Почему я заинтересовалась семейным образованием?

На модерации Отложенный

Семейное образование

Буквально год назад я была уверена, что мои дети будут учиться в школе, как училась я, как учится большинство ребят сейчас. Я уже знала тогда, что у любой семьи есть предусмотренная законом возможность отказаться от школьного обучения и давать знания ребёнку в семейном кругу или с помощью репетиторов, приходя в школу лишь на аттестацию. Но родители, выбравшие этот путь, казались мне настоящими героями – сколько нужно смелости, уверенности в себе, какой нужен уровень самоорганизации, чтобы дать ребёнку полноценное образование самостоятельно. Я не чувствовала себя к этому готовой.

Однако потом случилось так, что я углубилась в тему современного школьного обучения сильней и увидела явные его недостатки.Нет, когда я училась в педагогическом вузе, периодически мы обсуждали проблемы современной системы образования, изучали опыт альтернативных школ, но это было вскользь, «мимоходом». Лишь недавно я поняла, насколько всё в действительности печально, и пришла к выводу, что среднестатистическая школа сейчас не просто не даёт ничего, что не мог бы получить ребёнок, обучающийся в семье, но ещё и губит многое в психике и физическом здоровье человека.

Сразу отмечу несколько моментов. Во-первых, лично у меня опыта семейного образования пока нет. Тем не менее, я напишу несколько статей, посвящённых этой теме, поскольку хочу в ней хорошо разобраться. Начинаю разбираться уже сейчас потому, что хочу успеть действительно хорошо подготовиться к внутрисемейному обучению. Во-вторых, я не против школ в принципе – я против того, что творится сейчас в системе образования. На его фоне семейное обучение выигрывает в разы.

Сначала расскажу о причинах, по которым я начала интересоваться этим вопросом — то есть, о проблемах современной школы.

Вред, наносимый физическому здоровью

Уже много лет я слышу о том, что школа губит здоровье детей. На протяжении многих часов дети сидят за партой практически без движения, уткнувшись значительную часть времени в книгу или в тетрадь. Потом приходят домой и сидят по нескольку часов за уроками – опять без движения, опять уткнувшись в тетрадь и книжку. Или в компьютер. В результате мы получаем детей с букетом заболеваний: проблемы с позвоночником, глазами и так далее. По сути, выпускаются из школы уже какие-то юные старички. Нет, на самом деле учитель должен устраивать «физкультминутки», вовремя отпускать класс на перемену, проветривать помещение, регулярно пересаживать детей, чтобы они не сидели на одном и том же месте (это вредно для зрения), объяснять, как правильно сидеть за партой и как читать. В действительности даже этих требований недостаточно, но и они на моей памяти эти хоть как-то выполнялись лишь в начальной школе, но и то не полностью. В итоге, я вышла из школы с нарушением осанки и, как следствие, проблемами в позвоночнике. Впрочем, лучше, чем я, об этой проблеме вам расскажут в фильме «Обездвиженность — болезнь цивилизации».

Цитатно-догматический метод обучения

Когда мы готовимся стать учителями, нам внушают, что мы должны развивать в детях творческий потенциал и самостоятельность мышления. Это отлично, просто замечательно и восхитительно. Но, заняться воспитанием творческого потенциала и самостоятельного мышления у тридцати детей, на которых у тебя есть сорок минут в день, очень сложно. Нужно быть действительно талантливым и нестандартно мыслящим учителем, чтобы этого достичь. При этом, надо успевать пройти всё по программе и подготовить детей к необходимым экзаменам (о них ниже). А ещё сейчас на учителей навалилась куча бумажной работы, которая съедает большое количество времени (кстати, знаю случаи, когда хорошие учителя уходили из школ именно из-за этого нововведения). И вот представьте: у учителя несколько классов, по тридцать (плюс-минус) человек в каждом (и хорошо, если класс спокойный, ведь есть такие, в которых дети на головах стоят, как нередко бывало у нас), на них по сорок минут в день, а то и в неделю. К каждому уроку нужно готовиться, нужно проверять тетради, плюс нужно написать разнообразные планы, отчёты и заниматься прочим бумагомарательством. Добавьте сюда ещё классное руководство. А, ведь, есть и семья, и личная жизнь. Я не хочу обидеть никого из представителей педагогической профессии (в каком-то смысле они тоже заложники системы), но большинство предпочитает идти самым простым путём – давать материал по учебнику и требовать рассказ с учебника, ведь это значительно упрощает работу. В итоге, ребёнок учится лишь зазубривать готовое знание. Такой метод очень и очень вреден – особенно сейчас, когда объём информации, которую надо узнавать, нарастает. Есть такие профессии, в которых сегодняшние знания завтра уже устареют. Чтобы успевать за развитием наук нужно, в первую очередь, учиться искать информацию и анализировать её самостоятельно. И, что важно, учиться понимать её, а в школе нередко требуют зубрёжку даже без понимания.

Отсутствие индивидуального подхода

О необходимости индивидуального подхода нам тоже внушают в педагогических ВУЗах, но на практике, всё по тем же, описанным в предыдущем пункте, причинам, применять его удаётся далеко не всегда.

Личность учителя

Есть в школах действительно хорошие учителя, но мой опыт и опыт многих моих знакомых показывает, что это редкость, а, между прочим, от личности учителя зависит очень многое в образовательном процессе. К сожалению, часто в школе работают люди, которые ненавидят свою профессию, относятся к работе пренебрежительно. Кстати, многие этого и не скрывают – на практике я слышала подобные разговоры даже в учительской.

