П.И. Чайковский: Никаких намеков на гомосексуальность.
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский умер в Петербурге неожиданно и при странных обстоятельствах. Выпил в жаркий день стакан сырой воды, пришел домой и вскоре испустил дух. В воде оказались бациллы холеры. Однако выдвигались и другие, совершенно невероятные, версии его смерти.
Смерть наступила в доме № 13 на Большой Морской, где Чайковский остановился в квартире своего брата Модеста Ильича. Хотя последние годы композитор, родившийся в Воткинске на Урале, постоянно проживал, как известно, в своем доме в Клину под Москвой, его жизнь была во многом связана с Петербургом. Здесь он окончил училище правоведения, а затем Консерваторию. Одно время даже служил чиновником в департаменте юстиции и только потом стал профессиональным композитором. Именно в городе на Неве состоялись премьеры многих его музыкальных произведений. В Мариинском театре впервые поставили «Черевички», «Чародейку», «Пиковую даму», «Иоланту», «Спящую красавицу», «Щелкунчика». В зале Дворянского собрания он дирижировал премьерами своих симфоний.
Не все понимали
Любопытно, что если сегодня во всем мире именно Чайковского единодушно считают самым великим русским композитором, при жизни в России его многие оценивали иначе. Композиторы так называемой «Могучей кучки» вообще его не принимали. После премьеры оперы «Евгений Онегин» в Мариинском театре, например, композитор Цезарь Кюи публично объявил ее «мертворожденной» и несостоятельной. Однако публика так не думала. Чайковскому устраивали овации, а в 1891 году состоялось уже 100-е представление «Евгения Онегина». На улицах композитора узнавали, обступали, горячо аплодировали. На его похороны в Александро-Невской лавре пришли десятки тысяч человек. Ни одного композитора в истории России ни до, ни после Чайковского не хоронили с таким почетом. Как и Чехов в литературе, Чайковский оценивался в музыке как голос русской души, драматическая исповедь интеллигента эпохи Достоевского.
Великий композитор умер неожиданно в возрасте всего 53 лет. После исполнения его симфонии в Филармонии он зашел в ресторан Лейнера, что на Невском проспекте. Было жарко. Мучимый жаждой, Петр Ильич выпил стакан сырой воды. Этот стакан и оказался роковым. Вода была заражена бациллами холеры (в городе свирепствовала эпидемия), отчего Чайковский и умер. Это с точностью установили медики.
Было ли самоубийство?
Однако в последнее время на Западе появилось немало публикаций, выдвигающих иную версию его смерти. Связанную с его якобы «нетрадиционной сексуальной ориентацией». Именно от этого тот будто бы «ужасно мучился» и, в конце концов, покончил жизнь самоубийством. Между тем исследователи уже давно установили, что при жизни Чайковского не было ни слухов, ни тем более никаких прямых упоминаний о его «нетрадиционных» привычках. Так кто же и почему запустил эту лживую байку?
Впервые «сенсационная» версия в печатном виде появилась на страницах нью-йоркского еженедельника «Новый американец» в 1980 году. А принадлежит она перу некой Александры Орловой-Шнеерсон*, эмигрировавшей из СССР в США. По образованию эта дама – музыкальный критик и, оказавшись за океаном, продолжила работу по специальности. В 2001 году она выпустила в Нью-Йорке книгу «Чайковский без ретуши», в которой обобщила свои «открытия».
Основа ее «сенсации» – композитор с юных лет испытывал влечение к однополой любви, ужасно от этого мучился и, в конце концов, покончил с собой.
Вскоре версию мадам Орловой поддержал французский романист Доменик Фернандез, написавший на этот счет собственную книгу «Суд чести», посвященную исследованию внезапной смерти Чайковского. Он отправился в Петербург и провел свое собственное исследование в библиотеках и архивах. Однако, хотя и не нашел никаких документальных подтверждений сенсации Орловой, тоже поддержал ее версию о самоубийстве.
По его мнению, об этом будто бы свидетельствуют произведения самого Петра Ильича, в частности, драматическая сцена перед дуэлью Ленского и Онегина. Она, мол, исполнена такого мощного трагизма, что это-де и есть свидетельство внутренних мучений композитора, завершившихся самоубийством.
Никаких намеков
Надо ли говорить, что такого рода «доказательства» не стоят и выеденного яйца? Шостакович, например, написал исполненную не менее мощного трагизма Седьмую симфонию и жил в опаснейшие сталинские времена, подвергался травле, но умер своей собственной смертью.
Какие же «доказательства» своей версии приводит сама Орлова? Она ссылается на дневники композитора и некие письма. Однако, как отмечают историки, тщательно проанализировавшие и письма, и дневники Чайковского, в них нет никаких намеков на этот счет. Дневниковые записи лаконичны и сухи, в них нет описаний душевных страданий и духовных мук автора.
