Услуги ценою в жизнь (о бесполезных способах излечения раковых больных).

Недавно довелось участвовать в одной дискуссии по поводу роли психологии в медицине. Диалог велся с давно известным мне человеком, психологом по образованию, который имел опыт работы по специальности психолог в медицинских учреждениях. В частности мы обсуждали вопросы оказания психологической помощи больным с онкологическими заболеваниями. Не хочу погружать случайного читателя в причины возникновения дискуссии, ее предмет и детали, но хочу поделиться своими выводами, поскольку в процессе общения, как я считаю, прозвучали слова отражающие, мысли многих людей, столкнувшихся с тяжелым недугом.

Итак, сначала хочу выразить свое отношение к психологам, работающими с онкобольными. Во-первых, таких специалистов очень мало. Другими словами, учитывая распространенность и серьезность заболевания, таких специалистов должно быть гораздо больше, чем существует в действительности. Долгое время я был убежден, что онкологические заболевания составляют некоторую тайну от самих больных. Понятное дело, онкология – это не насморк и даже не воспаление легких. Тем не менее, в нашей стране с диагнозом «онкология» никто особо не церемонится. История может случиться с каждым: детали у всех разные, а смысл у всех один. Еще вчера вы были здоровым или почти здоровым человеком, но наступает день, когда Вас могут попросить пройти анализы в медицинском учреждении, которое специализируется на онкологических заболеваниях. Сдать анализы в онкодиспансере или в онкоинституте – это еще не факт, что вы болеете раком, но смысл этих анализов объяснять никому не надо. В любом случае, еще до того, как врачи поставят вам официальный диагноз, человеку, погрузившемуся в мир отечественной медицины, суждено испытать многократный шок. Шок от безумных очередей, шок от разговоров  пациентов, шок от безразличия врачей, шок от реакции родных, близких, знакомых, шок от реакции работодателей и т. д. На мой взгляд, психологи в медицинских учреждениях и должны помочь преодолеть лишние страхи и сомнения. А главное, учитывая достижения прогресса в области медицины, психологи должны помочь людям понять, что рак не является приговором, столкнувшись с тяжелым недугом, пациентам как никогда требуется повышенное самообладание, запасы сил и жизненной энергии. На мой взгляд, психологи именно с этой целью призваны в немногочисленные больницы. Но вот беда, которую я увидел, пообщавшись с психологической братией. Вместо того, чтобы помогать людям, некоторые горе-специалисты под предлогом психологической помощи злоупотребляют доверием пациентов и используют свои знания сугубо в корыстных целях! На мой взгляд, подобное поведение псевдоспециалистов должно встретить жесткое социальное сопротивление. Постараюсь пояснить, что я имею в виду.

В нашем разговоре с психологом прозвучала фраза: рак – это психосоматическое заболевание, а значит, только мы (психологи) способны эффективно бороться с этим злом. Я усомнился в подобной постановке вопроса, поскольку считаю: а) чрезвычайно примитивным все онкологические заболевания сводить к психосоматике; б) психологи не являются лечащим персоналом, поэтому они не имеют права говорить о лечебном процессе. В ответ мне было предложено мнение «авторитетных международных» экспертов и множество их отечественных последователей в деле излечения онкологии с помощью психологии. Я решил поближе познакомиться с рекомендованными специалистами. Делюсь своими впечатлениями.

Первое, что бросилось в глаза, так это щедрость обещаний негодяев, скрывающихся под личиной психологов. Вот далеко не все лозунги, которые они используют в своей черной работе: «Мы победим рак! Эффективное лечение даже на 4-ой стадии! От рака можно избавиться! Лечение без химии и операций!» Я не поленился и связался с рекомендованными центрами психологической борьбы с онкологией. Разговор во всех случаях складывался по единому сценарию. Первым делом я под предлогом потенциального клиента, пытался узнать, действительно ли «люди» обещают выздоровление. К моему удивлению щедрость психологов не имела границ, за каких-то несколько сотен тысяч рублей мне обещали провести курс лечения, гарантирующий положительную динамику. Сколько таких курсов надо пройти до полного выздоровления мне никто ответить не мог, но в любом случае надо понимать, что прекращать «лечение» нельзя. За первым курсом неминуемо последует второй, за вторым третий и т.д. На мой вопрос: «В чем тогда  заключается их 100% гарантия излечения от недуга?» - мне никто ответить не мог. Я с трудом представляю себе подобную ситуацию, например, в химчистке, когда с потребителя берут деньги за услугу, но потом, не выполнив работу, под предлогом «положительной динамики» предлагается оплатить второй, третий, четвертый курс чисток и так до бесконечности. На мои аргументы, как правило, мне отвечали, что в медицине нет гарантий. Отчасти я бы мог согласиться с такой постановкой вопроса, но я ни в одной больнице даже в морге не видел объявление: «Гарантия 100%».   