Чему такие люди научат детей? А сколько всяких сцен мне приходилось наблюдать: психолог, орущий на детей в группе продлённого дня, учительница младших классов, чуть ли не матом кроющая своих учеников за то, что те шумят и бегают (что, кстати, в их возрасте естественно и необходимо). Многие могут мне возразить, что ребёнку нужно привыкать к такого рода поведению окружающих и учиться адекватно на него реагировать – это, вроде как, необходимый элемент социализации. Не уверена, что унижение и выслушивание чужих истерик – это то, через что непременно нужно пройти каждому. Ничего здорового в психике человека от такого опыта не появится – в лучшем случае он проигнорирует, в худшем обозлится, либо, наоборот, станет запуганным.

Заметьте, я не говорю и не буду говорить здесь о конфликтах со сверстниками и другими ребятами в школе и вне её (хотя, бывают совершенно вопиющие случаи травли и избиений, когда уже нужно вмешаться «со стороны») – их ребёнок обязан решать сам, через это человек должен пройти. Я говорю о взрослых людях, об учителях, которые, во-первых, должны быть образцом поведения для детей (да, а иначе и не следовало идти в школу), во-вторых, имеют определённый авторитет у ребёнка, особенно у младшего школьника – и для нормального взаимодействия и обучения потеря этого авторитета или же превращение его в страх трагичны.

Учебники

Нередко слышатся замечания от учителей по разным специальностям о том, что качество нынешних учебников страдает по сравнению с тем, что было в советские времена. Жалуются, что учить по ним невозможно. Есть даже случаи перехода на советские учебники, правда, не всякая школа на это пойдёт. Но дома, где родители имеют большую психологическую и формальную свободу выбора, можно использовать совершенно любые ресурсы.

Пустая трата времени

Есть немало детей, которые сидят на уроках большую часть времени впустую. Они быстро разбираются с темой, осваивают её, но вынуждены находиться в классе положенные 40 минут просто потому, что «так надо», а тем временем учитель пытается донести материал тем, кто его не понимает или спрашивает у доски домашнее задание. И хорошо, если это сложная интересная задача, а, ведь, часто это просто донесение зазубренного материала – параграфа из учебника, причём без анализа, без обсуждения, а просто чтобы показать, что вот этот ученик этот параграф изучил и может отчитаться.

Наиболее находчивые и ценящие своё время ученики начинают заниматься на уроке посторонними делами – рукоделием, другими предметами, например. Но в своей жизни я встретила лишь одну учительницу, которая спокойно воспринимала подобное поведение. Остальные сразу делают замечания и требуют эти занятия прекратить. Вот и приходится этим ученикам сидеть и плевать в потолок.

Дефицит времени

И вот тут назревает парадокс – при огромном количестве впустую потраченного времени, у ребёнка мало времени свободного – 6-7 (а то и 8) уроков в школе, а потом ещё домашнее задание на несколько часов. А ведь хочется ещё посещать дополнительные занятия, кружки по интересам. В итоге, на банальный отдых, на семью и друзей, на прогулки остаётся катастрофически мало времени.

Два последних пункта ясно говорят о том, что эффективному использованию такого ресурса как время в школе не учат, а учат совершенно обратному.

Сомнительное воспитание

Хочет того школа или нет, хотят того учителя или нет, но они воспитывают своих учеников. Как я уже упоминала, ребёнок проводит в школе значительную часть времени, и всё это время он подвержен влиянию школьной среды. В современной российской действительности я не могу быть уверена в том, что он получит в этой среде достойное нравственное воспитание – скорей наоборот, слишком значительным может оказаться для незрелой психики длительное систематическое разрушительное воздействие современной морали, а точнее отсутствия её в нашем обществе.

ЕГЭ

Нет, дети, находящиеся на домашнем обучении, тоже сдают ЕГЭ. Но в школе слишком много внимания уделяется выпускным экзаменам. Нет — не в том смысле, что нужно как можно лучше обучить детей предмету. Наоборот, часто вместо обучения имеет место быть просто натаскивание детей на сдачу экзамена просто чтобы те получили аттестат (здесь речь идёт, в первую очередь, о таких предметах, как русский язык и математика). С одной стороны, и учителю, и ученику проще – чтобы ученик выпустился из школы нужно знать не так уж много – можно набрать нужные баллы на простых заданиях (особенно теперь, когда по математике ввели «базовый» ЕГЭ). С другой стороны, делается это в ущерб более глубокому знанию и пониманию самого предмета. Те, кому эти предметы требуются в дальнейшем, в итоге обращаются к репетиторам, тратя время и деньги на то, что, по идее, должны были получить в школе. Остальные же так и остаются с ограниченными примитивными знаниями и идут с ними дальше по жизни.

Впрочем, эта лишь одна проблема, возникшая в школе после введения ЕГЭ, а есть и другие. О них подробней можно узнать в лекции «ЕГЭ или образование: третьего не дано». Конкретно о влиянии этого экзамена на школу говорится первые минут сорок – но и всю лекцию послушать интересно, так как лектор очень хорошо разбирается в теме.

В итоге, из-за описанных выше моментов общая ситуация в образовании мне кажется крайне нездоровой – потому в школе я видеть своих детей не хочу. Не исключаю, что всё может измениться, и школа начнёт снова выполнять свои функции качественно – тогда мои дети станут школьниками. Но сейчас я не вижу «света в конце туннеля» и готовлюсь учить их самостоятельно.