легко почувствовать и понять когда речь о тональности, о музыке, гораздо труднее, когда перед нами материальный объект, картина, скульптура… Нам понадобится более широкое понятие «эмпатия» – специфическое для эстетики созерцание, когда мы, наблюдая объект извне, как бы проникаем вовнутрь созерцаемого, проникаемся его сущностью. Поэтому внешняя форма объекта – это содержательная, или сущностная форма. Но как можно проникнуть вовнутрь статуи, ее внутренность камень? Внутренний мир есть не у статуи, а у образа, дело в том, что эстетическое восприятие одушевляет даже неодушевленные предметы, по-существу превращает объект в субъект. В эстетическом созерцании мы чувствуем связь внешнего с внутренним. Но больше этого сказать что-либо о внутреннем мире произведения искусства очень сложно – это профессиональная задача критика. Ведь даже когда перед нами живой человек, его внутренний мир, он все по своей значимости и ничто по своей видимости, осязаемости, уловимости.)
Наиболее элементарное и фундаментальное явление музыкальной акустики – явление-понятие консонирования и диссонирования, т.е. мера акустико-психологического сходства и отличия звуков. Согласно широко распространённому взгляду, чувство консонирования звуков создают их общие обертоны (чем больше, тем совершеннее консонанс). Чувство диссонанса возникает, когда при совместном воспроизведении звуков появляются так называемые «биения», а общие обертоны отсутствуют.
Как отмечал Б.М.Теплов, звуки, которые образуют в пределах октавы цепь наиболее совершенных консонансов, воспринимаются устойчивыми.
IVступень, она же V вниз (S) не принадлежит к устоям, т.е. к тому, что цементирует и определяет данную тональность, и в связи с тем, что тоника, как говорилось, относится к субдоминанте, как квинтовый тон к своему основному, субдоминанта борется, по своей самостоятельности с тоникой, а мы испытываем характерное чувство беспокойства, перерождения, тревоги. Но перерождение (модуляция) происходит далеко не всегда, чаще всего за S следует D, которая возвращает нас в систему устоев лада, утверждает данную тональность и является наиболее ярким её признаком.
Можно следующим образом представить общую картину восприятия музыки: каждый звук как говорилось, содержит в себе в качестве обертонов всю тональность, поэтому уже первый звук настраивает нас на эту тональность, следующий звук обретает свою функциональность в отношении к первому, третий в отношении к первым двум и т.д. Когда и если в дальнейшем движении обозначается определённая тональность, то в ней каждый звук и обретает свою функцию. Если же перед нами пантональная, додекафонная музыка, то функциональность звуков, конечно, не исчезает, но становится более сложной. Для неизбежного упрощения картины нам придётся говорить лишь об основных ладовых функциях, чтоб по возможности ясно обозначить сам принцип функционирования звуков музыки, но в действительности каждый полутон обретает свою функцию не только в данной тональности, тональностях, но и в большой системе музыкального произведения в целом. Система эта может переживать бесчисленное множество состояний, которые при восприятии становятся состояниями нашей души – это и есть музыка.
Тональность – это значит, что в данном звуковом движении преобладают определённые звуковысотные отношения. Как инвариант звукового движения эти отношения непроизвольно запечатлеваются в подсознании.
Акустический инвариант имеет разные уровни, соответственно отражаемые нашей психикой. Прежде всего, преобладающие звуковысотные отношения данной пьесы выявляют как максимальный инвариант, как общее кратное всех частот основную – Т частоту. Относительно инвариантные частоты - относительные устои, ещё менее инвариантные – неустои. Взаимодействие в психике элементов восприятия создаёт описанный инвариант, но, возникнув этот инвариант в особенности его фокус-центр, сами становятся инструментом, коррелятором взаимодействия элементов. Теперь звук воспринимается не только в его отношении к близлежащим во времени звукам, но и к инварианту, к центру системы, т.е. к целому. В зависимости от отношения к этому целому звук занимает в нём определённое место – приобретает свою ладово-музыкальную функцию.
В ладовых отношениях и акустических, и эмоциональных наблюдается определённая логика, то логика отличий и близости до тождественности множества элементов, логика различных соединений, в которые вступают элементы, в зависимости от своих акустических свойств. Мы наблюдаем здесь теснейшую, адекватную связь акустических закономерностей и эстетических переживаний. Но таковое наблюдение не объясняет, а наоборот обостряет вопрос, почему собственно существует тесная связь между совершенно независимыми сферами – акустикой и человеческими чувствами.
Ответ на вопрос о связи акустики и психологии лада нужно искать в общих структурах систем.
Музыкальный лад, как сказано, строится на универсальном принципе круговращения, в этом он похож одновременно на космические и микрокосмические системы – это некий «универсальный атом», взятый как идеальная и как акустическая система, он строится по законам общим для всех динамических систем. Благодаря этому через состояния звуковой системы можно в самых общих чертах отразить состояния иных незвуковых систем, в том числе состояния человеческой души, и это главный наш тезис.
В следующих главах мы попытаемся по мере возможности обосновать наше предположение. (Звук – материал музыки, поэтому вопрос эстетической значимости законов этого материала, акустических законов – это и более широкий вопрос об эстетической значимости материала в искусстве).
Учитывая сказанное о централизации лада последний можно изобразить, как некоторое неоднородное эмоциональное пространство. (см. табл).
«Универсальный атом» - лад и его неоднородное пространство, движущийся звук, переходя с «оболочки на оболочку» меняет свою эмоциональную окраску и состояние всей системы.
Звук как движущаяся точка (множество точек) может двигаться вокруг ладового центра в разных уровнях этого пространства, но в каждом уровне он вступает в различные взаимоотношения с системой, её магнитным полем. При этом меняется состояние всей системы, которое при эстетическом восприятии суть состояние нашей души. Наша центровращательная схема не случайно напоминает модель атома или планетарной системы. Мы утверждаем, что это не случайное и не внешнее, но сущностное сходство.
Всё дело в том, что вращение тел вокруг определённых центров – единственная возможность природы создавать устойчивые формы из вечно движущейся материи, поэтому законы круговращения, представляют собой самые общие законы систем, эти законы могут дать нам самые общие ориентиры в изучении сложных систем, в том числе систем искусства. Думается, в частности, что структура ладового пространства имеет некие общие характеристики со структурой пространства других систем. Так, например, в частотных отношениях основных ступеней лада большую роль играет отношение «золотого сечения», то же наблюдается и в искусстве, в биосистемах, в солнечной системе.
Комментарии
Я не музыкант, но основную идею понял. Я так же давно уже понимаю, что онтологически мир можно воспринимать как бесконечное множество форм, но правильнее его воспринимать, как небольшое количество основных форм (небольшое количество основных законов), бесконечно модифицированных.
Спасибо. Новых успехов!