Российские судостроители строят ледоколы для работы на Северном морском пути

Российские судостроители строят ледоколы для работы на Северном морском пути
13.05.2016 

Сегодня Арктика занимает одно из приоритетных мест в глобальной повестке дня, её геополитическая и экономическая роль в мире непрерывно растёт: военно-стратегическая роль региона дополнилась стратегической в глобальной экономике.

1462884507_0_e6900_47e2716d_xxl

Рост интереса к Арктике в последние десятилетия вызван несколькими причинами. Прежде всего, речь идет об углеводородных ресурсах. Интерес к ним обусловлен, с одной стороны, устойчивым ростом энергопотребления в мире, относительным исчерпанием наиболее эффективных месторождений Северного и Норвежских морей, нестабильной политической ситуацией в нефтяных арабских странах, необходимостью обеспечения мировой энергетической безопасности и бесперебойности поставок на рынки США, ЕС, Китая, Индии. А с другой – значительным уровнем запасов нефти и газа на арктических территориях и акваториях, около 30% общемировых запасов по газу и около 13% — по нефти.

Интерес к запасам Арктики значительно усиливают и прогнозы потепления климата, особенно в северных широтах, в результате чего северные и арктические акватории могут стать реальными транспортными магистралями, использование которых ускорит сроки доставки грузов в мировом масштабе. Ресурсы Арктики, прежде труднодоступные для освоения по соображениям рентабельности, могут все активнее вовлекаться в глобальный экономический оборот и играть все большую роль на мировых рынках.

Масштабному освоению нефтегазовых ресурсов Арктики во многом препятствует неразвитость транспортной системы. Для обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования хозяйственных образований в северных и арктических районах России важную роль играет морской транспортный комплекс. Северный морской путь (СМП) является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны. Он соединяет европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина маршрута (от Карских ворот до бухты Провидения) – 5610 км. Именно нормальное функционирование СМП выступает базовым условием освоения углеводородных ресурсов шельфа Арктики, особенно в Карском море и бассейне Восточной Сибири.

Но за последние три десятилетия транспортная система СМП понесла существенные потери. Практически вся инфраструктура, включая ледокольный флот, метеорологическую и гидрографическую службы, ледовую разведку, авиацию, связь, находится в состоянии кризиса. Из 50 с лишним портов и портопунктов в настоящее время действует менее половины. Около 200 населённых пунктов, главным образом в восточном секторе арктического побережья России, прекратили своё существование.

Только в 2009г. фактически началось возрождение Северного морского пути. Связано оно, прежде всего, с началом реализации в северных регионах страны крупнейшими нефтегазовыми компаниями проектов по добыче нефти и газа.

Сейчас у России есть шесть действующих линейных атомных и пять дизель-электрических ледоколов. Это самый крупный ледокольный флот в мире, но его нужно поддерживать и развивать, если Россия хочет остаться в Арктике.

Во вторник (10 мая) министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что российские судостроители уже строят несколько ледоколов для работы на Северном морском пути (СМП). «Что касается Северного морского пути и строительства ледокольного флота России, сейчас строится несколько ледоколов. Три 60-мегаватных ледокола строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Также строятся небольшие суда на иных верфях рядом с Санкт-Петербургом», — сказал он, отвечая на вопрос о развитии российского ледокольного флота для использования экономического потенциала СМП.

По словам министра, Россия рассчитывает на провод коммерческих судов по Севморпути. «Мы исходим из того, что программа Минтранса и Минобороны будет обеспечивать провод судов коммерческих по Северному морскому пути. Это обеспечит дополнительные экономические стимулы в целом и для операторов, которые будут возить грузы. Это, естественно, выгодно за счет сокращения морского пути», — сказал Мантуров.

СМП почти вдвое короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Продолжительность навигации по Севмпорпути составляет 2-4 месяца, однако, благодаря ледоколам, ее можно увеличить. По оценкам Минтранса, грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз до 65 млн тонн в год.

Запустить перевозки по СМП – это только половина дела, одновременно нужно реанимировать порты, которые сейчас находятся в упадке, создать спасательную службу, обеспечить ледовую проводку. Но на модернизацию арктических портов Хатанга, Игарка, Дудинка, Тикси, Певек, Диксон федерального финансирования до настоящего времени не предусмотрено. Для решения транспортных задач в Арктике нужно кратно увеличить вложения в развитие портовой инфраструктуры на северном побережье России.

Перспективы возрождения СМП связываются с крупными проектами в северных регионах страны по добыче минерально-сырьевых ресурсов. Нельзя недооценивать и транзитное значение СМП не только как внутреннего маршрута между северо-западными и дальневосточными регионами России, но и как глобальной транспортной магистрали, обеспечивающей возможности роста транснациональных транзитных перевозок по трассе СМП между европейскими портами и портами Азиатско-Тихоокеанского региона.

При этом нужно отчетливо понимать, что Арктика с каждым годом становится все более и более конкурентной средой деятельности, что затрагивает и судоходство. С одной стороны, это открывает новые возможности в развитии СМП (освоение высокоширотных трасс); а с другой – предполагает появление альтернативных транспортных коридоров и неизбежность осуществления обширнейшего комплекса мероприятий по восстановлению, модернизации и дальнейшему развитию всей и всяческой инфраструктуры СМП.

научный сотрудник
СПбРИАЦ РИСИ
А.В.Рыжова