Орлова цитирует некоторые «разоблачительные» письма, однако при этом не сообщает об источниках их происхождения.
По мнению исследователей, речь идет о совершенно очевидных подделках, поскольку стиль этих «писем» не соответствует стилю и образу мыслей композитора.
По свидетельствам современников и друзей композитора, Чайковский был очень скромным человеком, целиком поглощенным творческой работой. М. Иванов-Ипполитов в своих воспоминаниях писал: «А застенчивый до чего был! Его вызывают на сцену, а он спрятался за декорациями закулисными. Я кричу ему: «Петя, брось, иди же, зовут, неудобно!» – а он и голоса не подает. Пришлось объявить, что композитор уехал из театра…».
Чайковский работал с утра до ночи, целые дни проводил за роялем. У него попросту не было времени для каких-либо похождений или посещения сомнительных заведений, что приписывает ему Орлова. С ним дружили и переписывались Чехов и Лев Толстой, который гомосексуалистов яростно ненавидел. Никто из них никогда не писал и не делал никаких намеков на «особенности» Чайковского.
Композитор был глубоко набожным, часто ходил в церковь, строго соблюдал все церковные посты. А верующий человек даже помыслить не может о самоубийстве. Это для него – смертный грех.
К тому же в жизни Чайковского была великая любовь к женщине – итальянской певице Дезире Арто. Он даже писал письмо отцу с просьбой разрешить ему на ней жениться. Но свадьбу сыграть так и не удалось. Женился же Чайковский на Антонине Милютиной, своей горячей почитательнице. Вместе они прожили всего несколько дней. Оказалось, что Милютина страдает нервным расстройством, последние годы своей жизни она провела в психиатрической лечебнице. Именно поэтому их брак оказался неудачным. Сама же она про своего Петю не сказала ни одного плохого слова.
Когда одна из газет задала вопрос о Чайковском президенту Московской психотерапевтической академии Михаилу Буянову, изучавшему медицинские документы, связанные с композитором, то тот ответил: «В медицинских, в том числе в психиатрических, кругах никаких разговоров о гомосексуализме Чайковского не ходило. Более того, при его жизни такое обвинение вообще не выдвигалось».
Фальсификаторы выдвинули такую версию: мол, он нарочно выпил зараженную бациллами воду, чтобы совершить самоубийство! Орлова утверждала, будто это сам царь приказал Чайковскому покончить с собой, узнав о его якобы нетрадиционной связи.
И царь был не при чем
Однако царствовавший тогда Александр III сделать этого никак не мог. Он был православным и, конечно, не мог заставлять своего подданного умереть – это полная чушь! Император глубоко уважал композитора, высоко ценил его дар и постоянно оказывал ему материальную помощь. Сохранилось письмо Александра III Победоносцеву: «Высылаю Вам для передачи Чайковскому 3000 р. Передайте, что эти деньги он может не возвращать. Александр». Кроме того, царь назначил Чайковскому высокую пенсию.
Таким образом, ясно, что запущенная в США версия – попытка дискредитировать не только великого русского композитора, но и царскую семью, обвинить императора в преследовании талантов, чего на самом деле не было.
Оригинальное название статьи «Роковой стакан» [ №32(296) 23 Августа 2010 «Петербургский дневник»]
*Александра Орлова-Шнеерсон, (живя в США,Нью-Джерси) в феврале 2002 г опубликовала свой «анализ» фундаментального 2-х(!) томного, глубоко научного и беспристрастногот исследования писателя, Нобелевского лауреата А.И. Солженицына «Двести лет вместе». При этом она умудрилась всю глубину и «всю суть» обоих томов вместить в расхожую фразочку: «И хотел того Солженицын или нет, но, заглянув под личину беспристрастного историка, читатель вспоминает знакомый призыв: "Бей жидов, спасай Россию!"
В 1980-м мадам Шнеерсон оклеветала Чайковского через подложные "дневники", приписав ему содомский грех. По образованию эта дама – музыкальный критик и, оказавшись за океаном (ранее эмигрировала из Санкт-Петербурга), продолжила работу по специальности. В 2001 году она выпустила в Нью-Йорке книгу «Чайковский без ретуши», в которой обобщила свои «открытия».
Версию смертного приговора «порочному» Чайковскому называет дикой даже сторонник «гомосексуальной теории» А. Н. Познанский, сотрудник Йельского университета, автор книги, претендующей на монографию, «Смерть Чайковского. Легенды и факты».
(Примечание моё, Ив.Оз.)
Комментарии