Момент второй.

После того как я не смог получить внятный ответ на вопрос: за что с меня собираются брать деньги, мне естественно захотелось посмотреть на письменные обязательства столь дорогостоящей услуги. И вот чудо, меня ждал настоящий сюрприз. Услуга, которая судя по рекламе должна избавлять людей от тяжелого заболевания, по договору называется психологической консультацией!!! Во как! Дорогие психологи, оказывается, берут за свои консультации денег больше чем ведущие врачи мира, но при этом не несут никакой ответственности!!!

Момент третий, но не последний. После того как я понял, что меня собираются просто-напросто «развести», я задаю вопрос с которого начинал все эти беседы с мерзавцами, но уже  повышенным тоном: «Вы онкологию лечите? Или вся ваша реклама – это сплошная ложь для убитых горем больных людей? Если лечите, то прошу предоставить лицензию на медицинскую деятельность. Лицензии естественно у психологов не было, прикрываясь демагогией, что психотерапия – это уже не психология, но еще и не терапия, что они (психотерапевты) подобно вакууму заполняют собой пространство между психологией и медициной. Я услышал многочисленные рассказы о том, что все эти психологические методики давно проверены на практике, а практика, как известно, является критерием познания. Но вот очередной конфуз с их стороны, как только я спрашивал статистические данные «лечения», чтобы убедиться в «проверенности методик», так неминуемо оказывалось, что данных в конкретном психологическом центре еще недостаточно для построения статистического ряда. То есть для рекламы у них данных достаточно, а для достоверного статистического ряда данных недостаточно. Другими словами сказать, все проверенные мной психологические центры, работали по принципу «воров на доверии». При всем сказанном особо возмущает масштаб цинизма: некоторые такие «психологические центры» по лечению онкологических заболеваний не стеснялись на свои заглавные страницы интернет сайтов помещать случаи излечения больных недельной давности. Ведущим клиникам мира требуется годы наблюдения за больными, чтобы убедиться в эффективности лечения, а шарлатанам в белых халатах с корочкой «психолог» достаточно недели, чтобы раструбить нам весь мир о своих «победах».

Момент четвертый. Интернет пестрит рекламой. Реклама бывает разной: нужной, ненужной, полезной и бесполезной. А вот психологи, которые «лечат» онкологию очень любят распространять информацию об излеченных больных. По замыслу преступников информация о конкретных случаях выздоровления должна вызывать доверие у будущих жертв обмана. Но мы живем с вами в информационном XXI веке, где, разместив в открытом доступе информацию о конкретном человеке, указав фамилию, имя, город проживания, возраст и фотографию, можно легко узнать, если не все, то многое. Мне лично пришлось немного потрудиться, но я нашел некоторых людей, которые широко рекламировали подобные услуги. Результат поиска такой: ни один человек не подтвердил факт своего излечения от онкологии с помощью консультаций психологов и психологических игр. Реклама - двигатель торговли, нечестная реклама – двигатель нечестной торговли, в т.ч. торговли здоровьем.

В заключении хочу обратиться ко всем людям, которые попали в сложные ситуации: все большое привлекает внимание мошенников. Большое горе привлекает мошенников не меньше, чем большие деньги. Не подавайтесь на уловки преступников, новомодные течения нетрадиционными методами лечения – ошибка может вам обойтись слишком дорого. Оглянитесь по сторонам, найдите вокруг себя нечто доброе, бескорыстное, сильное и идите навстречу добру. Если Вам сделают «уникальное» предложение с гарантированным результатом, вы не стесняйтесь, спросите мнение специалистов, поищите отзывы пациентов, поинтересуйтесь биографией людей, которые проходили «чудодейственные» курсы лечения несколько лет назад, пообщайтесь с их родственниками, знакомыми. Как правило, люди, вылечившиеся от тяжелой болезни, остаются благодарными своим врачам на всю оставшуюся жизнь. А врачи, которые действительно лечат больных, никогда не говорят, что гарантируют результат на 100%, они не нуждаются в рекламе, народная благодарность – это самая лучшая в мире реклама. С мошенниками ситуация обстоит наоборот, они сами себе поют дифирамбы,  их не интересует здоровье пациентов, их прежде всего интересуют деньги и выдает собственная гордыня. На последнее качество обратите особое внимание (мошенники часто свои аферы называют собственным именем).

Как я выяснил, отличить преступников в халатах от настоящих врачей не трудно, важно проявить внимательность и немного скрупулезности. Не дайте себя обмануть. При этом хотелось бы, чтобы правоохранительные органы небезучастно относились к здоровью населения, статью уголовного кодекса о незаконной медицинской практике никто не отменял… Да и реклама магов и чародеев на медицинском поприще меня, с учетом всего сказанного, сильно раздражает.