Евреи и я, я и евреи...Часть 1 - Украина.

На модерации Отложенный

Моя статья "Серая юность в красной стране"  всколыхнула народ.Даже не ожидала.Ей богу...Конечно, обязательно прорезались те,кто  недолюбливает смуглых и носатых, черноглазых, узкоглазых, кудрявых, рыжих и всяких разных непохожих.

Всвязи с этим порассуждать захотелось о своем отношении к еврейству. Честно, непредвзято, как русская, живущая в Израиле. Мы теперь с мужем, так сказать, поменялись местами - я теперь отношусь к нацменьшинству, а он - к титульной нации. По правде говоря, меня это не злит, а его так вообще оставляет равнодушным эта перемена. Он ни там не чувствовал себя своим, ни тут...Как и большинство наших советских евреев. А может и всех евреев вообще. Все-таки, чтоб чувствовать себя своим, надо родиться в этой стране.Или чтобы никто не упоминал твою национальность.Одно из двух.Или оба сразу.

Итак... Никогда в жизни не задумывалась о том, что я - русская. Как-то не было повода.Никогда не задумывалась, что подружка, с которой сидела с 1-го по 11-й класс за одной партой и с которой дружу, хоть и виртуально, сейчас по маме - еврейка, по папе - гречанка. Точно также как-то особо не думала о том, что люблю еврея, а не просто человека, мужчину, умного, веселого и...и... Такого как все в остальном.Семья работяг, отец всю жизнь" ковал чего-то железного".Сначала у себя в ервейской деревне у своего отца в кузне, потом на заводе в горячем цеху.

Вот вам и расхожее - "Короткий анекдот - еврей с лопатой". Мало того. впервые увидела молящегося еврея (он был верующим), впервые мучалась со всей семьей , поедая мацу вместо хлеба целую долгую неделю на Песах. Никто из неверующих мужниных евреев не хотел оскорблять его и давился мацой...Все с облегчением вздыхали, когда на столе появлялся хлеб.Ужасно пресная и невкусная эта еда , еда бедняков из бедняков...

Ну что еще из экзотики? Помню свой поход с семейством мужа в синагогу, провожали мужниного отца, он уже сдавал понемногу.Тогда она еще была просто клубом, где встречались евреи со всего большого города. На передних скамьях сидели молящиеся, в том числе и мой свекр, остальные обменивались новостями сзади. Стоял тихий ровный шум.Я удивилась - разве тут можно молиться?!

Там же, в синагоге  моего сына спросил раввин - мальчик, ты еврей (видимо подвели его светлые, совнршенно славянские глаза)? Наполовину - сказал он...Евреев наполовину не бывает - ответил раввин улыбаясь. Тогда мы еще ничего не знали о Галахе и ничего не поняли. В том числе и мой муж, по национальности аполитичный математик...

(Продолжение, если хотите, следует).